Виды педагогической деятельности и соответствующие им педагогические действия
Виды педагогической деятельности | Педагогические действия |
1. Прогностическая – предвидение и прогнозирование результата педагогической деятельности и моделирование педагогического процесса. | - анализ педагогической ситуации; - выдвижение педагогических целей; - отбор возможных способов их достижения; - предвидение результатов; - определение этапов - педагогического процесса и распределение времени |
2. Проектировочная и конструктивная – проектирование и планирование педагогического процесса | - конкретизация целей и задач на основе диагностики потребностей, интересов и возможностей учащихся; - определение этапов и способов их реализации; - отбор и композиция учебного материала; - определение педагогических условий: материальных, организаторских, психологических; - планирование своих действий и действий учащихся. |
3. Организаторская – организация своих педагогических действий и деятельности учащихся | - создание мотивации у учеников к предстоящей деятельности; - интеграция и адаптация учебного материала к уровню подготовленности обучающихся, их жизненному опыту; - организация совместной деятельности школьников с помощью разнообразных форм и методов; - стимулирование познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся |
4. Коммуникативная – построение межличностного взаимодействия и отношений, создающих условия для организации эффективного педагогического процесса. | - восприятие (перцепция) психологического состояния партнеров по общению; - определение их индивидуальных особенностей на основе адекватной интеграции внешних сигналов; - осуществление коммуникативной атаки – привлечения к себе внимания; - установление психологического контакта с классом, с каждым учеником; - управление общением в процессе совместной деятельности: распределение внимания, быстрое реагирование на возникающие барьеры в общении и их преодоление на основе сотрудничества и равноправного партнерства. |
5. Рефлексивная – подведение итогов своей педагогической деятельности | - контроль результатов образовательного процесса; - анализ и оценка полученных результатов с точки зрения их соответствия замыслу и условиям; - выяснение причин успехов и неудач; - определение направлений коррекции своей деятельности и профессионального совершенствования. |
Представленная в таблице структура педагогических действий, безусловно, не отражает полностью их многообразия. Необходимо помнить также, что педагогический процесс состоит из двух равно значимых составляющих - обучения и воспитания, которые сами по себе являются специфичными сферами педагогической деятельности и имеют свои особенности. Вместе с тем каждая из них включает в себя данные действия, овладение которыми дает возможность учителю строить целостный педагогический процесс системно и технологично.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие профессиональные функции должен выполнять педагог?
2. Определите на основе данных функций возможные профессиональные роли педагога.
3. Назовите основные виды профессиональной деятельности педагога и раскройте специфику каждой из них.
4. Каким образом связана научно-методическая деятельность учителя с другими видами педагогической деятельности?
5. Попробуйте выделить основные этапы управленческой деятельности классного руководителя, преподавателя.
6. Какова структура педагогической деятельности? Постройте на основе ее последовательность действий педагога, лежащих в основе преподавания.
Подумайте об этом:
Воспитание – это наука, научающая наших детей обходиться без нас
Э.Легуве
* * *
Воспитывать – значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам
А.Моруа
* * *
Если культура – это то, что остается, когда все забыто, то воспитание остается, когда все потеряно.
Н.Ротшильд
* * *
От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.
Д.Локк
* * *
Образование метода мышления, помыслов и нравов – вот что заслуживает имени воспитания, а никак не преподавание, обучение.
И.Гердер
* * *
Обучать ребенка – значит помочь ему познать суть свободы и полноты жизни.
Д.Кришнамурти
* * *
Глубоко, даже блестяще знать свой предмет – еще не значит быть педагогом. Хорошо вести уроки и быть в стороне от жизни, от борьбы за переустройство мира и человека – значит плохо делать свое главное учительское дело – ваяние личности учеников.
М.П.Щетинин
* * *
Воспитание строится по Закону Неповторимости: каждый человек может быть Образ-ован только один раз. Детство не дается повторно, чтобы можно было начать все с нуля, избрать другую идею Образ-ования в противовес той, которая не оправдала надежды. Идти путем проб и ошибок, с целью поиска лучших педагогических достижений опасно тем, что если будут допущены ошибки, то их уже не стереть с помощью других проб. Упущение в развитии ребенка какой-либо «мелочи» может завершиться печально и даже трагично. Искажение пути раскрытия Образа отдаляет ребенка от своего назначения в жизни.
Ш.А.Амонашвили
Советуем прочитать:
1. Алексин А. Школа – прежде всего учитель. – М., 1989.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 198
3. Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. – М., 1991.
4. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М., 1965.
5. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей – будущее народа. – М., 1988.
6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
7. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Соч. – Т.1. – М., 1983.
8. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991.
9. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.
10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
Источники
1. Кабо В. Предисловие // Д.Эрвильи. Приключения доисторического мальчика. – М., 1973.
2. Монро П. История педагогики. Часть 1. Древность и средник века. – М., 1917.
3. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. – СПб.; Воронеж, 1995.
4. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
5. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. – 1991. - №10. – С.385-397.
6. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. – М., 1981.
7. Монтессори. – М., 1999. (Антология гуманной педагогики).
8. Рерих Н.К. О Вечном…. – М., 1991.
9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995.
10. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6т. – Т.6. – М., 1980.
11. Маслоу А. Мотивация и личность. Пер. с англ.. – СПб., 1999.
12. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
13. Кнебель М. Поэзия педагогики. – М., 1984.
14. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. и др. Человек и его символы. – М., 1997.
15. Гончаренко Н.В. Духовная культура: источники и движущие силы прогресса. – Киев, 1980.
16. Бондаревская Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. – 1999. - №5. – С.41-52.
17. СЛАСТЕНИН. – М.,2000.