Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

Тематика рефератов

1. Количественные представления у детей младшего дошкольного возраста как условия для формирования счетной деятельности.

2. Количественные представления у детей старшего дошкольного возраста как условия для формирования вычислительной деятельности.

3. Динамика формирования геометрических представлений у дошкольников.

4. Протяженность как свойство объектов реального мира, и формирование представлений о ней у дошкольников.

5. Формирование пространственных представлений как средство познавательно-речевого развития дошкольников.

6. Способы формирования представлений о времени и его измерении у дошкольников.

7. Примеры классификации и сериации предметов как условие формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

8. Развитие представлений о массе предметов и способах её измерения у детей дошкольного возраста.

9. О выборе дидактических средств для эффективного формирования вычислительной деятельности у дошкольников.

10. Приёмы руководства самостоятельной математической деятельностью.

11. Развитие детского творчества в играх на плоскостное моделирование.

12. Развитие математических способностей в дошкольном возрасте.

13. Возможности усвоения элементарных математических зависимостей детьми старшего дошкольного возраста.

14. Простые арифметические задачи как средство формирования вычислительной деятельности у старших дошкольников.

15. Обучающие игры как средство математического развития дошкольников.

16. Методическое руководство процессом развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

17. Самостоятельная познавательно- игровая деятельность в системе развития элементарных математических представлений у дошкольников.

18. Диагностика умственного развития дошкольников в обучающих логико-математических играх.

19. Вариативность технологий математического развития дошкольников.

20. Совместная работа детского сада с семьёй по развитию у детей элементарных математических представлений.

21. Преемственность в формировании количественных представлений у дошкольников и детей младшего школьного возраста.

22. Преемственность в формировании представлений о величине предметов у дошкольников и младших школьников.

23. Преемственность в развитии представлений о геометрических фигурах у дошкольников и младших школьников.

24. Преемственность формирования пространственных представлений у дошкольников и младших школьников.

25. Преемственность в развитии представлений о времени и способах его измерения у старших дошкольников.

26. Моделирование как образовательная технология математического развития дошкольников и младших школьников

27. Развитие конструктивного мышления дошкольника как основа его математического развития

28. Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе (развитие математических представлений).

29. Преемственность в познавательном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО и ДОО (развитие математических представлений).

30. Дидактическая игра как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста

31. Дидактическая игра как средство развития информационно-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

32. Дидактические игры на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста как средство интеллектуального развития

33. Исследования системы развивающих игр в организованной образовательной деятельности по математическому развитию детей пятого года жизни

34. Методика применения ИКТ для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной исследовательской деятельности

35. Методика формирования графических навыков с использованием компьютера у детей дошкольного возраста

36. Особенности формирования коммуникативной культуры на занятиях по математике

37. Развитие познавательного интереса дошкольников в игровой деятельности с математическим содержданием

38. Развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста

39. Развитие творческих математических способностей в старшем дошкольном возрасте

40. Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством игры с математическим содержанием

41. Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии детей второго младшего дошкольного возраста или проведении занятий

42. Формирование и развитие математического внимания у детей старшего дошкольного возраста

43. Формирование познавательной активности старшего дошкольного возраста посредством компьютерных игр

44. Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников на занятиях по математике

45. Формирование системы временных представлений в процессе математического развития старших дошкольников

46. Формирование системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

47. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Значение математических представлений в развитии дошкольников и подготовке их к школе.

2. Характеристика основных математических понятий: множество, число, счет, величина, измерение, геометрические фигуры.

3. Развитие основных математических понятий в истории человечества.

4. Системы счисления и развитие письменных нумераций.

5. Влияние монографического и вычислительного методов на развитие методики обучения математике дошкольников.

6. Становление методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

7. Обучение детей математике в педагогической системе М. Монтессори.

8. Концепция математического развития детей Ж.Пиаже.

9. Анализ современных зарубежных технологий обучения детей математике.

10. Дидактические принципы обучения детей математике.

11. Формы, средства и методы математического образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

12. Использование дидактических игр и упражнений в развитии математических представлений дошкольников.

13. Анализ содержания математического образования детей дошкольного возраста.

14. Особенности развития представлений о количестве у детей раннего возраста.

15. Этапы развития счетной деятельности у дошкольников.

16. Особенности представлений дошкольников о числе и натуральном ряде чисел.

17. Содержание и методика развития дочисловых представлений у детей дошкольного возраста.

18. Основные направления в методике обучения детей дошкольного возраста числовым представлениям.

19. Методика обучения детей счету.

20. Формирование у детей понимания независимости количества предметов от их пространственно-качественных признаков.

21. Обучение детей порядковому счету в разных возрастных группах.

22. Приемы ознакомления детей с составом чисел из единиц и из двух меньших чисел.

23. Формирование у детей понимания отношений между целым и частью .

24. Ознакомление детей со счетом групп.

25. Приемы ознакомления детей с цифрами.

26. Методика ознакомления детей с монетами как мерой стоимости.

27. Методика обучения детей решению арифметических задач в исследованиях разных авторов.

28. Модели как средство обучения детей решению арифметических задач.

29. Развитие представлений дошкольников о величине предметов и их измерении.

30. Приемы обучения детей сравнению двух предметов по различным параметрам величины.

31. Обучение детей упорядочению предметов по величине.

32. Обучение детей измерению различных величин с помощью условной меры.

33. Ознакомление детей с некоторыми общепринятыми единицами измерения.

34. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур.

35. Формирование представлений дошкольников об основных эталонах формы предметов.

36. Обучение детей видоизменению геометрических фигур.

37. Формирование у детей системных знаний о геометрических фигурах.

38. Дидактические материалы и игры как средство развития представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов.

39. Генезис пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

40. Приемы развития у детей чувственной системы ориентировки в пространстве

41. Методы и приемы формирования у детей словесной системы ориентировки в пространстве « от себя» и « от объекта».

42. Развитие у детей умения ориентироваться на плоскости.

43. Обучение детей моделированию пространственных отношений.

44. Особенности представлений о времени у дошкольников.

45. Приемы формирования представлений о частях суток у дошкольников.

46. Ознакомление детей с календарем как системой измерения времени.

47. Развитие у детей чувства времени.

48. Ознакомление детей с прибором измерения времени - часами.

49. Виды моделей по ознакомлению дошкольников со временем.

50. Планирование работы по обучению детей математике в дошкольном учреждении.

51. Формы и методы работы дошкольного учреждения с семьей и школой по преемственности в развитии математических представлений у дошкольников.

52. Формы и методы диагностики уровня математических знаний и умений у дошкольников.

53. Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:

1.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей

дошкольников. М., ВЛАДОС, 2004.

2.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. М.,1996.

3.Данилова В.В., Павлова Л.И. Методика формирования математических

представлений у дошкольников: методический курс. Книга авторизированного изложения. М., Акад., изд-во МЭ-ГУ, 1996.

4. З.А. Михайлова и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

5. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях./ Сост. З.А.Михайлова и др. СПб., 1996.

6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. А.А.Столяра. М., 1988.

7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.

Пособие для студ. Дошк. отд-ний фак. Сред. Пед. Учеб. заведений. - М.,

«Академия», 1998.

ОСНОВНАЯ:

1. Белошистая А.В. Математика и конструирование в 1 классе специальных

(коррекциионных) образовательных учреждений: пособие для учителя. М.,

ВЛАДОС, 2004.

2.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста. М., 1991.

3.Болотина Л.Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы:

Методическое пособие. – М.: Айрис-прес, 2005.

4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Математика. Воронеж. ТЦ « Учитель», 2006.

5. Венгер Л.А, Васильева Т.Б., Сысуева Л.К. К вопросу о развитии восприятие формы и величины предметов у детей.// Дошкольное воспитание 1991. №9.

6. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. М., 1996.

7. Герасимова А. Программы воспитания, обучения и развития в детском саду.// Дошкольное воспитание 2003 № 11,12.

8. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет./ Под ред. А.А.Столяра. М., 1991.

9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под ред. Т.Н. Бабаевой., З.А.Михайловой. СПб.,1996.

10. Доман Г, Доман Д. Дошкольное обучение ребенка / Пер. с англ. М., 1995.

11. Ерофеева Т.Н. Использование игровых проблемно- практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.//Дошкольное воспитание 1996 №3.

12. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии,М., 1991.-176с.

13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды; В 2-х т. М., 1986.

14. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. Методическое пособие.М., АЙРИС ПРЕСС,2005.

15. Козлова В.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: новый концептуальный подход //Учитель 2005-№5-с.103-105.

16. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей.- М., Школьная пресса, 2002.

17. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. ( Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет).М., Т.Ц.,Сфера.,2007.

18. Корнеева Г.А., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике.// Дошкольное воспитание 2000-№3-с.46.

19. Красницкая Г.С. Самостоятельные работы учащихся педучилищ по курсу « Методика формирования элементарных математических представлений.» М., 1986.111с.

20. Логика и математика для дошкольников./Сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. СПб.,1997.-79с.

21. Локоть Н. Объемная модель: использование ее при формировании временных представлений у дошкольников.//Дошкольное воспитание 1991.,№1.

22. Методические рекомендации к "Программе воспитания и обу­чения в детском саду" /Под ред.М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

23. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.

24. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

25. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

26. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

27. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

28. Никитин Б.П. Развивающие игры для детей. М., 1990.-125с.

29. Павлова Л.И. Теория и методика формирования элементарных математических представлений.//Подготовка студента-исследователя в системе вузовского обучения: учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания, преподавателей педагогических университетов и институтов. М., 1996. с.131-138.

30. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.В. Игралочка: Практический курс математике для дошкольников.М.,1995.

31. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. математика для дошкольников: Раз-ступенька, два-ступенька. М.,1996.

32. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений во вторй младшей группе детского сада. Планы занятий. – Мозаика-Синтез, 2006.

33. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – Мозаика-Синтез, 2006.

34. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд. М., Мозаика-Синтез, 2005.

35. Программа « Развитие». Основные положения. М., 1994.

36. Программы для педагогических колледжей (дошкольное воспитание). Методика формирования элементарных математических представлений.//Под ред. В.В. Даниловой.М.,1993.

37. Радуга: Программа и руководство для воспитателей младшей группы детского сада./Сост. Т.Н.Доронова. М.,1993.

38. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада./Сост. Т.Н.Доронова. М.,1994,-208с.

39. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.-47с.

40. Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. М., 1995.

41. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2007.

42. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992.-80с.

43. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.,1987.

44. Соловьева Е. развитие математических представлений и логических операций по программе «Радуга».//Дошкольное воспитание.1995.№2.-С.2

45. Соловьева Е. Программа «Радуга»:гуманизация дошкольного математического образования.//Дошкольное воспитание.1998.№5.

46. Соловьева Е. Планирование занятий по математике в подготовительной группе к школе.//Дошкольное воспитание 199.№6.с.17-22.

47. Соловьева Е.В. Моя математика: Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста.М.,2000.-24с.

48. Соловьева Е.В. Моя математика: планирование и конспекты занятий к программе « Радуга». М.,2000.-190с.

49. Сорокова М.Г. Математика в Монтессори-Педагогике.М.,1995.

50. Стойлова Л.П. Математика. – М., 2000.

51. Угадай, как нас зовут. / Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, М.,1994.

52. Фонин Д., Целищева И. Ознакомление дошкольников с составом числа «пять».//Дошкольное воспитание-1998.-№5.-с.73-78.

53. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет./Под ред. О.М. Дьяченко, Е.А.Агаевой. М.,1991.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1.Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

2.Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

3. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

4.Гойжа Н.В. Интенсивный курс подготовки к школе. М., АЙРИС ПРЕСС,2006.

5.Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет /Под ред. А.А.Столяра. М., 1996.

6.Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. Методическое пособие. М., АЙРИС ПРЕСС,2005.

7.Пиаже Ж. Избранные психологические труды.М., 1994.

8.Попов Ю.П., Пухначев Ю.В. Математика без формул. М.,1995.

9.Родина Е.В. Психолого-дидактические основы формирования понятия числа у дошкольников: Автореф., дисс., канд. пед. наук . М., 1996.

10.Рогалевич Н.Н. 100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе.- М., АСТ; Мн.: Харвест, 2007.

11.Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками./Под ред. Л.А. Венгера. М., 1996.

12.Ушанкина Л.В. Теория и методика развития математических

представлений у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации к проведению практических занятий.- Орехово- Зуево, МГОПИ, 2008.

13.Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М.,ВАКО, 2007.

14.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989.

Электронные ресурсы:

Методика обучения математике в детском саду
Щербакова Е.И. http://eknigi.org/dom_i_semja/164506-metodika-obucheniya-matematike-v-detskom-sadu.html

Консультация для педагогов на тему: "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста (количество и счёт)" http://detsad24-viselki.ru/konsultatsii/konsultatsiya-dlya-pedagogov-formirovanie-elementarnyih-matematicheskih-predstavleniy-detey-doshkolnogo-vozrasta-kolichestvo-i-schyot.html

В.Ф. Петрова Методика математического образования детей дошкольного возраста (краткий конспект лекций) http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/21452/20_218_A5kl-000510.pdf

3. А. Михайлова, E. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец
ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ http://rudocs.exdat.com/docs/index-86991.html

Наши рекомендации