Основные понятия, используемые в концепции
ПОЛИСУБЪЕКТНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ
КАК УСЛОВИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РЕАЛЬНОСТИ
(концепция)
Москва 2009
ББК 74.63 (2Рос)
УДК 37.035
Рецензенты:доктор педагогических наук, профессор Т.М. Ковалева,
доктор педагогических наук, профессор М.М. Плоткин.
Авторский коллектив: Л.В. Алиева, Г.Ю. Беляев, Д.В. Григорьев, О.Ю. Кожурова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова, П.В. Степанов, М.В. Шакурова
Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) / Ред. Н.Л. Селиванова. – М.: УРАО «ИТИП», 2009.
Данная концепция – результат коллективного исследования актуальной проблемы взаимодействия различных социальных субъектов воспитания, проведенного сотрудниками Центра теории воспитания УРАО «ИТИП». В концепции представлен общий замысел перехода к полисубъектной стратегии воспитания – последовательной ориентации социально-педагогических исследований, моделей, проектов, управляющей деятельности на изучение, моделирование, проектирование, организацию диалога и взаимодействия различных социальных субъектов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.
Концепция адресована исследователям, политикам, менеджерам образования, профессиональным педагогам и представителям общественных институтов, работающих с детьми и молодежью.
Печатается по решению Ученого совета УРАО «ИТИП».
ISBN5-88539-064-7ÓЛ.В. Алиева, Г.Ю. Беляев,
Д.В. Григорьев, О.Ю. Кожурова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова, П.В. Степанов, М.В. Шакурова
ÓУРАО«ИТИП»
I
ВВЕДЕНИЕ
В условиях динамично развивающегося общества формы социального опыта претерпевают неоднократные изменения в течение жизни одного поколения, а поэтому воспитание не может рассматриваться в традиционном смысле как однонаправленная передача опыта от старшего поколения младшему. Воспитание с необходимостью должно стать сферой взаимодействия и сотрудничества взрослых, юношества, детей, в рамках которого происходит их личностное развитие и духовное взаимообогащение.
Сегодня цели и ценностные приоритеты в сфере воспитания подрастающего поколения полагают не только традиционные субъекты (семья, школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, политические партии и движения, детские общественные объединения, молодежные субкультурные общности и т.д. В этих условиях возникает настоятельная потребность, с одной стороны, в сотрудничестве между теми субъектами воспитания, кто ориентирован на развитие личности ребенка на основе гуманистических ценностей, и, с другой стороны, в их совместном противодействии влиянию субъектов диссоциального воспитания.
Указанные тенденции, на наш взгляд, ставят педагогическую науку перед проблемой пересмотра своих традиционных представлений о процессе воспитания (отличающихся школоцентризмом, педагогоцентризмом, субъект-объектной направленностью) и побуждают к разработке новой, многосубъектной картины воспитательного процесса, адекватных ей управленческих и технологических решений.
Сегодня необходим переход к полисубъектной стратегии воспитания – последовательной ориентации социально-педагогических исследований, моделей, проектов, управляющей деятельности на изучение, моделирование, проектирование, организацию диалога и взаимодействия различных социальных субъектов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.
Только на основе такой стратегии возможно конструирование позитивной социально-педагогической реальности как сферы, где согласовываются интересы и происходит конструктивное взаимодействие различных общественных сил по вопросам обучения, воспитания, социализации детей и молодежи.
II
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ
Воспитание – управление процессом развития и формирования личности воспитанника через создание благоприятных для этого условий.
Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
Субъект воспитания – источник воспитательной активности, организатор деятельности по созданию благоприятных условий для личностного развития воспитанника. В качестве субъектов воспитания могут выступать как отдельные индивиды, так и группы.
Воспитательный потенциал субъекта воспитания – возможность, способность и готовность субъекта воспитания осуществлять воспитательную деятельность.
Полисубъектность воспитания – множественность взаимодействующих друг с другом субъектов воспитания.
Взаимодействие субъектов воспитания – непосредственное или опосредованное воздействие субъектов воспитания друг на друга. Может быть социальным союзом (содружеством), предполагающим общность ценностей субъектов и обязательное суммирование их ресурсов; социальным партнерством, предполагающим равноправное сотрудничество, согласование интересов, оптимизацию отношений субъектов; социальной конфронтацией, предполагающей противоборство субъектов.
Социальное партнерство как способ взаимодействия субъектов воспитания – конструктивное взаимодействие субъектов воспитания, ориентирующее их на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, взаимную ответственность и обязательность выполнения достигнутых договоренностей, закрепление отношений в нормативно-правовых и договорных актах.
Социально-педагогическая реальность − одна из сфер общественной реальности, где пересекаются интересы и происходит взаимодействие различных общественных сил в вопросах обучения, воспитания, социализации молодого поколения.
III