Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. 5 страница
58. Догмы и ритуалы ислама: исповедание, молитва, пост, паломничество, обязательная милостыня.
59. Сунниты и шииты.
60. Место религии в современном мировоззрении
61. Религия и социокультурный кризис современности.
62. Общие тенденции развития религий на современном этапе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2009.
2. Лобазова, О. Ф. Религиоведение: учебник / О. Ф. Лобазова. – 5-е изд-е, испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2008.
3. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд-е. – М.: Гардарики, 2009.
Дополнительная:
1. Введение в науку о религии: четыре лекции / Под общ. ред. А. Н. Красинкова. – М.: Высшая школа, 2002.
2. История религий в России: учебник / под ред. О. Ю. Васильевой. – М.: РАГС, 2004.
3. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь минимум / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Гардарики, 2002.
Составители: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов, ст. преподаватель О.М. Калинина кафедры «Философия и культурология».
Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» Т.М. Бердышева.
4. общиЕ математическиЕ и естественнонаучныЕ дисциплинЫ
Федеральный компонент
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – сформировать у студентов комплексный подход к пониманию специфики гуманитарного и естественнонаучного компонента культуры, возможностей рационального естественнонаучного подхода и его дополнительной природы по отношению к художественному методу освоения действительности.
Задачи дисциплины – научить студентов:
– анализу естественнонаучных процессов на основе целостного взгляда на окружающий мир;
– пониманию сущности конечного числа фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания;
– принципам научного моделирования природных явлений.
В результате изучения дисциплины студент должен быть подготовлен к решению задачи успешного изучения цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе глубокого понимания физической сущности рассматриваемых при этом процессов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» студент должен:
· знать:
– сущность физических явлений, протекающих в окружающем мире, и научные теории, описывающие их, основные понятия, модели и законы механики, статистической физики и термодинамики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, физики твердого тела, ядерной физики;
– принципы преемственности, соответствия и непрерывности в изучении природы, а также необходимость смены адекватного языка описания по мере усложнения природных систем: от квантовой и статистической физики к химии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам, человеку, биосфере и обществу;
· уметь:
– формировать представления о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу;
– использовать физические законы и основные подходы к моделированию и исследованию реальных систем на основе концепций и методов современного естествознания;
· получить навыки:
– проведения физических измерений и обработки их результатов.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
Раздел 1:Физика глазами гуманитария | |||||||
1. | Введение. История естествознания. | - | - | ||||
2. | Механическая картина мира | - | - | ||||
3. | Строение вещества. Основы молекулярной физики. | - | - | ||||
4. | Электромагнитная картина мира | - | - | ||||
5. | Становление квантово-полевой картины мира | - | - | ||||
6. | Физика как целое | - | - | - | |||
7. | Диалектика и проблемы развития химической формы движения материи | - | - | ||||
Раздел 2:Жизнь. Живые системы и человек. | |||||||
8. | Живые системы | - | - | ||||
9. | Человек: организм и личность | - | - | ||||
10. | Биосфера и цивилизация | - | - | ||||
11. | Перспективы биологии | - | - | - | |||
Раздел 3: Эволюционно-синергетическая парадигма: от целостного естествознания к целостной культуре | |||||||
12. | Формирование эволюционного естествознания | - | - | ||||
13. | Динамический хаос – фундаментальное свойство реальности | - | - | ||||
14. | Заключение | - | - | - | - | ||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1: Физика глазами гуманитария
Введение
Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с общетеоретическими и специальными дисциплинами.
Тема 1. История естествознания
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научные методы познания. История естествознания – от Древней Греции до средневековья. Эпоха Возрождения. Борьба за гелиоцентрическую систему мира: Леонардо да Винчи, Коперник, Дж.Бруно, Кеплер, Галилей. Диалектика развития физики. Философия и физическая картина мира. Две закономерности истории развития физики – революционная и эволюционная. Панорама современного естествознания. Тенденции развития.
Практическое занятие 1:
Методология естественнонаучного исследования.
Отработка основных этапов общего методологического подхода выполнения научного исследования в рамках сформулированной научной задачи на примере теории Ломброзо.
Практическое занятие 2:
Логико-математические подходы в науке.
Решение конкретных модельно-теоретических задач методом парадоксов.
Практическое занятие 3:
Элементы космологии.
Решение задач с использованием закона Хаббла.
Тема 2.Механическая картина мира
И.Ньютон и становление механической картины мира. Взаимодействиедискретных объектов – физика частиц. Корпускулярная концепция описания природы. Законы динамики и детерминизм Лапласа. Концепция дальнодействия и близкодействия. Импульс, момент импульса и энергия – как меры движения. Законы сохранения. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Пространство, время, движение как абсолютные категории. Принципы симметрии. Единство и универсальная взаимосвязь явлений природы.
Практическое занятие 1:
Основы метрологии.
Ознакомление с основными понятиями и правилами метрологии. Измерение линейных размеров одним из видов измерительных устройств по одному из методов измерений.
Практическое занятие 2:
Космическая метрология.
Изучение метода измерения скоростей космических объектов, основанного на оптическом эффекте Доплера.
Практическое занятие 3:
Моделирование гармонии.
Изучение закона гармонии и красоты на примере математической модели «золотой пропорции».
Тема 3. Строение вещества. Основы молекулярной физики
Успехи механической картины природы в описании тепловых явлений. Молекулярно-кинетическая теория. Теплота как форма энергии. Первое начало термодинамики. Температура. Микроскопическая теория теплоты. Идеальный газ и его законы. Кинетическая теория газов. Распределение Максвелла. Второе начало термодинамики. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Энтропия. Принцип возрастания энтропии. Динамические и статистические закономерности в природе. Абсолютизация механической картины мира и ее крушение.
Практическое занятие:
Математика и спорт.
Применение методов математической статистики для проектирования спортивных квалификационных нормативов.
Тема 4.Электромагнитная картина мира
Электростатическое взаимодействие. Закон Кулона. Принцип суперпозиции. Электрический ток и его законы. Магнитное поле тока. Движение заряженных частиц в магнитных полях. Явление электромагнитной индукции. М.Фарадей и концепция близкодействия. Д. Максвелл и становление электромагнитной картины мира. Мир непрерывных объектов – физика полей. Континуальная концепция описания природы. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Уравнения Максвелла. Электромагнитная природа света. Явление интерференции, дифракции, поляризации света. Идея голографии. Принципы относительности. А.Эйнштейн и относительность пространства и времени. Основы специальной теории относительности. Второй этап в развитии электромагнитной картины мира. Абсолютизация электромагнитной картины мира.
Практическое занятие 1:
Релятивистское движение. Элементы специальной теории относительности.
Изучение законов единого четырехмерного пространственно-временного континуума.
Практическое занятие 2:
Элементы общей теории относительности.
Практические задачи по теоретическому исследованию состояния равновесия звезд.
Тема 5.Становление квантово-полевой картины мира
Физика возможного. Недостаточность классического описания природы. Макс Планк и квантовый характер теплового излучения. Фотоэффект и его объяснение Эйнштейном. Эффект Комптона. Строение атома и теория Н. Бора. гипотеза де-Бройля и формирование квантовой механики Шредингера-Гейзенберга-Дирака. Физические величины, состояния, средние значения, флуктуации.Принципынеопределенности и дополнительности. Квантовые переходы и излучения. Квантовая физика вокруг нас: лазеры, транзисторы, сверхпроводимость. Квантовая физика – ключ к субатомному миру: кварки, адроны, ядра атомов.
Вероятностная форма закономерности и причинности в квантово-полевой картине мира. Относительность понятий «часть» и «целое». Структурность и целостность в природе. От двойственного мира классической физики к двойственному описанию целостной природы в неклассической физике.
Практическое занятие:
Закономерности развития научных теорий.
Изучение функций обоснования и предвидения на примере создания пироцентрической, геоцентрической и гелиоцентрической систем мира.
Тема 6.Физика как целое
Структурные уровни организации материи. Иерархия структур природы. Мега-, макро- и микромиры. На пути в глубины материи: идеи структурности материи от Демокрита до наших дней. Критерий относительности элементарности: « лестница» Вайскопфа. Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия. Эволюция Вселенной. От архаичных мифов космогенеза к единым теориям всего сущего. Этапы эволюции горячей Вселенной, неоднозначность сценария и антропный принцип.
От физики существующего к физике возникающего. Устойчивость современных физических теорий. Принципиальная незавершенность современной физической картины мира. Истоки нового взгляда на объективность познания природы. Потребность в универсальной теории эволюции. Проблема времени и будущее физики.
Тема 7.Диалектика и проблемы развития химической формы движения материи
Объект химии.Химические процессы. Основные внутренние противоречия развития химии. От химического элемента к химии высокомолекулярных соединений и биоорганической химии. Прогресс химии неорганических соединений. Классификация химических соединений. Структурная теория. Диалектика химических процессов и периодический закон. Реакционная способность веществ. Единство структуры и процессов в химии. Квантовая химия – основа теории строения вещества. Проблема эволюции вещества в природе.
Практическое занятие:
Фундаментальный закон химии и его физический смысл.
Изучение Периодического закона и основных правил построения электронных оболочек атомов.
Раздел 2: Жизнь. Живые системы и человек
Тема 8.. Живые системы
Неорганические и органические соединения и их многообразие. Макромолекулы, гиперцикл и зарождение жизни. Жизнь во Вселенной. Особенности биологического уровня организации материи. Молекулы живых систем. Белки: ферменты и живые машины. Матричный синтез. Информационные молекулы.
Биологические структуры. Уровни организации живых систем. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Клеточное строение организмов. Жизненный цикл клетки. Единство и многообразие клеточных типов. Дифференциация и интеграция функций в организмов. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.
Эволюционное и индивидуальное развитие. Роль живых организмов в эволюции Земли. Генетика и эволюция. Жизненные циклы. Биологическое время. Смерть и ее биологический смысл.
Практическое занятие 1:
Биоэнергетика.
Изучение химических реакций в живых организмах.
Практическое занятие 2:
Вода на Земле.
Изучение свойств воды и расчет буферных растворов.
Тема 9. Человек: организм и личность
Особенности физиологии основных систем организма. Организм как целое, его системная организация. Эндокринная система. Мозг и высшая нервная деятельность. Здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биосоциальные основы поведения. Стресс и тренировка. Здоровье и патологическое потомство. Биологический возраст. Биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы.
Практическое занятие 1:
Изучение индивидуальных авторитмов.
Исследование особенностей биологической и психофизиологической организации человека с помощью авторитмов.
Практическое занятие 2:
Физическое моделирование авторитмов.
Построение физических моделей ритмов популяций.
Тема 10. Биосфера и цивилизация
Популяция, сообщества, экосистемы. Принципы их организации. Формы биологических отношений в сообществах. Круговороты вещества и энергии. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости. Биопродуктивность. Антропогенное воздействие на биосферу, экологический кризис и пути его преодоления. Принципы рационального природопользования. Охрана природы.
Экология человека и социальная экология. Принципы взаимодействия организма и среды обитания. Факторы экологического риска и здоровья человека. Ресурсы биосферы и демографические проблемы. Экологическое право.
Практическое занятие:
Искажения восприятия действительности.
Оценка искажения восприятия зрительного анализатора и возможности коррекции искажений.
Тема 11.Перспективы биологии
Законы генетики в жизни человека и в сельскохозяйственном производстве. Методы и возможности селекции. Биотехнология. Борьба с болезнями, продление жизни.
Раздел 3: Эволюционно-синергетическая парадигма: от целостного естествознания к целостной культуре
Тема 12. Формирование эволюционного естествознания
Формирование нестабильности от Пуанкаре и до наших дней. Диалектика и теория катастроф: структурная устойчивость, универсальность, признаки и предсказуемость катастроф. Наследственность, изменчивость, отбор в естествознании, роль флуктуаций. Бифуркационное дерево как модель эволюции природы, человека, общества.Необратимость времени.
Практическое занятие:
Расчет планковских констант
Установление взаимоотношений между различными фундаментальными величинами.
Тема 13. Динамический хаос – фундаментальное свойство реальности
Универсальные сценарии перехода к хаосу. Стохастические структуры. Хаос, квант и проблема времени. Гармония в хаосе. Самоорганизация в живой и неживой природе.. Происхождение Галактики и Солнечной системы. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли. Климат. Роль океанов.
Информационные аспекты синергетики. Антиэнтропийные механизмы. Активные среды, клеточные автоматы. Мозг как синергетический компьютер. Распознавание образов. Механизмы языка. Гуманитарные приложения синергетики. Циклические биосферные и социокультурные процессы. Ноосфера – человек и эволюция Земли.
Практическое занятие:
Настоящее и будущее Вселенной.
Расчет основных качественных и количественных характеристик эволюции Вселенной.
Тема 14.Заключение
Современное естествознание и проблемы социума. Техногенное общество. Роль современного естествознания в преодолении энергетического, экологического и информационного кризисов. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания. Наука, философия, религия – новые возможности диалога. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.Целостность, широта, разносторонность и фундаментальность образования и формирование гармоничной личности.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора по рекомендованной литературе;
– повторение и углубленное изучение лекционного материала по рекомендованной литературе;
– решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;
– выполнение индивидуального домашнего задания в виде реферата;
– подготовку к экзамену.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Единство живой и неживой природы в представлениях русских космистов. Развитие идей активной коэволюции.
2. Развитие идей Вернадского. Путь в ноосферу.
3. Солнечно-земные связи и их влияние на человека.
4. Гипотезы о возникновении жизни на планетах, подобных Земле.
5. Обсуждение гипотез о НЛО.
6. Солнечная активность, атмосфера и погода.
7. Представления древних мистиков и современная картина мира.
8. Астрология и причины ее популярности.
9. Энергия, энтропия и среда обитания.
10. Перспективы энергетики с точки зрения термодинамики.
11. Оценка пользы малой энергетики.
12. Энтропия и охрана окружающей среды.
13. Космос и биосфера.
14. Цивилизация – на путях поиска идеальной энергетики будущего.
15. Информационные системы и энтропия.
16. Молекулярные основы эмоциональных состояний человека.
17. Стохастическая модель «хищник – жертва» и модель морфогенеза.
18. Духовная культура и искусство как факторы самоорганизации общества.
19. Самоорганизация процессов в геологии, биологии и экологии.
20. Симметрия в природе.
21. Возможности экономного расходования энергии.
22. Проблемы атомной энергетики.
23. Природные системы на грани хаоса и порядка.
24. Климат, погода и солнечно-земные связи.
25. ДНК – основа генетического материала.
26. Генная инженерия – плюсы и минусы.
27. Генетически модифицированные продукты.
28. Необычные состояния материи.
29. Возможности управления поведением сложных систем.
30. Биосфера как экосистема и как геологическая оболочка.
31. Теория катастроф.
32. Источники энергии Солнца и звезд.
33. Эволюция жизни на Земле.
34. Триумф небесной механики и концепция детерминизма в естествознании.
35. Микромир: теоретические концепции и человеческая практика.
36. Планета Земля: эволюция, строение, динамика.
37. Физико-химические основы биологических процессов и психологии человека.
38. Достижения науки и техники эпохи Средневековья.
39. Особенности античного научного знания.
40. Развитие науки в России в 18-19 веках.
41. Нобелевские лауреаты в области естественных наук России и СССР.
42. Обмен веществ и энергии в клетке как модель классической динамики живых объектов.
43. Климат Земли и перспективы его изменения.
44. Элементарные частицы и поиск «первичных» объектов.
45. Радиоактивные превращения и искусственные радиоактивные элементы.
46. Периодическая система элементов и история ее создания.
47. Понятие физического поля и типы полей фундаментальных взаимодействий.
48. Пространство и время в классической механике.
49. Пространство и время в теории относительности А.Эйнштейна.
50. Роль организмов в эволюции Земли.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
– проверка выполнения контрольных заданий и задач;
– рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:
– экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Две культуры – естественно-научная и гуманитарная – как отражение двух типов мышления. Рациональное и образное мышление.
2. Общенаучные методы эмпирического познания.
3. Общенаучные методы теоретического познания.
4. Взаимосвязь теории и эксперимента. Наблюдение, измерение и лабораторный эксперимент в естествознании. Реальные и мысленные эксперименты.
5. История естествознания. Атомистика древних греков.
6. Особенности античного научного знания, концепция геоцентризма.
7. Естествознание в эпоху Возрождения. Борьба за гелиоцентрическую систему мира.
8. Физика Средневековья. Достижения науки средневекового Востока. Европейская средневековая наука.
9. Развитие науки в России в 18 -19 веках.
10. Механическая картина мира и ее ограниченность.
11. Электромагнитная картина мира и ее ограниченность.
12. Роль диалектического и метафизического методов в создании естественнонаучной картины мира. Процесс диалектизации науки.
13. Учение Дарвина как генеральная линия эволюционного естествознания.
14. Успехи механической картины природы в описании тепловых явлений. Молекулярно-кинетическая теория вещества.
15. Начала термодинамики и понятие энтропии.
16. Пространство и время. Свойства пространства и времени. Представления в древности и сейчас.
17. А. Эйнштейн и относительность пространства-времени.
18. Основы специальной теории относительности. Релятивистское выражение для импульса и энергии. Взаимосвязь массы и энергии.
19. Второй этап в развитии электромагнитной картины мира. Представление об общей теории относительности.
20. Электромагнитная природа света. Волновые свойства света: интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация.
21. Корпускулярная концепция описания природы. Основные законы классической механики Ньютона. Концепция дальнодействия.
22. Импульс, момент импульса и энергия как меры движения. Законы сохранения.
23. Становление квантово-полевой картины мира. Тепловое излучение и гипотеза Планка.
24. Квантовые свойства света.
25. Планетарная модель атома Резерфорда и ее особенности.
26. Модели атома и теория Н.Бора.
27. Гипотеза де Бройля и формирование квантовой механики Шредингера-Гейзенберга-Дирака.
28. Особенности свойств микромира. Принцип неопределенности Гейзенберга.
29. Корпускулярно-волновой дуализм и принцип дополнительности.
30. Иерархия структур природы. Микромир: ядра атомов, элементарные частицы, кварки. Фундаментальные взаимодействия.
31. Мегамир. «Горячее» рождение Вселенной. Модели развития Вселенной, неоднозначность сценария.
32. Закон Хаббла, «красное смещение» и нестационарность Вселенной.
33. Образование звезд в галактиках. Классификация звезд и их эволюция. Источники энергии звезд.
34. Происхождение и строение Солнечной системы. Солнце.
35. Земля и планеты земной группы.
36. Планеты-гиганты Солнечной системы. Их особенности.
37. Формирование планеты Земля, ее строение и эволюция.
38. Климат на земле. Формирование и эволюция.
39. Химические элементы и соединения как классические модели вещества. Периодическая система химических элементов.
40. Уравнения химических реакций как классические модели химических процессов. Типы химических связей и химических реакций.
41. Концепции возникновения жизни на Земле. Биохимическая эволюция.
42. Концепция Опарина возникновения жизни на Земле и опыт Миллера.
43. Клетка как фундаментальная модель живой материи на микроуровне. Жизненный цикл клетки. Единство и многообразие клеточных типов.
44. Обмен веществ и энергии в клетке как модель классической динамики живых объектов.
45. Необратимость времени для живых систем. Жизненный цикл организма: от зарождения до гибели. Проблемы старения и смерти организма.
46. Нуклеиновые кислоты. ДНК – основа генетического материала. Структура ДНК.
47. Эволюция форм жизни на Земле от анаэробных к аэробным.
48. Теории эволюции живых организмов. Возникновение и эволюция основных видов живых организмов по Дарвину.
49. Происхождение и эволюция человека.
50. Человек: поведение и высшая нервная деятельность.
51. Человек: эмоции, творчество, работоспособность.
52. Мутации и генная инженерия. Проблемы.
53. Научные и этические проблемы клонирования.
54. Основные принципы и запреты биоэтики.
55. Биоэтика. Ранговая иерархия высших животных. Иерархия потребностей человека. Проблема жизни и смерти.
56. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости.
57. Структурные уровни биосферы, взаимосвязь ее компонентов.
58. Ноосфера Вернадского и экология окружающей природной среды.
59. Синергетика и основные принципы самоорганизации систем.
60. Современное естествознание и проблема социума. Техногенное общество. Роль современного естествознания в преодолении энергетического, экологического и информационного кризисов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А. А. Горелов. – М.: Высшее образование, 2007.
2. Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. – 8-е изд-е, стер. – М.: Академия, 2008.