Спортивная культура, олимпийская культура
«Vis multa exertatione acquirit eundo»
(«Силу нужно поддерживать постоянным упражнением» – Квинтиллиан)
Общечеловеческую культуру (в широком смысле слова) определяют как творческую созидательную деятельность (и ее результаты), основанную на творческом освоении мирового культурного наследия. Здесь важны не только результаты деятельности, но и сам ее характер, в какой мере она способствует духовному развитию человека и всех его связей с жизнью: теоретических, экономических, политических, эстетических и естественно – нравственных.
Спортивная культура
Спортивная культура – это наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Участие в соревнованиях преследует цель достижения в первенстве или установления рекорда посредством физического и духовного совершенствования.
Спорт уже давно вырос в социально значимое явление, поскольку его ценностный потенциал способствует прогрессу развития и общества, и личности. В структуре ценностей его культуры можно выделить три важнейших компонента: 1) общекультурный; 2) социально-психологический; 3) специфический.
Общекультурный компонент ценностей спортивной культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.
Социально-психологический компонент ценностей спортивной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта («тренер-спортсмен», и «спортсмен-спортивный коллектив» и т.д.).
Специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания.
Спортивная культура личности
Спортивная культура личности понимается как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультурно-спортивной деятельности, направленную на восприятие, воспроизведение, создание и распространение физкультурно-спортивных ценностей и технологий. Спортивная культура личности формируется в процессе интериоризации (усваивания) личностью культурно-образовательного потенциала, ценностей и технологий спорта, а также в результате накопления опыта физкультурно-спортивной деятельности и наполнения ее личностным смыслом.
По Л.И. Лубышевой, спортивная культура личности содержит в себе пять компонентов:1) когнитивный; 2) рефлексивно-деятельностный; 3) социально-коммуникативный; 4) эмоционально-волевой; 5) аксиологический.
Когнитивный компонент включает в себя знания в области физической культуры и спорта, а также убеждения в необходимости физкультурно-спортивной деятельности.
Рефлексивно-деятельностный компонент подразумевает рефлективное отношение к ценностям спорта и физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности, а также к себе как субъекту этой деятельности.
Социально-коммуникативный компонент свидетельствует о высоком уровне коммуникации с соперниками, товарищами, тренерами, болельщиками, который формируется в процессе спортивной деятельности на основе уважения, взаимопонимания и взаимодействия.
Эмоционально-волевой компонент предполагает способность к преодолению препятствий и трудностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Аксиологический компонент представляет собой ценности физической культуры и спорта, ценностные ориентации, мотивы, смыслы, цели и средства их достижения.
Олимпийская культура
Олимпийская культура – это прежде всего специфическая философия жизни, включающая в себя духовные ценности спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциал. Уже сейчас олимпийская культура, сложившаяся на основе идеалов Олимпийской Хартии, наполняет физическую культуру и спорт духовным, гуманистическим смыслом, преодолевая практику утилитарного отношения к этим видам деятельности.
Олимпийская культура также является определенной разновидностью спортивной культуры. Она возникает и развивается на основе того, что значимым, ценным для социального субъекта становится олимпийское движение и все, что связано с ним: олимпизм как идеология этого движения, которая определяет его социальные идеалы, цели и задачи; Олимпийские игры как «вершина» олимпийского движения (по определению Олимпийской хартии), подготовка к этим Играм и т.д. В основе олимпийской культуры лежит ценностное отношение к спорту, которое соответствует олимпийским идеалам.
Олимпийская культура, как и культура вообще, – это культура определенного социального субъекта, которым может быть отдельный человек, социальная группа или общество в целом. В зависимости от этого правомерно говорить соответственно об олимпийской культуре отдельной личности, какой-то социальной группы или общества в целом.
Основными показателями и компонентами олимпийской культуры личности являются связанные с основными ценностями этой культуры: 1) знания (информационный блок); 2) интересы, потребности, ценностные ориентации и т.п. (мотивационный блок); 3) способности, умения и навыки (операционный блок); 4) типы, образцы, модели поведения человека, стиль (образ) его жизни, система его взаимоотношений с другими людьми (блок реального поведения).
Олимпийская культура определенной социальной группы и общества в целом включает в себя социальные институты, обеспечивающие производство, потребление, сохранение, тиражирование и развитие тех социальных явлений, которые в рамках данной культуры рассматриваются как ценности.
Важно учитывать, что олимпийская культура (как и спортивная культура, а также культура в целом) носит конкретно-исторический характер. На различных этапах общественного развития, в различных социально-экономических и культурных условиях она может существенно видоизменяться, модифицироваться, приобретать разнообразные формы. Так, например, культура, возникшая на базе Олимпийских игр античности, и олимпийская культура, связанная с современным олимпийским движением, – существенно отличаются друг от друга.