Глава 1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Глава 1. Предмет педагогики индивидуальности

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть первая. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Глава 1. Предмет педагогики индивидуальности

1.1. Почему педагогика индивидуальности считается наукой?

1.2. Развитие индивидуальности как педагогическая задача

1.3. Соотношение понятий "индивидуальность" и "личность"

Глава 2. Формирование индивидуальности как педагогическая цель

2.1. Педагогические цели современной школы

2.2. Цели развития индивидуальности

Часть вторая. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕМИ СФЕР

Глава 1. Интеллектуальная сфера

1.1. Интеллектуальная сфера как цель развития

1.2. Педагогические средства диагностики интеллектуальной сферы

1.3. Средства развития интеллектуальной сферы

1.4. Возрастные особенности развития интеллектуальной сферы

Глава 2. Мотивационная сфера

2.1. Сущность мотивационной сферы и мотивации учения

2.2. Педагогические цели развития мотивации учения

2.3. Педагогические средства диагностики мотивации учения

2.4. Средства формирования мотивации учения

2.5. Возрастные особенности развития мотивационной сферы

Глава 3. Эмоциональная сфера

3.1. Цели развития эмоциональной сферы

3.2. Проблемы формирования эмоциональной сферы

3.3. Приемы аттракции и их применение

3.4. Возрастные особенности развития эмоциональной сферы

Глава 4. Волевая сфера

4.1. Волевая сфера как цель воспитания

4.2. Формирование воли у детей

4.3. Упражнения для развития воли

4.4. Возрастные особенности развития волевой сферы

Глава 5. Сфера саморегуляции

5.1. Сфера саморегуляции как цель развития

5.2. Способы и приемы развития сферы саморегуляции

5.3. Рекомендации психологов по саморегуляции своих состояний

5.4. Рекомендации по обеспечению личной психологической безопасности

5.5. Возрастные особенности развития сферы саморегуляции

Глава 6. Предметно-практическая сфера

6.1. Предметно-практическая сфера как цель развития

6.2. Способы формирования предметно-практической сферы

6.3. Как развивать способности

6.4. Возрастные особенности развития предметно-практической сферы

Глава 7. Экзистенциальная сфера

7.1. Понятие "экзистенциальная сфера"

7.2. Цели формирования экзистенциальной сферы

7.3. Способы и условия формирования экзистенциальной сферы

7.4. Возрастные особенности развития экзистенциальной сферы

Глава 8. Проблемы развития индивидуальности и воспитания личности

8.1. Социализация как фактор развития индивидуальности и воспитания личности

8.2. Соотношение развития индивидуальности и воспитания личности

8.3. Проблема формирования индивидуальности студента-педагога

Часть третья. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1. Учебная деятельность школьника

1.1. Сущность учебной деятельности

1.2. Проблема целостности учебной деятельности

1.3. Учебная деятельность как целостная система

1.4. Проблема формирования учебной деятельности

Глава 2. Мотивационное обеспечение учебной деятельности

2.1. Мотивационная основа учебной деятельности

Светлой памяти учителей наших Юрия Константиновича Бабанского и Владимира Сергеевича Ильина посвящаем

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная книга посвящена педагогическим проблемам развития индивидуальности человека, как взрослого, так и ребенка. Какова основная идея пособия? Основной, системообразующей категорией традиционной педагогики является категория личности. А главным принципом - всестороннее ее развитие. При этом под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт - тех, которые ожидает от нее общество. Задачей же воспитания является навязывание, привитие молодому поколению этих самых черт. Насколько результативно такое воспитание, показал недавний его опыт - что осталось от "убеждений" и т.п., когда были сняты идеологические ограничения? Человеческое в человеке далеко не исчерпывается личностными качествами. Есть еще индивидуальность и индивидуальные качества. Современная педагогика, делая акцент на воспитании только личности, упускает самого человека, его неповторимость и уникальность. Чтобы преодолеть данный пробел в педагогике, необходимо уделить должное внимание проблемам формирования индивидуальности человека, ориентировать общество на развитие не только личностных качеств, но и индивидуальных.

К настоящему времени, считают философы (Н.С. Розов и др.), уже можно назвать общепризнанной идею определенного баланса между главными составляющими образовательного отношения - источниками обоснования образования. Сохраняется линия традиционалистского, классического направления (ориентация на мир образцов - Культуру), линия социально-нормативного, социально-прагматического, идеологического направления (ориентация на Общество) и линия либерального, экзистенциального, индивидуально-прагматического направления (ориентация на Индивида). Каждая линия, выдерживая и отстаивая свою доминанту, уже не может не признавать значимость оснований других линий. Наряду с указанными линиями, многими учеными осознается необходимость других основополагающих элементов - это стремление человека к максимальному выживанию всего человечества, забота об экологии человека, об экологической среде обитания человеческой цивилизации.

Принимая и развивая эти положения, в основу курса педагогики, ориентированной на каждого человека, а не только на профессионального педагога, целесообразно положить идею человековедческой направленности педагогического мышления, идею формирования человеческого в человеке, а не только и не столько личности и личностных качеств. Поэтому в педагогические цели необходимо включить наряду с воспитанием личности и развитие индивидуальности и ввести в курс педагогики материал о формировании индивидуальности человека.

Эта книга о развитии человеческого в человеке, о развитии его индивидуальности. Не надо только путать индивидуальность и индивидуализм. Один из распространенных критериев (по Д. Майерсу), по которым могут различаться культуры, основан на том обстоятельстве, что система ценностей, принятая в том или ином обществе, ставит на первое место индивидуальный самоконтроль и личные достижения либо обязательства общественной солидарности.

Для индустриально развитого западного общества характерны ценности индивидуализма. Оно отдает предпочтение самостоятельности и личному благополучию в ущерб социальной идентичности. Западные книги и кинофильмы зачастую превозносят непреклонного индивидуалиста, который старается удовлетворить прежде всего свои собственные интересы, вместо того, чтобы оправдать чьи-то ожидания. Индивидуализм процветает в условиях изобилия, социальной мобильности, урбанизма и интенсивного воздействия средств массовой информации. В азиатских культурах и вообще в странах третьего мира больше ценится коллективизм. Наивысший приоритет люди приписывают целям и благополучию своих групп - семейных, клановых и пр. В книгах и кинофильмах прославляются те, кто, поборов искусы эгоизма, постоянно помнят, кто они такие, и неукоснительно исполняют свои общественные обязанности. Обычно коллективизм процветает там, где люди постоянно сталкиваются со всеобщими бедствиями.

В индивидуалистических культурах родители и школа учат детей независимости и самостоятельному мышлению. Сразу же после рождения родители начинают воспитывать в детях независимость. Школа учит ребенка определять свои собственные ценности и думать самостоятельно. В молодые годы индивидуалисты мечтают о независимости и стремятся отделиться от своих родителей, которые в свою очередь отделились от своих. Если вы являетесь носителями западной культуры, то, скорее всего, воспринимаете все это как должное. Если же вы живете в Азии, вас, вероятно, покоробит подобный индивидуализм, и вы предпочтете учить детей ценностям коллективизма и взаимопомощи. Вы также сохраните большую семью, заботясь о престарелых родителях.

У коллективистов могут быть установлены взаимоотношения с меньшим количеством людей, но эти взаимоотношения глубже и длятся они дольше. В коллективистских культурах отношения "работник - работодатель" отмечены взаимной лояльностью. Ценя социальную солидарность, люди стараются поддерживать гармонию, демонстрируя взаимное уважение и позволяя другим "сохранять лицо", избегают конфронтации. Коллективисты судят о человеке по его групповой принадлежности, поскольку для них важна социальная идентификация.

Индивидуалисты осторожно относятся к стереотипам и стараются не судить о людях по их положению и занятию. Носители индивидуализма также, конечно, склонны к предвзятости, но основана эта предвзятость, как правило, на очевидных персональных атрибутах, таких как физическая привлекательность. И наконец, индивидуалисты склонны объяснять поведение людей их индивидуальными особенностями.

Каждая культура имеет свои преимущества и недостатки. В конкурентном индивидуалистическом обществе люди имеют больше личной свободы, больше гордятся своими личными достижениями и менее связаны ожиданиями окружающих. Но в качестве расплаты за это - больше случаев одиночества, самоубийств и стрессовых расстройств, депрессии, чувства бессмысленности существования, возникающего прежде всего тогда, когда у человека нет большей привязанности, чем он сам.

Культуре коллективизма, очевидно, больше подходит педагогика коллектива, педагогика личности, и, наоборот, культуре индивидуализма в большей степени соответствует педагогика индивидуальности. Индивидуальность есть та грань человека, которая отличает его от животного и социального мира, это понятие отражает систему сфер человеческого сознания, субъективный его мир. Под развитием индивидуальности человека авторы понимают развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек.

Наше исследование показало, что в новых условиях принцип индивидуализма получает новое осмысление. Он означает аксиологическую направленность на индивидуальное развитие человека, ребенка в частности, как на цель и на общечеловеческие ценности как основные координаты современного образования. Новейший аксиологический подход заключается в отказе от противопоставления индивидуализма коллективизму. Индивид, принимая ценность собственной независимости и свободы, должен признавать и ценность самого сообщества, в котором живет. Ему необходимо соединить принципы индивидуализма и коллективизма в интегрированный императив своего существования в социуме [92, с.39].

Каково содержание книги? Пособие состоит из четырех частей. В первой изложены общие вопросы педагогики индивидуальности: проблемы, стоящие перед школой и учителем, подход к их решению: рассматриваются понятия "личность" и "индивидуальность", "педагогические цели" современной школы. Во второй части обсуждается сущность индивидуальности человека - концепция развития семи основных его сфер. Рекомендации, изложенные в ней, ориентированы на формирование индивидуальности школьника, но они в равной степени могут быть полезны и самому учителю, как и любому взрослому человеку, - для саморазвития его индивидуальности. В третьей части рассмотрены вопросы формирования индивидуальности школьника и студента в процессе учебной деятельности. Четвертая часть посвящена научно-методическому обеспечению предлагаемого пособия, которое может быть составной частью курсов педагогики и психологии, читаемых в университетах и педагогических вузах.

Психологическая и педагогическая науки - это сгусток многовекового опыта образования подрастающих поколений, это результат многолетних исследований закономерностей развития и формирования человека. Поэтому естественно заимствование авторами идей и положений других ученых. Форма учебного пособия не требует строгого цитирования, в связи с этим просим прощения у тех авторов, чьи мысли и положения мы так или иначе использовали, не всегда строго ссылаясь на них. Но тем не менее все эти авторы и их труды указаны в списке рекомендуемой литературы, приведенном в конце книги. Поскольку многие современные идеи нельзя связать с каким-либо одним источником, мы не стремились подкрепить каждое положение обращением к конкретным авторитетам. При подготовке пособия использованы исследования отечественных и зарубежных ученых, а также работы и материалы собственных исследований и тридцати наших аспирантов. Авторы не стремились дать исчерпывающий обзор литературы по данным проблемам, вместо этого дано представление о самих проблемах, которые значимы в настоящее время.

Экспериментальная проверка предлагаемой концепции педагогики индивидуальности была организована нами совместно с сотрудниками и аспирантами Г.Н. Беловой, Л.С. Глушковой, М.В. Гончар, В.Л. Гороховой, Л.В. Грошевой, Г.Г. Даниленковой, И.И. Каждан, Н.В. Клемешовой, Н.В. Ковалевой, Г.Г. Корсаковой, О.Е. Лисейчиковым, Е.Е. Лушниковой, Д.М. Мамиевым. Е.Л. Матовой, А.В. Назаретовой, А.Н. Николаевым, С.Г. Палий, А.В. Прошкиной, Н.Ш. Сабировым, Н.В. Самсоновой, А.А. Суслиной, Н.В. Тамарской, Н.А. Тучинской, Г.С. Хархановой, М.А. Чоклей, А.В. Шершневой, С.Г. Шпилевой

Авторы выражают сердечную благодарность профессорам Н.К. Сергееву (Волгоградский государственный педагогический университет) и М.И. Рожкову (Ярославский государственный педагогический университет) за советы и замечания, направленные на совершенствование содержания книги. Особо благодарим профессора Волгоградского государственного педагогического университета А.М. Саранова за активное внедрение идей педагогики индивидуальности в практику школ и вузов Волгограда и Волгоградской области. Выражаем также признательность педагогам Волгограда, Казани, Калининграда, Костромы, Кургана, Нижнего Новгорода, Самары, Ярославля, откликнувшихся и признавших идеи педагогики индивидуальности.

Часть первая
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Наши рекомендации