Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
Тематика рефератов
1. Количественные представления у детей младшего дошкольного возраста как условия для формирования счетной деятельности.
2. Количественные представления у детей старшего дошкольного возраста как условия для формирования вычислительной деятельности.
3. Динамика формирования геометрических представлений у дошкольников.
4. Протяженность как свойство объектов реального мира, и формирование представлений о ней у дошкольников.
5. Формирование пространственных представлений как средство познавательно-речевого развития дошкольников.
6. Способы формирования представлений о времени и его измерении у дошкольников.
7. Примеры классификации и сериации предметов как условие формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
8. Развитие представлений о массе предметов и способах её измерения у детей дошкольного возраста.
9. О выборе дидактических средств для эффективного формирования вычислительной деятельности у дошкольников.
10. Приёмы руководства самостоятельной математической деятельностью.
11. Развитие детского творчества в играх на плоскостное моделирование.
12. Развитие математических способностей в дошкольном возрасте.
13. Возможности усвоения элементарных математических зависимостей детьми старшего дошкольного возраста.
14. Простые арифметические задачи как средство формирования вычислительной деятельности у старших дошкольников.
15. Обучающие игры как средство математического развития дошкольников.
16. Методическое руководство процессом развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
17. Самостоятельная познавательно- игровая деятельность в системе развития элементарных математических представлений у дошкольников.
18. Диагностика умственного развития дошкольников в обучающих логико-математических играх.
19. Вариативность технологий математического развития дошкольников.
20. Совместная работа детского сада с семьёй по развитию у детей элементарных математических представлений.
21. Преемственность в формировании количественных представлений у дошкольников и детей младшего школьного возраста.
22. Преемственность в формировании представлений о величине предметов у дошкольников и младших школьников.
23. Преемственность в развитии представлений о геометрических фигурах у дошкольников и младших школьников.
24. Преемственность формирования пространственных представлений у дошкольников и младших школьников.
25. Преемственность в развитии представлений о времени и способах его измерения у старших дошкольников.
26. Моделирование как образовательная технология математического развития дошкольников и младших школьников
27. Развитие конструктивного мышления дошкольника как основа его математического развития
28. Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе (развитие математических представлений).
29. Преемственность в познавательном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО и ДОО (развитие математических представлений).
30. Дидактическая игра как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
31. Дидактическая игра как средство развития информационно-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
32. Дидактические игры на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста как средство интеллектуального развития
33. Исследования системы развивающих игр в организованной образовательной деятельности по математическому развитию детей пятого года жизни
34. Методика применения ИКТ для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной исследовательской деятельности
35. Методика формирования графических навыков с использованием компьютера у детей дошкольного возраста
36. Особенности формирования коммуникативной культуры на занятиях по математике
37. Развитие познавательного интереса дошкольников в игровой деятельности с математическим содержданием
38. Развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста
39. Развитие творческих математических способностей в старшем дошкольном возрасте
40. Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством игры с математическим содержанием
41. Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии детей второго младшего дошкольного возраста или проведении занятий
42. Формирование и развитие математического внимания у детей старшего дошкольного возраста
43. Формирование познавательной активности старшего дошкольного возраста посредством компьютерных игр
44. Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников на занятиях по математике
45. Формирование системы временных представлений в процессе математического развития старших дошкольников
46. Формирование системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
47. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Значение математических представлений в развитии дошкольников и подготовке их к школе.
2. Характеристика основных математических понятий: множество, число, счет, величина, измерение, геометрические фигуры.
3. Развитие основных математических понятий в истории человечества.
4. Системы счисления и развитие письменных нумераций.
5. Влияние монографического и вычислительного методов на развитие методики обучения математике дошкольников.
6. Становление методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
7. Обучение детей математике в педагогической системе М. Монтессори.
8. Концепция математического развития детей Ж.Пиаже.
9. Анализ современных зарубежных технологий обучения детей математике.
10. Дидактические принципы обучения детей математике.
11. Формы, средства и методы математического образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
12. Использование дидактических игр и упражнений в развитии математических представлений дошкольников.
13. Анализ содержания математического образования детей дошкольного возраста.
14. Особенности развития представлений о количестве у детей раннего возраста.
15. Этапы развития счетной деятельности у дошкольников.
16. Особенности представлений дошкольников о числе и натуральном ряде чисел.
17. Содержание и методика развития дочисловых представлений у детей дошкольного возраста.
18. Основные направления в методике обучения детей дошкольного возраста числовым представлениям.
19. Методика обучения детей счету.
20. Формирование у детей понимания независимости количества предметов от их пространственно-качественных признаков.
21. Обучение детей порядковому счету в разных возрастных группах.
22. Приемы ознакомления детей с составом чисел из единиц и из двух меньших чисел.
23. Формирование у детей понимания отношений между целым и частью .
24. Ознакомление детей со счетом групп.
25. Приемы ознакомления детей с цифрами.
26. Методика ознакомления детей с монетами как мерой стоимости.
27. Методика обучения детей решению арифметических задач в исследованиях разных авторов.
28. Модели как средство обучения детей решению арифметических задач.
29. Развитие представлений дошкольников о величине предметов и их измерении.
30. Приемы обучения детей сравнению двух предметов по различным параметрам величины.
31. Обучение детей упорядочению предметов по величине.
32. Обучение детей измерению различных величин с помощью условной меры.
33. Ознакомление детей с некоторыми общепринятыми единицами измерения.
34. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур.
35. Формирование представлений дошкольников об основных эталонах формы предметов.
36. Обучение детей видоизменению геометрических фигур.
37. Формирование у детей системных знаний о геометрических фигурах.
38. Дидактические материалы и игры как средство развития представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов.
39. Генезис пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
40. Приемы развития у детей чувственной системы ориентировки в пространстве
41. Методы и приемы формирования у детей словесной системы ориентировки в пространстве « от себя» и « от объекта».
42. Развитие у детей умения ориентироваться на плоскости.
43. Обучение детей моделированию пространственных отношений.
44. Особенности представлений о времени у дошкольников.
45. Приемы формирования представлений о частях суток у дошкольников.
46. Ознакомление детей с календарем как системой измерения времени.
47. Развитие у детей чувства времени.
48. Ознакомление детей с прибором измерения времени - часами.
49. Виды моделей по ознакомлению дошкольников со временем.
50. Планирование работы по обучению детей математике в дошкольном учреждении.
51. Формы и методы работы дошкольного учреждения с семьей и школой по преемственности в развитии математических представлений у дошкольников.
52. Формы и методы диагностики уровня математических знаний и умений у дошкольников.
53. Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:
1.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников. М., ВЛАДОС, 2004.
2.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. М.,1996.
3.Данилова В.В., Павлова Л.И. Методика формирования математических
представлений у дошкольников: методический курс. Книга авторизированного изложения. М., Акад., изд-во МЭ-ГУ, 1996.
4. З.А. Михайлова и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
5. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях./ Сост. З.А.Михайлова и др. СПб., 1996.
6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. А.А.Столяра. М., 1988.
7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.
Пособие для студ. Дошк. отд-ний фак. Сред. Пед. Учеб. заведений. - М.,
«Академия», 1998.
ОСНОВНАЯ:
1. Белошистая А.В. Математика и конструирование в 1 классе специальных
(коррекциионных) образовательных учреждений: пособие для учителя. М.,
ВЛАДОС, 2004.
2.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста. М., 1991.
3.Болотина Л.Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы:
Методическое пособие. – М.: Айрис-прес, 2005.
4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Математика. Воронеж. ТЦ « Учитель», 2006.
5. Венгер Л.А, Васильева Т.Б., Сысуева Л.К. К вопросу о развитии восприятие формы и величины предметов у детей.// Дошкольное воспитание 1991. №9.
6. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. М., 1996.
7. Герасимова А. Программы воспитания, обучения и развития в детском саду.// Дошкольное воспитание 2003 № 11,12.
8. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет./ Под ред. А.А.Столяра. М., 1991.
9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под ред. Т.Н. Бабаевой., З.А.Михайловой. СПб.,1996.
10. Доман Г, Доман Д. Дошкольное обучение ребенка / Пер. с англ. М., 1995.
11. Ерофеева Т.Н. Использование игровых проблемно- практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.//Дошкольное воспитание 1996 №3.
12. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии,М., 1991.-176с.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды; В 2-х т. М., 1986.
14. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. Методическое пособие.М., АЙРИС ПРЕСС,2005.
15. Козлова В.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: новый концептуальный подход //Учитель 2005-№5-с.103-105.
16. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей.- М., Школьная пресса, 2002.
17. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. ( Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет).М., Т.Ц.,Сфера.,2007.
18. Корнеева Г.А., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике.// Дошкольное воспитание 2000-№3-с.46.
19. Красницкая Г.С. Самостоятельные работы учащихся педучилищ по курсу « Методика формирования элементарных математических представлений.» М., 1986.111с.
20. Логика и математика для дошкольников./Сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. СПб.,1997.-79с.
21. Локоть Н. Объемная модель: использование ее при формировании временных представлений у дошкольников.//Дошкольное воспитание 1991.,№1.
22. Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду" /Под ред.М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
23. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
24. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.
25. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.
26. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.
27. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа.- М. Мозаика – Синтез. 2000.
28. Никитин Б.П. Развивающие игры для детей. М., 1990.-125с.
29. Павлова Л.И. Теория и методика формирования элементарных математических представлений.//Подготовка студента-исследователя в системе вузовского обучения: учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания, преподавателей педагогических университетов и институтов. М., 1996. с.131-138.
30. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.В. Игралочка: Практический курс математике для дошкольников.М.,1995.
31. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. математика для дошкольников: Раз-ступенька, два-ступенька. М.,1996.
32. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений во вторй младшей группе детского сада. Планы занятий. – Мозаика-Синтез, 2006.
33. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – Мозаика-Синтез, 2006.
34. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд. М., Мозаика-Синтез, 2005.
35. Программа « Развитие». Основные положения. М., 1994.
36. Программы для педагогических колледжей (дошкольное воспитание). Методика формирования элементарных математических представлений.//Под ред. В.В. Даниловой.М.,1993.
37. Радуга: Программа и руководство для воспитателей младшей группы детского сада./Сост. Т.Н.Доронова. М.,1993.
38. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада./Сост. Т.Н.Доронова. М.,1994,-208с.
39. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.-47с.
40. Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. М., 1995.
41. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2007.
42. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992.-80с.
43. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.,1987.
44. Соловьева Е. развитие математических представлений и логических операций по программе «Радуга».//Дошкольное воспитание.1995.№2.-С.2
45. Соловьева Е. Программа «Радуга»:гуманизация дошкольного математического образования.//Дошкольное воспитание.1998.№5.
46. Соловьева Е. Планирование занятий по математике в подготовительной группе к школе.//Дошкольное воспитание 199.№6.с.17-22.
47. Соловьева Е.В. Моя математика: Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста.М.,2000.-24с.
48. Соловьева Е.В. Моя математика: планирование и конспекты занятий к программе « Радуга». М.,2000.-190с.
49. Сорокова М.Г. Математика в Монтессори-Педагогике.М.,1995.
50. Стойлова Л.П. Математика. – М., 2000.
51. Угадай, как нас зовут. / Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, М.,1994.
52. Фонин Д., Целищева И. Ознакомление дошкольников с составом числа «пять».//Дошкольное воспитание-1998.-№5.-с.73-78.
53. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет./Под ред. О.М. Дьяченко, Е.А.Агаевой. М.,1991.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1.Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
2.Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
3. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
4.Гойжа Н.В. Интенсивный курс подготовки к школе. М., АЙРИС ПРЕСС,2006.
5.Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет /Под ред. А.А.Столяра. М., 1996.
6.Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. Методическое пособие. М., АЙРИС ПРЕСС,2005.
7.Пиаже Ж. Избранные психологические труды.М., 1994.
8.Попов Ю.П., Пухначев Ю.В. Математика без формул. М.,1995.
9.Родина Е.В. Психолого-дидактические основы формирования понятия числа у дошкольников: Автореф., дисс., канд. пед. наук . М., 1996.
10.Рогалевич Н.Н. 100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе.- М., АСТ; Мн.: Харвест, 2007.
11.Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками./Под ред. Л.А. Венгера. М., 1996.
12.Ушанкина Л.В. Теория и методика развития математических
представлений у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации к проведению практических занятий.- Орехово- Зуево, МГОПИ, 2008.
13.Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М.,ВАКО, 2007.
14.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989.
Электронные ресурсы:
Методика обучения математике в детском саду
Щербакова Е.И. http://eknigi.org/dom_i_semja/164506-metodika-obucheniya-matematike-v-detskom-sadu.html
Консультация для педагогов на тему: "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста (количество и счёт)" http://detsad24-viselki.ru/konsultatsii/konsultatsiya-dlya-pedagogov-formirovanie-elementarnyih-matematicheskih-predstavleniy-detey-doshkolnogo-vozrasta-kolichestvo-i-schyot.html
В.Ф. Петрова Методика математического образования детей дошкольного возраста (краткий конспект лекций) http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/21452/20_218_A5kl-000510.pdf
3. А. Михайлова, E. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец
ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ http://rudocs.exdat.com/docs/index-86991.html