Влияет ли возраст начала школьного обучения на успеваемость и школьные достижения?

В вальдорфской школе большое значение придается тому, чтобы по возможности ребенок начал обучение в школе лишь после того, как ему исполнится семь лет, а 6–летних детей стремятся оставить еще на один год в детском саду в качестве «старших». Исследование, касающееся эффективности влияния раннего начала школьного обучения на успеваемость, проведенное профессором доктором Patrick A. Puhani и дипломированным экономистом Andrea M. Weber, Технический университет Дармштадт (Does the Early Bird Catch the Worm? Instrumental Variable Estimates of Educational Effects of Age of School Entry in Germany. Oktober 2005. IZA Discussion Paper No. 1827) показывает, что долгосрочное положительное влияние оказывается на тех детей, которые начали образование в школе не с шести, а когда им было около семи лет. Фора зрелости, имеющаяся у более старших первоклассников, приводит к тому, что в конце начальной школы они обладают гораздо лучшими навыками понимания прочитанного и с большей вероятностью поступают в гимназию. В свете этих результатов, польза политики все более раннего возраста приема детей в школу кажется сомнительной, если в ней не учитывается различные стадии развития, на которых находятся дети.

Эти сведения основаны на новом научном исследовании, которое провели Patrick A. Puhani и Andrea M. Weber (Технический университет Дармштадт). При этом оценивалось большое количество данных о школьниках, связанных с возрастом, в котором они начали обучение в школе. Исследование учитывает, что возраст, в котором начинается обучение в школе, в свою очередь может зависеть от характера школьниц и школьников, который непосредственным образом влияет на последующую школьную успеваемость. Так, например, можно предположить, что дети, которые поздно пошли в школу, часто классифицируются родителями или учителями как изначально менее способные к учебе. При простом сравнении детей, которые пошли в школу в разном возрасте, не будет учитываться тот факт, что в отношении этих детей (вне зависимости от фактического эффекта возраста, в котором они пошли в школу) следует ожидать разницы в их успеваемости. Но использование статистических «эконометрических» методов позволяет ответить на вопрос о воздействии более позднего возраста, в котором ребенок идет в школу, избегая подобных ненадежных сравнений.

В данном исследовании помимо всего прочего использовались данные исследования понимания прочитанного школьниками начальных классов в Германии ICLU, для того, чтобы оценить воздействие возраста начала школьного образования на результаты введенного в 2001 году теста на понимание прочитанного. В отношении статистически значимой выборки из 6600 четвероклассников выяснилось, что школьники, которые позже пошли в школу, показали отчетливо более хорошие результаты теста, чем дети, которые пошли в школу рано. Эти результаты были подтверждены оценкой данных, содержащих сведения о всех школьниках, которые обучались в 2004/2005 гг. в гессенских школах. Оценка данных о 182676 гессенских школьниках, которые пошли в школу в 1997–1999 гг. показала, что возраст, в котором дети начинают школьное обучение, коррелирует с последующей формой обучения (например, поступит ли ребенок в гимназию). Измеренные эффекты связаны с началом школьного образования, которое производится на основе общепринятых правил, для которых имеет значение месяц, в котором родился ребенок. Так дети, которые рождены осенью или зимой, обычно старше, чем дети из того же класса, которые родились в более ранние месяцы. Достоверность результатов также подтверждается и результатами небольшого опроса среди 25 директоров гессенских школ, большинство из которых жаловались на недостаточную для школы зрелость рано пошедших в школу первоклассников, в особенности в отношении их способности к концентрации, умения справляться с трудностями и неудачами и самоорганизации. Полная версия исследования под названием «Does the Early Bird Catch the Worm? Instrumental Variable Estimates of Educational Effects of Age of School Entry in Germany» может быть бесплатно получена в формате .pdf по адресу: hpttp://ideas.repec.org/p/iza/izadps/dp 1827.html

Наши рекомендации