Организация обучения и присваиваемые квалификации

Французская и фламандская общины Бельгии имеют свои собственные системы образования. Хотя основные структурно-организационные параметры образования в обоих общинах совпадают, они различаются терминологически, т.к. в первом случае все наименования и названия в образовательных документах выполняются на французском языке, а во втором случае – на фламандском.

Система итогового образования в Бельгии включает в себя следующие основные ступени:

- начальное или элементарное образование длительностью 6 лет, осуществляемое с 6-летнего возраста в начальных школах;

4-летнее базовое (неполное общее среднее) образование состоящее из двух последовательных периодов по 2 года каждый, которые проходят в профильных школах разного типа;

заключительный 2-летний цикл полного общего среднего образования.

Три последовательных цикла среднего образования определяются как циклы наблюдения, ориентации и самоопределения. Если на первом цикле среднего образования содержание обучения практически одинаково для всех направлений, то начиная со второго, в программах обучения появляются различия, масштабы которых возрастают по мере дальнейшего обучения. По окончании второго цикла учащиеся уже практически привязаны к определенному профилю и, чтобы изменить его, им придется пройти дополнительный год переориентации. На третьем заключительном цикле учащиеся окончательно утверждают свой выбор. Общеобразовательная компонента их обучения на этом цикле существенно сокращена по сравнению с профильной компонентой.

Во французской общине заключительные циклы среднего образования проводятся по двум направлениям (секциям). Первое направление называется переходным, поскольку его главное назначение – подготовка к высшему образованию. Это направление имеет два профиля: общеобразовательный и технический. Оно осуществляется в традиционных учебных заведениях – лицеях и атенеумах. Второе направление называется квалификационным, так как его главной целью является вступление в трудовую жизнь при сохранении возможности продолжения образования в вузе. Обучение по этому направлению проводится в относительно недавно созданных технических институтах, заменивших собой средние профессиональные школы.

Выпускники третьего заключительного цикла общеобразовательного и технического профиля получают свидетельство о «высшем среднем образовании» (Certificat d`Enseignement Secondaire Supéreur) с указанием профиля подготовки, которое дает право поступления в вузы.

Выпускники технических институтов после третьего цикла обучения получают профессиональное свидетельство без права поступления в вуз. Во многих технических институтах организовано также дополнительные (седьмые) классы с узкопрофессиональной или более широкой технической ориентацией. Если в учебной плане этого дополнительного года обучения не менее 40% отведено на изучение общеобразовательных дисциплин, то учащиеся, успешно окончившие этот класс, также получают свидетельство о высшем среднем образовании.

В средних школах фламандской общины профильное обучение проводится по трем направлениям среднего образования: общеобразовательное, художественное и техническое, для которых общая длительность этой ступени образования составляет 6 лет (три периода по 2 года каждый), и по профессиональному направлению, последующий период обучения на котором удлиняется на 1 год (вся ступень – 7 лет). Выпускники всех указанных направлений получают дипломы о среднем образовании (Diploma Secundar Onderwijs) с указанием профиля подготовки.

Указанные выше свидетельства и дипломы о полном среднем образовании дают право на поступление во все высшие учебные заведения Бельгии независимо от общинной принадлежности вуза и места получения школьного свидетельства при условии соответствия профиля полученой предполагаемой подготовки. Вступительные экзамены имеют место при поступлении в университеты на некоторые инженерные специальности и на все медицинские специальности.

Система высшего образования обеих главных общин Бельгии подразделяются на вузы, обладающие и не обладающие университетским статусом. Первый из них (университеты и некоторое количество функционирующих самостоятельно университетских факультетов) имеют классическую ступенчатую структуру подготовки состоящую из трех циклов. Первый цикл – двухлетнее базовое образование, завершающееся получением промежуточного свидетельства «кандидата»: Certificat de Candidature или Kandidaat для французской и фламандской общин соответственно. Второй цикл – специализированная подготовка сроком 2-3 года, по окончании которой присваивается степень лиценциата Licence (Licentiaat). По ряду дисциплин второй цикл завершается получением профессиональной квалификации инженера, фармацевта, преподавателя школы или врача. В этом случае время обучения удлиняется на 1-3 года. И, наконец, третий цикл длительностью 1-2 года ведет к получению «диплома о специализированном образовании» Diplome d` Etudes Supérieures Specialisees – DESS (Gediplomeerde in de Gespecialiseerde Studies) или «диплома об углубленной подготовке» Diplome d` Etudes Approfondies (Gediplomeerde in de Aanvullende Studies) в соответствующей области знаний. В первом случае подготовка ориентированна на профессиональную специализацию, во втором – на научные исследования.

В 1995г. во французской общине был издан Декрет, регламентирующий высшее образование. Университетские образовательные программы были сгруппированы в три сектора: научный, технический и сектор искусств. Подготовка в этих секторах осуществляется по 22 направлениям.

Согласно Декрету, высшее образование неуниверситетского типа, представленное высшими школами и институтами, было распределено по следующим 8 направлениям: техническое, экономическое, сельскохозяйственное, художественное, социальное, педагогическое, а также направление здравоохранения и по подготовке переводчиков.

Обучение по этим направлениям может быть двух типов: короткий и длинный. В первом случае 3-летнее образование завершается дипломом «выпускника» (Gradué) с указанием профессиональной квалификации. Во втором случае образование сроком 4-5 лет (может состоять из двух циклов) завершается получением степени лиценциата или диплома инженера, уровень которого приравнен к уровню соответствующего университетского диплома.

В настоящее время проводится работа по адаптации этих новых квалификаций к требованиям, предусмотренным Болонской декларацией о введении системы сопоставимых квалификаций бакалавра и магистра.

В вузах Фландрии с 1999/2000 уч.г. введена образовательная программа с целью получения степени бакалавра со сроком обучения 3 года, для завершения которой будет необходимо получить 180 европейских зачетных кредитов. Предусмотрены два типа этой образовательной программы: программа, осуществляемая в высших профессиональных школах и завершающаяся получением «профессионально-ориентированной» степени бакалавра, и программа, реализуемая в университетах с целью получения «академической» степени бакалавра. Следующая ступень подготовки – для получения степени магистра (Master`s Degree) – потребуется 1 год обучения и 60 дополнительных кредитов.

На эту ступень будут приниматься «академические» бакалавры, а для «профессиональных» бакалавров потребуется прохождение специального подготовительного курса. Квалификация магистра имеет исследовательскую ориентацию и рассматривается как предварительная ступенька для выполнения докторской программы.

Наряду с вышеописанными квалификациями бакалавра и магистра предусмотрены также соответствующие «продвинутые» степени, ориентированные на дополнительную специализацию по профилю полученной подготовки. Степень «продвинутого» бакалавра смогут получить «профессиональные» бакалавры в результате успешного обучения в высшей профессиональной школе, аттестованной для данного уровня подготовки.

В свою очередь, степень «продвинутого» магистра смогут получить магистры в результате успешного завершения ими 1 года дополнительного специализированного обучения в университете или в одной из ведущих высших профессиональных школ. Описанная выше новая структура уровней и квалификаций будет полностью введена в высшей школе в высших учебных заведениях фламандской общины Бельгии в 2004 – 2005 уч.г.

Система оценок

В системах образования франкоязычной и фламандской общин, которые до 1988г. использовали 20-балльную систему оценки знаний, аналогичную французской системе, в настоящее время применяются различные шкалы оценок, которые описаны ниже.

Во франкоязычной общине в школьном образовании применяется 10-балльная шкала оценок, в которой высшей оценкой является 10, а низшей – 1. При этом проходным баллом является оценка 5 (4), что устанавливается самостоятельно руководством образовательного учреждения для определенного аттестационного периода.

Во фламандской общине в школьном образовании используются 20-ти балльная система в которой наивысшая оценка – 20, диапазон оценок от 10 до 20 – соответственно положительные оценки, а 10 - «проходной» рубеж.

В высшей школе обеих общин используется процентно- цифровая система оценок в которой оценка 80 % и выше– рассматривается как «отлично», от 70 до 80% – «хорошо», от 60 до 70 % - «удовлетворительно»; а 60 % - рассматриваются как «проходной» рубеж.

Великобритания

  1. Общая схема уровней образования и получения квалификаций

Организация обучения и присваиваемые квалификации - student2.ru

2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.

Количество студентов на 10 тыс. населения  
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97)   2 млн. 67 тыс.
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО)   4%
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) 274 тыс.

Наши рекомендации