Организация обучения и присваиваемые квалификации. Полное среднее образование на территории Австралии осуществляется в средней общеобразовательной школе общей продолжительностью 12 лет по следующим
Полное среднее образование на территории Австралии осуществляется в средней общеобразовательной школе общей продолжительностью 12 лет по следующим последовательным ступеням:
- начальная школа (1-6 или1-7 классы);
- младшая средняя школа (7-11 или 8-11 классы);
- старшая школа – заключительный цикл среднего образования, осуществляемый в течение 2 лет (11 –12 классы) и открывающий доступ в высшую школу.
В школьном образовании Австралии наблюдается некоторое различие в длительности этапов, систем оценок и названий документов об образовании, но в большинстве штатов Австралии школьное образование начинается в подготовительном классе для детей в возрасте 5 лет, после чего следует 6- или 7-летний этап начальной школы. Продолжительность среднего образования, состоящего из двух этапов, составляет 5 или 6 лет в зависимости от длительности начального образования и реализуется как в государственных, так и негосударственных общеобразовательных или многоцелевых средних школах. При успешном окончании этапа младшей средней школы выпускники получают Свидетельство о 10-летнем образовании (Junior Secondary Certificate of Education – Year 10 Certificate). Обладатели этого документа имеют право продолжить образование в общеобразовательных или многоцелевых старших средних школах или старших колледжах и после двух лет обучения получить полное среднее образование, которое подтверждается Свидетельством о 12-летнем образовании (Senior Secondary Certificate of Education – Year 12 Certificate). Данный документ дает доступ в высшие учебные заведения страны, в том числе и в университеты.
К высшим учебным заведениям Австралии относятся университеты, колледжи продвинутого образования (Colleges of Advanced Education) и колледжи технического и дополнительного образования.
Различные высшие учебные заведения предъявляют разные вступительные требования к уровню оценок по отдельным дисциплинам.
Этап основного университетского образования завершается получением степени бакалавра (Bachelor Degree) – после трехлетнего обучения по гуманитарным и естественнонаучным специальностям, четырехлетнего обучения по педагогическим и инженерным специальностям, пятилетнего обучения по специальностям в области ветеринарии, стоматологии и архитектуры и шестилетнего обучения в области медицины. Степень бакалавра в области гуманитарных и естественных наук, полученная после трех лет обучения обычно считается проходной Bachelor’s Degree (Pass), а после четырех лет – степенью бакалавра с отличием Bachelor’s Degree (Honours), только такой документ дает доступ к программам следующей ступени высшего образования. Получением данных дипломов завершается основной этап высшего образования.
После двухлетнего обучения в университете возможно получение диплома (Diploma) по какой-либо специальности, а после трехлетнего обучения – получение диплома повышенного уровня (Advanced Diploma).
В высших учебных заведениях Австралии предлагаются различные программы послевузовского обучения. Шестимесячная подготовка после получения степени бакалавра приводит к получению Свидетельства послевузовской подготовки (Graduate Certificate), а после годичной подготовки – послевузовского диплома (Graduate Diploma) по избранному направлению профессиональной подготовки.
Обладатели степени Bachelor’s Degree (Honours) с достаточно высокими итоговыми оценками имеют право поступления на магистерскую программу продолжительностью от одного до двух лет, при этом годичный курс обучения завершается присвоением проходной магистерской степени, а двухлетний – магистерской степени с отличием (Magister’s Honours Degree). Дополнительным условием приема на магистерские программы в области медицины и инженерных наук является наличие опыта практической работы.
Продолжительность докторских программ, завершающихся присуждением степени доктора философии (PhD), составляет от 3 до 5 лет. На такие программы в виде исключения принимаются и обладатели степени Bachelor’s Degree (Honours), имеющие значительные академические успехи.
Степень почетного доктора в научной (Higher Doctorate in Science (DSc)) и гуманитарной (Higher Doctorate Humanities (DLitt)) области присуждается многими университетами при внесении ученым значительного научного вклада в определенной области знаний.
Учебные заведения неуниверситетского сектора образования принимают на обучение как выпускников младшей средней школы, получивших Свидетельство о 10-летнем образовании (Junior Secondary Certificate of Education – Year 10 Certificate), так и обладателей Свидетельств о 12-летнем образовании (Senior Secondary Certificate of Education – Year 12 Certificate). Обучение по программам профессиональной подготовки имеет выраженный цикличный характер. Продолжительность различных программ профессионального обучения в государственных колледжах технического и дальнейшего образования, а также других государственных и негосударственных центрах профессиональной подготовки составляет от нескольких недель до 1 года, успешное завершение этих программ подтверждается получением Свидетельств I-IV уровней (Certificate I-IV); 2-2,5 летние программы профессионального обучения приводят к получению диплома (Diploma); продолжение обучения еще в течение от одного до двух лет завершается получением диплома повышенного уровня (Advanced Diploma). Наиболее успешные студенты могут продолжить свое обучение и после 1,5 – 3,5 лет обучения получить степень бакалавра по избранному направлению профессиональной подготовки.
Отличительной особенностью высшего образования Австралии является высокий уровень развития дистанционных технологий.
Система оценок
В средних школах каждого штата и территории Австралии применяется своя шкала оценок, наиболее распространенной является литерная шкала, использующая буквы от А до Е (А – максимально возможный балл, а Е – минимальный балл). В высших учебных заведениях для додипломного обучения с 1988 года введена следующая шкала оценок – High Distinction (HD), Distinction (D), Credit (С), Pass (P) и Fail (F), имеющая следующее соответствие с процентной: High Distinction (HD) – 80-100%, Pass (P) – 50-60% и Fail (F) – ниже 50%. Ниже приводится примерное соотношение национальной и российской систем оценок.
Национальная | Российская | ||
баллы | качественная оценка | баллы | качественная оценка |
100-80 | High Distinction (отлично) | отлично | |
79-70 | Distinction (очень хорошо) | хорошо | |
69-60 | Credit (хорошо) | ||
59-50 | Pass (удовлетворительно) | удовлетворительно | |
менее 49 | Fail (плохо) | неудовлетворительно |
Страны Азии
Бангладеш
- Общая схема уровней образования и получения квалификаций
2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.
Количество студентов на 10 тыс. населения | |
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97) | 879 тыс. |
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО) | . . . |
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) | . . . |