Правила автоматизации звуков

Подготовительный этап

Этот этап направлен на формирование у ребенка интереса к предстоящим занятиям, выработку необходимых точных и скоординированных движений его речевых органов с помощью артикуляционных и дыхательных упражнений, развитие на­выков звукового анализа и контроля своего произношения, тренировку произ­вольного внимания и памяти.

Этап формирования начальных навыков правильного произношения

Этот этап включает в себя постановку правильных звуков, их автоматиза­цию, т. е. закрепление правильного произношения в слогах, словах, предложени­ях, дифференциацию сходных по звучанию звуков, т. е. умение различать похо­жие звуки, отбирать их во время произнесения и не смешивать.

Постановка отдельного звука осуществляется с помощью необходимых спо­собов и приемов. После того, как ребенок научиться произносить этот звук, мож­но переходить к процессу автоматизации, который заключается в том, что ребе­нок произносит доступный ему звук в специально подобранных слогах, словах, предложениях.

Необходимо помнить и о том, что автоматизация уже поставленных звуков должна проводиться при соблюдении определенных правил.

правила автоматизации звуков - student2.ru

Правила автоматизации звуков

1.Последовательность автоматизации звуков должна определяться особенностями развития ребенка и темпами усвоения нового материала. Логопеды советуют автоматизировать поставленные звуки в обратных сло­гах, так как ребенку довольно легко в медлен­ном темпе поставить свои органы речи в нуж­ное для произнесения согласного звука положение или же быстро изменить их положение для произнесения последую­щего гласного.

2. Начинать постановку звуков лучше всего со свистящих: [с-сь], [з-зь], [ц], при этом можно также вести работу и над заднеязычными [к-г-х] и сонорными [л-ль], [р-рь].

Следует помнить о том, что нельзя одновременно вести работу по постановке свистящих и шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], так как многие дети с нарушения­ми звукопроизношения смешивают эти звуки между собой или взаимозаменяют.

3. Нужный звук произносится длительно, причем в обратных слогах нужно протянуть и предшествующую ему гласную.

4. При автоматизации поставленного звука в словах и предложениях не сле­дует обращать пристального внимания на неправильное произношение других звуков. Например, произнося слово ШАР для закрепления звука [ш], нельзя по­путно поправлять звук [р]. Если то же слово встречается при закреплении звука [р], не поправляется произношение звука [ш]. Ведь на начальном этапе обучения ребенку очень трудно следить за правильным произношением нескольких зву­ков одновременно.

5. В том случае, если автоматизируемый звук находится в середине слова, то слоги, стоящие перед ним следует произносить отдельно. Такое произношение помогает ребенку сосредоточить свое внимание на автоматизируемом звуке.

6. При автоматизации парных звонких согласных звуков не следует исполь­зовать слова, в которых они оглушаются, например, низкий [ниский], ложка [лошка], гладкий [глаткий], глаз [глас] и т. д.

7. При автоматизации парных глухих согласных звуков исключаются слова, в которых они озвончаются, т. е. превращаются в парный звонкий согласный. На­пример, просьба [прозьба], сделать [зделать], вокзал [вагзал].

8. Для того, чтобы не было различий между произнесением слов с автомати­зируемым звуком и разговорной речью, безударная гласная [о] произносится в словах, как [а]. Например, корова [карова], очки [ачки], лето [лета].

Этап формирования коммуникативных навыков

Этот этап необходим для того, чтобы у ребенка выработался навык выбора и употребления поставленного звука в различных ситуациях. На этом этапе можно использовать различные тексты, стихотворения, диалоги, упражнения и рече­вые игры.

Умственное и речевое развитие ребенка

Нарушения развития речи

На умственное и речевое развитие ребенка влияют самые разнообразные факторы, которые зависят от экономических условий, культуры, традиций того или иного общества, уровня медицинского обслуживания.

Однако главным все же является то, что в основе большинства нарушений лежит неправильное развитие нервной системы или ее отдельных анализаторов. Все факторы, влияющие на развитие ребенка, можно условно разделить на внешние и внутренние. Внутренние причины — это, прежде всего, врожденные нарушения, которые обусловлены различными хромосомными и генетическими аномалиями.

правила автоматизации звуков - student2.ru

Подобные аномалии связаны с изменением числа хромосом или их структуры. В результате таких нарушений могут развиться как различные психические заболевания или син­дромы, так и аномалии в виде микроцефалии, нарушения слуха, зрения, интеллекта, деформации конечностей, строения черепа.

правила автоматизации звуков - student2.ru

Этот вид аномалий связан с тем, что в организме ребенка наХодятся так называемые «опасные» гены, которые вызывают нарушения интеллекта, слуха, болезни нервной системы и т.д.

Однако, кроме того, гены передают по наследству и особые интеллектуаль­ные способности (музыкальные, математические, художественные, литератур­ные).

Внешние факторы, как правило, связаны с неблагоприятным влиянием ок­ружающей среды. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными. Так, к врожденным факторам можно отнести физические (радиация, излучение, за­шумленность, вибрация), механические (травмы, сдавливания, температурные перепады), химические (принятие лекарств, курение, алкоголизм, наркомания, длительное контактирование с химическими веществами), биологические (бо­лезни матери, вирусные и паразитарные инфекции, резус-несовместимость ма­тери и плода, многочисленные аборты, недостаточное возрастное развитие и не­полноценное питание матери).

Приобретенные нарушения в свою очередь можно разделить на родовые, т. е. появившиеся во время родов (механическая травма или асфиксия), и послеродовые, а именно: травмы, инфекционные заболевания, отравления и интоксикации.

Основные этапы развития речи

Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:

1) предречевой;

2) образование звуков;

3) обогащение словарного фонда;

4) продолжение обогащения словарного запаса.

Итак, рассмотрим каждый из этих периодов более подробно.

Первый период начинается на первом году жизни ребенка (с 3 до 6 месяцев) и характеризуется подготовкой дыхательной системы. Ребенок начинает гулить, происХодит образование недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов, а так же неопределенных речевых звуков. Потом возникает лепет, являющийся первичной формой речевого потока, который состоит из зву­ков, вызванных подражанием.

правила автоматизации звуков - student2.ru На втором этапе речевого развития, с 6 месяцев, начинается образование речевых звуков и синтез слогов. В 9—12 месяцев синтезируются слоговые цепи, происходит их автоматизация. На втором году жизни малыш обогащает свой словарный запас и уже может произносить самые простые рече­вые шаблоны.

Третий этап развития речи совпадает с третьим годом жизни ребенка. Его словарный запас в этот период увеличивается до 500 слов, совершенствуется произношение отдельных слов и речевых шаблонов.

На четвертом году жизни словарный запас малыша уже достигает 1 тыс. слов и более, ус­ложняются речевые цепи, число речевых шаб­лонов увеличивается до 10. На этом этапе уча­щается произношение слов, ребенок впервые начинает использовать придаточные предло­жения в построении речевых шаблонов.

На пятом году жизни словарный запас ребенка продолжает обогащаться. Малыш уже может регулировать громкость произношения слов и строить фра­зы, привлекая придаточные предложения. Построение и произношение фраз становится более правильным и совершенным.

Развитие речи ребенка от рождения до 7 лет

Первые шесть месяцев жизни ребенка — это этап эмоционально-личностно­го общения с окружающими, которое удовлетворяет его потребность малыша во внимании и доброжелательности. Именно эмоционально-личностное взаимодей­ствие оказывает большое воздействие на формирование психики ребенка. Этот этап общения является ведущей деятельностью малыша на протяжении первого полугодия.

Развитие речи ребенка тесно связано с развитием его головного мозга, но так же оно во многом определяется воспитанием ребенка взрослыми. На раннем эта­пе мозг развивается очень интенсивно, но это не достаточное условие для его пси­хического развития в целом и речи в частности.

Сложные функции коры полушарий мозга работают в результате взаимо­действия организма с окружающей средой, действий сложнейших внешних раз­дражителей. Если отсутствуют внешние раздражители или они оказывают не­большое воздействие, то работа коры полушарий мозга может задерживаться или идти неправильно.

Существует множество исследований, которые показали, что память, внима­ние, восприятие, воображение и мыслительные операции развиваются через речь. Результаты исследований говорят о том, что основной формой воспитатель­ного воздействия является общение. И совершенно не важно, что в первые меся­цы жизни ребенок пассивно воспринимает воздействие взрослого, а активным участником становится позднее. Таким образом, общение является основой для всех форм воспитательного воздействия.

К концу первого года жизни многие дети уже могут вполне осмысленно упот­реблять около 5 слов, такие как «мама», «папа», «би-би», «тик-так» и т. д. До 1,5 лет ребенок вполне может обходиться высказыванием, состоящим из одного сло­ва, которое приобретает то или иное значение в зависимости от ситуации.

Чтобы лучше понять, как развивается речь ребенка, стоит отметить, что до 1,5 лет активно развиваются связи между предметами, действиями, их словес­ными обозначениями, но устойчивыми они становятся не сразу. После 1,5 лет ре­бенок уже умеет обобщать предметы как в понимаемой речи, так и в активной. Правда, при обобщении слов в активной речи он может допускать ошибки.

С возрастом у ребенка необходимость в общении значительно возрастает. Именно эта потребность и обуславливает возникновение активной речи. После года, когда у ребенка начинает развиваться речь, он вдруг обнаруживает, что ка­ждый предмет имеет свое название. С этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.

правила автоматизации звуков - student2.ru Для того чтобы ребенок начал понимать обращенные к нему слова, его нужно побуждать к выполнению различных действий, произношению звуков. Такой тип общения дол­жен строиться на движениях, которыми он уже владеет. Так же нужно разучивать с малышом новые движения и соответствующие им слова.

К концу первого года жизни слова для ребен­ка начинают приобретать обобщенный характер. Малыш способен понять слово «нельзя», если оно употребляется в соответствующей ситуации. На его поведение уже можно влиять вербально. Он может выполнять простые поручения, правильно реагировать на слова «хорошо» и «плохо».

К концу года ребенок произносит около 10 простых слов, которые он понимает. Конечно, понимает он больше слов, чем мо­жет произнести.

Постепенно некоторые слова, подкрепленные мимикой, становятся для него средством общения с взрослыми и другими детьми. Понимание обращенной к нему речи приводит к тому, что усложняются его действия с предметами. Со вре­менем ребенок начинает подражать сначала словам, а потом и фразам, благодаря чему пополняется его словарный запас, который к 2 годам достигает уже 300 слов.

Начиная с 1 года 9 месяцев, увеличивается количество произносимых малы­шом коротких фраз. Большое достижение — это появление вопросов: «А это?» «Какая?». Вопросы служат показателем уровня познавательной активности ре­бенка.

Итак, говорить ребенок начинает к двум годам. Овладение активной речью часто имеет характер «взрыва»: еще не так давно молчащий ребенок вдруг начи­нает говорить. Некоторые исследователи считают, что внезапное появление ак­тивной речи связано с тем, что ребенок открывает для себя то, что каждый пред­мет имеет свое название. И все же 2 года — это приблизительный возраст возник­новения речи у ребенка. Все индивидуально, если только нет никаких речевых отклонений.

В 2 года ребенок быстро накапливает пассивный и активный словари, овладе­вает произношением звуков и грамматическим строем предложения. По собст­венной инициативе малыш начинает употреблять слова примерно через два ме­сяца после того, как он стал произносить их в ответ на вопрос взрослого.

На третьем году жизни ребенка воспитательное значение речи существенно меняется. И хотя при обучении ребенка в этом возрасте все еще важную роль вы­полняет показ, использование речи как средства воспитания и обучения возрас­тает. Несмотря на то, что в три года в развитии речи ребенка наблюдаются значи­тельные достижения, он еще недостаточно хорошо владеет грамматическим строем языка, отчего его речь звучит своеобразно. Поскольку правильное произ­ношение звуков еще не закреплено, то многие из них малыш произносит не так, как надо. Например, смягчает — «зяйка» вместо «зайка», заменяет звук — «по-взет» вместо «ползет», не выговаривает [р] и [л] — «балабан» вместо «барабан». Интересно, что при собственных ошибках в произношении и грамматике, ребенок может замечать ошибки других детей и исправлять их.

Взрослые должны не допускать неправильной речи, искажения слов, а так­же следить за грамотностью своей речи, ведь правильная речь взрослого — залог правильной речи ребенка.

В 4—5 лет малыш уже достаточно хорошо владеет речью, может говорить на отвлеченные темы, т. е. становится возможным общение вне ситуации, носящее познавательный характер. Ребенок уже имеет достаточный запас слов и пра­вильно строит фразы с точки зрения грамматики.

Словарный запас ребенка в 4 года достаточно велик, чтобы свободно общать­ся с окружающими. Но все же иногда он испытывает трудности из-за того, что ему не хватает слов, чтобы описать событие, в котором он участвовал.

Осваивая новые слова, ребенок не просто запоминает их, он пытается осмыс­лить их звуковую сторону, устанавливает связь между предметом и словом, ко­торое его обозначает, т. е. отношение ребенка к лексике становится мотивирован­ным. Поэтому очень часто малыш употребляет слова, которые отсутствуют в языке, например, «копатка» вместо «лопатка», потому что она копает.

правила автоматизации звуков - student2.ru Чем больше словарный запас ребенка, тем чаще он отвечает на вопросы взрослого разверну­тыми фразами. В его речи появляются существи­тельные и глаголы во множественном числе. В воз­расте 4—5 лет ребенок осваивает сравнительную степень наречий и прилагательных. Дети этого воз­раста еще допускают грамматические ошибки: не­правильно согласуют слова, в том числе существи­тельные среднего рода с прилагательными; при об­разовании существительных множественного числа родительного падежа отмечается влияние окончаний -ов, -ев на другие склонения (ручка — «ручков») и т. п.

Речь ребенка все еще носит ситуативный характер, а потому понять содер­жание рассказа ребенка без дополнительных вопросов сложно.

К 5—6 годам словарный запас ребенка увеличивается до 3 тыс. слов. В этом возрасте малыш уже задумывается над своей речью, по аналогии может созда­вать новые слова, например «намакаронился». Подобные эксперименты говорят о том, что ребенок пытается осознать принципы словообразования.

На пятом году жизни малыш начинает выделять и называть наиболее суще­ственные признаки и качества предметов. Речь в этом возрасте становится раз­нообразней, богаче по содержанию. Больше внимания ребенок уделяет речи ок­ружающих, может до конца выслушивать ответы взрослых, овладевает моноло­гической речью, правильно согласовывает прилагательные с существительными в косвенных падежах, но еще не может без помощи взрослого точно и последова­тельно пересказать текст сказки.

В 5 лет малыш начинает узнавать на слух звуки в словах, подбирать слова на определенный звук. Однако это возможно только в том случае, если у ребенка развито фонематическое восприятие.

В 6 лет у ребенка начинает совершенствоваться связная монологическая речь. Уже без помощи и подсказки взрослого он может передать содержание уви­денного и услышанного, описать события, составить простой рассказ по картин­ке, на которой изображены хорошо известные ему предметы и явления. Однако ребенок еще часто упускает из виду второстепенные детали, концентрируясь в основном на главном.

К моменту поступления в школу в процессе речевой практики малыш уже в достаточной мере овладевает основными грамматическими закономерностями языка, которые заключаются в правильном построении предложения, грамотном и четком выражении мыслей. Конечно, у дошкольника предложения отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Они состоят в основном из подле­жащего и сказуемого или из одного слова, отражающего целую ситуацию.

Часто в речи ребенка шести лет встречаются слова, которые обозначают предметы и действия. Позднее в его речи появляются распространенные предло­жения, которые кроме главных членов предложения содержат так же определе­ния и обстоятельства. Так же ребенок уже употребляет формы не только прямых падежей, но и косвенных, усложняет грамматические конструкции предложений союзами потому что, если, когда и т. д.

Все этого говорит о том, что процессы мышле­ния ребенка усложнились. На этом этапе речевого развития у ребенка начинает развиваться диало­гическая речь, которая выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

правила автоматизации звуков - student2.ru

Дети, поступающие в школу в 6 или 7 лет уже, как правило, хорошо и четко произносят все звуки. Но бывает так, что произношение оказывается не­достаточно сформированным. В этом случае взрос­лые должны обратить на этот факт особое внимание, не дожидаясь, когда речевой дефект исчезнет сам по себе. Ребенок должен правильно и четко произносить слова, чтобы его речь была понятной для окру­жающих. Неправильное же произношение, напротив может помешать ребенку нормально общаться с окружающими, он может также не понимать речи других.

В 7 лет у ребенка продолжается речевое развитие. Словарный запас увели­чивается, усваивается правильный литературный язык, усложняется граммати­ческий строй и фразовая речь. Словарный фонд ребенка, который поступает в школу, содержит приблизительно 3—7 тыс. слов, иногда он может достигать 10 тыс. слов. В основном словарный запас состоит из существительных, качествен­ных прилагательных, наречий и глаголов. В процентном соотношении конкрет­ных существительных больше, чем отвлеченных — 85%. Крутецкий В. А. в своей работе «Психология обучения и воспитания» писал по этому поводу: «... ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений».

В этом возрасте глаз ребенка способен замечать множество подробностей и деталей окружающего его мира. Наглядно-образная память позволяет ему запо­минать впечатления от увиденного или услышанного. В возрасте 7 лет малыш уже пытается анализировать, сравнивать и сопоставлять явления действитель­ности и на основе этого делать выводы. К концу 7 года жизни у ребенка появляет­ся речевое общение с взрослыми на личностные темы.

Речь его на этом этапе развития становится более точной, логически последо­вательной и развернутой. При описании предмета или явления, пересказе ребе­нок четко излагает свои мысли; отмечается завершенность высказываний.

В этом возрасте дети уже могут самостоятельно описывать предметы, рас­крывать содержание картинки, описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. Дошкольники в этом возрасте пользуются в речи как про­стыми, так и сложными предложениями, а для связи простых предложений в со­ставе сложного используют разделительные и соединительные союзы, причаст­ные и деепричастные обороты, правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания. Единственные сложности, которые возника­ют с падежными окончаниями — это трудности при употреблении несклоняемых существительных (пальто, метро кино и пр.). Произносительная сторона речи ре­бенка выХодит на более высокий уровень: все звуки произносятся правильно, фразы говорятся внятно, громко или тихо в зависимости от ситуации. В 7 лет ре­бенок уже умеет изменять темп речи, четко произносить слова, пользоваться ин­тонационными средствами выразительности.

Причины задержки развития речи

Причин задержки развития речи огромное количество, но можно выделить несколько основных:

1) задержка или же нарушение развития речи может быть частью другого, более существенного расстройства, например, легкой степени умственной отста­лости. В этом случае поставить точный диагноз может только специалист;

2) задержка речевого развития может быть вызвана нарушениями слуха ма­лыша. Ведь ребенок, который не слышит или слышит плохо, плохо понимает и речь окружающих людей, а значит, всегда имеет те или иные нарушения звукопроизношения. Именно поэтому при нарушениях развития речи у ребенка роди­телям следует обязательно проконсультироваться с лор-врачом для того, чтобы исключить различные нарушения слуха;

3) задержка речевого развития может быть частью общего замедленного раз­вития ребенка, причем она может быть тесным образом связана с особенностями развития нервной системы. Так, например, недоношенный или ослабленный вследствие тяжелого заболевания ребенок всегда выглядит младше своего воз­раста. Речь такого малыша может также отставать в развитии, т. е. он может гово­рить меньше и хуже, чем его сверстники;

4) часто задержка речевого развития может наблюдаться и у здорового ре­бенка, что не будет означать отклонения от нормы. Так, например, известно, что девочки начинают ходить и говорить несколько раньше мальчиков. Помимо этого большую роль в развитии речи играет и наследственность, т. е. если кто-то из ро­дителей заговорил в свое время поздно, то вероятность того, что относительно поздно заговорит и их ребенок повышается. Но если ребенок к трем годам не гово­рит простых предложений, то о варианте нормы следует забыть;

5) случается так, что абсолютно здоровый и благополучный ребенок живет в таких условиях, в которых речь ему практически не нужна. Как правило, такая ситуация наблюдается в семьях, в которых ребенка понимают с полувзгляда. Та­кой малыш всегда находится под гиперопекой, его потребности всегда удовлетво­рены, а значит и говорит такой ребенок мало и с большой неохотой.

Какие бывают нарушения развития речи

Специалисты выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Это разные вещи, однако у ребенка может встречаться и то, и другое. Если у ребенка наблюдается задержка развития речи, то с этой проблемой работают психолог, невропатолог и участковый терапевт, иногда логопед. К сожалению, не все логопеды работают с детьми до 3—4 лет, но есть и такие, которые занимаются с детьми от рождения, если есть подозрения на проблемы с речью. С нарушения­ми речи в основном работают логопеды и иногда, по необходимости, невропатоло­ги.

Выделяют следующие виды нарушений:

· дислалия — нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате;

· ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, которые обусловлены анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

· дизартрия — нарушения произносительной стороны речи, связанные с недостаточностью иннервации речевого аппарата, т. е. когда ребенок гово­рит, как будто у него во рту каша;

· нарушения голоса — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения голоса могут быть связаны с различными заболеваниями гортани;

· правила автоматизации звуков - student2.ru брадилалия (сильно замедленная речь) и тахилалия (ускоренная речь) — это нарушения тем­па речи. И то, и другое нарушение может встречаться как самостоятельно, так и в Сово­купности соматических, неврологических и психических заболеваний;

· заикание — нарушение темпо-ритмической ор­ганизации речи, которое связано с судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Часто на­блюдается у детей от двух до четырех лет. Это заболевание является распространенным, им страдает приблизительно 1 % населения. Заи­кание у детей может спровоцировать испуг, уг­рожающая ситуация или боль. Но не всегда испуганный ребенок начинает заикаться. Факторами, которые способствуют развитию этого заболевания, являются:

1)невропатическая отягощенностъ родителей;

2)мало положительных эмоциональных контактов между родителями и
ребенком;

3) поражение головного мозга (родовые травмы и пр.);

4) физическая ослабленностъ;

5) «нервность» ребенка;

6) недостаточность развития мелкой моторики рук;

7) ускоренное развитие речи;

· алалия — отсутствие или недоразвитие речи из-за поражения речевых зон коры головного мозга еще во внутриутробном периоде развития ре­бенка;

· афазия — полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга. Причинами могут стать нарушение мозго­вого кровообращения, травмы, инфекционные заболевания и т. д.

Что могут сделать родители?

Всем известно, что любую ошибку, в том числе и нарушение развития, легче предотвратить, чем исправлять. Поэтому родители должны помнить о том, что для того чтобы предотвратить задержку развития речи у ребенка следует с пер­вых дней его жизни соблюдать элементарные правила.

Прежде всего, родители должны с первых дней много разговаривать с ребен­ком, общаться с ним, вызывая тем самым его на общение. Кроме того, родителям следует помнить о том, что их усилия должны быть направлены на укрепление эмоционального контакта между ребенком и мамой. Обращаясь к ребенку, мате­ри следует говорить громко и раздельно, в комнате должно быть светло и свежо, игрушки нужны яркие и разноцветные.

Следует очень внимательно следить за развитием речи ребенка. В том слу­чае, если задержка все же есть, то следует незамедлительно обратиться к специалистам, которые помогут установить, действительно ли ребенок развивается с запозданием или процесс проходит в соответствии с нормой. Если же специали­сты установили, что задержка есть, следует установить также и причины ее по­явления.

После того, как были проведены соответствующие исследования и выявлены причины, следует разработать систему занятий, которые помогут справиться с нарушениями развития речи.

Необходимо помнить о том, что все занятия должны обязательно проходить в игровой форме. Игры для ребенка может подобрать педагог или логопед.

Если задержка речевого развития наблюдается у ребенка в возрасте 2 лет, то родителям следует помнить о том, что просто необходимо стимулировать у малы­ша звукоподражание, ведь активная и многообразная звукоподражательная деятельность готовит детей к овладению членораздельной речью.

Не лишним будет также изготовить всевозможные наборы картинок с изо­бражениями животных, птиц, насекомых, людей, транспорта и т. д. Их можно бу­дет использовать для проведения различных речевых игр. Следует также еже­дневно читать ребенку небольшие сказки или рассказы. Можно задавать ему разнообразные вопросы, побуждая малыша к ответу. Пусть первое время это бу­дут односложные ответы, но со временем ребенок научится отвечать и разверну­тыми фразами.

На прогулке с ребенком следует, как можно громче рассказывать ему о том, что он видит вокруг себя.

Родители должны помнить о том, что не следует оставлять ребенка без вни­мания, занимайтесь с ним, и он будет всегда радовать вас своими победами, пусть даже и маленькими.

Когда следует волноваться?

Развитие речи ребенка — это один из самых важных вопросов, который вол­нует родителей. Принято считать, что развитие речи — это показатель умствен­ного развития ребенка. Однако это не совсем верно, поскольку наблюдается об­ратная тенденция, если у ребенка наблюдается задержка речи, то замедляются навыки обучения и общения.

В большинстве случаев в начале второго года жизни или через несколько ме­сяцев наступает, так называемый, «взрыв» развития речи. До двух лет ребенок как бы накапливает информацию об окружающем мире, поэтому к тому моменту, когда ребенок начинает говорить, у него уже достаточно хорошо развиты клетки мозга, мышцы речевого аппарата. Но бывает и так, что развитие речи ребенка за­паздывает.

Причин задержки речи может быть несколько.

1. Слабый мышечный тонус лица или плохо развитые мускулы рта. Опреде­ляется следующим образом: если ребенок роняет пищу изо рта, дышит ртом, мало и невнятно говорит, значит, у него плохо развиты мышцы рта и губ. Причи­ной слабого мышечного тонуса может послужить то, что ребенка рано отняли от груди. Укрепить ротовые мышцы можно несложными упражнениями. Например, дудеть и свистеть, дуть на перышко, выдувать мыльные пузыри, т. е. выполнять такие упражнения, где нужно с напряжением сводить губы вместе. А так же чаще предлагать ребенку пить сок через трубочку, как можно сильнее втягивая щеки; имитировать звуки животных, птиц, поезда, машины и т. д.

правила автоматизации звуков - student2.ru 2. Слабая концентрация слухового внимания. Ребенок не слышит фоновых шумов, т. е. тех, что раздаются на заднем плане, не понимает обращен­ные к нему длинные фразы. В этом случае нужно стараться обращать внимание ребенка на каждый звук и слово, чаще читать ему вслух, показывать предметы, которые его окружают, и называть их. Так же рекомендуется проговаривать все совер­шаемые действия, слова нужно произносить несколько раз.

3. Проблемы со слухом. Плохо развитый слух ребенка может неблагоприятно сказаться на умственном развитии малыша. Здесь важно вовремя диагностиро­вать недостаточный слух, в противном случае можно потерять время для стиму­ляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга.

Существует несколько признаков, благодаря которым можно установить, что у ребенка имеются проблемы со слухом.

1. Если новорожденный ребенок не вздрагивает при хлопке руками в 1—2 м от него и не успокаивается при звуке голоса матери.

2. Если в 3—4 месяца ребенок не отвечает на улыбку взрослого, т. е не улыба­ется.

3. Если в 7 месяцев ребенок не лопочет и не повторяет простые звуки.

4. Если в 7—12 месяцев он не поворачивает голову на знакомые звуки и не по­дает голос в ответ на обращенную к нему речь.

Когда нужно начинать беспокоиться?

1.Если в словарном запасе ребенка менее 20 слов, и он не может комбинировать их между собой. «Слово» в данном случае обозначает не полноценные слова, а скорее принадлежность одного звука одному объекту. Так звук [ба] всегда означает «бабушка».

2.Ребенок произносит слова невнятно, и понять можно только половину из них.

3. Ребенок не взаимодействует с другими детьми, не вступает в игру.

4. Если ребенок не понимает или не может ответить на простые вопросы.

5.Ребенок не узнает и не называет простые предметы, не может назвать некоторых членов семьи.

Если у двухлетнего ребенка обнаружен один или несколько признаков, нуж­но обязательно, не откладывая, обратиться к педиатру, который проверит слух малыша. Нарушения слуха могут возникнуть после перенесенной ушной инфек­ции, что может значительно затормозить развитие речи.

Если со слухом все нормально, то врач может предположить, что у ребенка наблюдается незначительное отставание в развитии. В этом случае он предло­жит понаблюдать за малышом в течение 6 месяцев или года. За это время родители должны помочь ребенку развить навыки, ведь даже если малыш занимается с логопедом, упражнения дома могут оказать существенную помощь.

Следует помнить о том, что у мальчиков в отличие от девочек речевое разви­тие может запаздывать, также у мальчиков гораздо чаще наблюдаются наруше­ния речевого развития и слуха.

Важно помнить

1. Ребенок не глупее взрослого. Он может обидеться или посмотреть с недо­умением.

2. Объясните малышу, что если он хочет рассказать о том. что происходило, ему обязательно необходимо употреблять слова, так как жестами тут не обой­тись. Это упражнение очень полезно для детей, которых легко понимают в семье, а потому они «ленятся» говорить.

3. Важно развивать мелкую моторику ребенка. Он должен больше лепить, рисовать, нанизывать бусины и пуговицы на нитку, складывать пазлы, так как речевой центр и центр тонкой моторики находятся рядом.

В заключение следует сказать, что родители не должны легкомысленно от­носиться к задержке развития речи у ребенка. Несмотря на индивидуальные осо­бенности, есть определенные нормы, отклонения от которых могут стать поводом для начала серьезной работы. А чем раньше она будет начата, тем лучше будут результаты. Согласно статистике, если к 5 годам речь ребенка развита хуже, чем у сверстников, то в 80% случаев это отставание проявится и в школе, что будет мешать нормальному обучению письму и чтению, а в дальнейшем отразится на успеваемости по всем школьным предметам.

Глава 2. Игры с детьми 3 лет

Игры включают в себя различные последовательные движения, которые сопровождаются стихами или потешками. Комплексы пальчиковой гимнастики обязательно должны подбираться индивидуально с учетом возраста ребенка, уровня развития движений его рук и пальцев. Обычно детям 3—4 лет предлага­ется выполнение небольших комплексов, которые включают в себя 4—5 движе­ний, позволяющих отработать гибкость и дифференцированность движений ка­ждого пальца, сгибание и разгибание.

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Игра «Кто так говорит?»

Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.

Оборудование: мяч.

Ход игры. В игре может участвовать 4—5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч ко­му-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его.

Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребен­ку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».

Игра «Угадай, кто тебя позвал»

Цель игры: научить ребенка узнавать другого человека по голосу.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игре должны принимать участие не менее 3 детей. Один из них становится в центре и закрывает глаза. Воспитатель (взрослый) указывает на ко­го-то из остальных и просит, не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно угадать, кто его позвал. Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, — в центр.

Игра «Хлопай на счет «пять»

Цель игры: научить ребенка считать до 5 и выполнять действия по просьбе взрослого.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и группой. Ребенок садится напротив взрослого, который говорит, что сейчас он начнет считать до 5 и как только произнесет «пять», малышу нужно один раз хлопнуть в ладоши. Он дол­жен вместе со взрослым считать от 1 до 5, приближая ладони друг к другу, но не хлопая.

правила автоматизации звуков - student2.ru Игра «Что это за звук»

Цель игры: научить ребенка от­личать одни звуки от других, а так же заданный звук в начале слова.

Оборудование: картинки, на которых написаны слова, известные ребенку, и в которых содержится определенный гласный или согласный звук.

Ход игры. В игру вполне можно играть вдвоем или с 3—5 детьми. Игроки садятся за стол, а взрос­лый говорит, что будет показывать им картинки и на­зывать их. Дети должны внимательно слушать и по­пытаться отгадать, какой звук есть во всех названи­ях. Сначала несколько картинок можно разобрать и произнести вместе. Найденный звук должен произноситься четко.

Игра «Слушай внимательно»

Цель игры: развить у ребенка остроту слуха,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть вдвоем. Взрослый и ребенок встают друг от друга на расстоянии 1,5—2 м. Взрослый шепотом произносит слова, известные ребенку, например, дом, кот, мама, стол и т. п. Ребенок должен повторить, что он услышал. Потом можно поменяться ролями.

Игру можно провести иначе, с участием 4—5 человек, которые становятся в шеренгу. Водящий находится на определенном расстоянии от них и четким ше­потом отдает детям команды, например, присесть, встать на цыпочки, попрыгать и т. п. Задача детей правильно услышать команду и выполнить ее.

Игра «Слушай внимательно и выполняй»

Цель игры: научить ребенка выполнять просьбы и задания,

Оборудование: игрушки и предметы, знакомые ребенку.

Ход игры. Играть можно вдвоем или группой. Взрослый садится от ребенка пли детей на определенном расстоянии и дает задания, например, принести иг­рушку, отнести чашку, посадить куклу в коляску и т. п. Если играет группа детей, то задания даются конкретному ребенку, а остальные должны сидеть тихо и не подсказывать.

Игра «Выбери картинку»

Цель игры: научить ребенка находить картинку, название которой содержит определенный звук.

Оборудование: картинки, известные ребенку.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки на определенный звук, например, [п] папа, поле и т. п., а ребенку нужно повторять за ним слова. Потом взрослый должен объяснить, что все названные слова начинаются на звук [п], и перемешать картинки с другими, в названии которых этого звука нет. Задача малыша — вспомнить и выбрать из них те, которые были показаны.

Игра «Лото»

Цель игры: научить ребенка соотносить слова с изображени­ем на картинке. Оборудование: детское лото.

Ходигры. Игру лучше всего проводить с группой детей из 4—5 человек. Взрослый раздает детям игровые карты, которые поделены на несколько сегмен­тов с изображением какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя данное изображение. Если у ребенка в игровой карте есть этот предмет, то он называет его и забирает карточку у ведущего. Вы­игрывает тот, кто первым закроет свою карту.

Игры на развитие голоса

Игра «Протяни звук»

Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть опреде­ленный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

Игра «Повтори за мной»

Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции ми­микой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а по­том попробовать повторить слова с той же интонацией.

Игра «Уложи куклу

Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»

Оборудование: коляска и кукла.

Ходигры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрос­лый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немно­го. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.

Игра «Эхо»

Цель игры: развить силу голоса ребенка.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, глав­ное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания глас­ных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

Игры на развитие слоговой структуры слова

Игра «Повтори по порядку»

правила автоматизации звуков - student2.ru Цель игры: научить ребенка запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой он их услышал.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет ребенку в опре­деленной последовательности 2—3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у]. Задача ребенка за­ключается в том, чтобы запомнить в каком поряд­ке произносились звуки и повторить их.

Игра «Повтори по слогам».

Цель игры: научить ребенка проговаривать слова по слогам.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет ребенку слова, которые он знает и звуки в которых произносит правильно. Малыш должен по­вторить названные слова, соблюдая при этом деление на слоги. Например, ок-но (2 слога), кош-ка (2 слога), дом (1 слог) и т. д.

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование

грамматического строя

Имя существительное

Игра «Что это такое?»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка словами, которые обозначают предметы, их признаки и действия.

Оборудование: игрушки и различные предметы, знакомые ребенку, картин­ки, на которых изображены действия с предметами.

Ход игры. В эту игру можно играть вдвоем или группой. Взрослый показыва­ет ребенку разные игрушки и предметы и задает вопросы: кто это или что это? В ответ ребенок должен назвать предмет. Потом взрослый показывает ребенку картинки и опять задает вопросы: кто это или что это? Что он (она) делает? Какого это цвета?

Игра «Разложи правильно»

Цель игры: научить ребенка сравнивать.

Оборудование: картинки из лото, известные ребенку, например игрушки, по­суда, мебель, одежда и т. д.

Ход игры. Взрослый показывает и называет маленькую карточку с изобра­жением, если она подходит ребенку он берет ее себе. Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты.

Игра «Выбери правильно»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка словами, которые обозначают предметы мужского и женского гардероба.

Оборудование: карточки с изображениями предметов мужской и женской одежды, обуви, головных уборов.

Ход игры. Игру можно проводить как соревнование. В таком случае, выбира­ются двое детей: мальчик и девочка. Девочке нужно выбирать картинки с муж­ской одеждой, а мальчику — с женской.

Игра «Животные»

Цельигры: научить ребенка различать диких и домашних животных.

Оборудование: карточки, на которых изображены животные, две картинки большего размера с изображениями леса и дома.

Ход игры. Взрослый раскладывает карточки перед ребенком и просит отло­жить картинки с домашними животными к картинке с домом, а диких — к картинке с лесом. В эту игру можно играть и с группой детей.

Игра «Ответь на вопрос»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка новыми существительными на темы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Деревья» и т. д.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый и ребенок становятся друг к другу лицом и выбирают любую тему. Затем взрослый бросает ребенку мяч и задает вопрос, например: Что растет в саду? Кто живет в лесу? и т. д. Ребенок должен поймать мяч и отве­тить на вопрос.

Игра «Назови предмет»

Цель игры: научить ребенка находить подходящие по смыслу предметы и развивать фразовую речь.

Оборудование: любые предметы, знакомые ребенку.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку найти и назвать предмет, из которо­го едят, пьют, которым открывают дверь, режут и т. п. Если ребенок правильно называет и показывает предметы, то можно переходить к составлению предло­жений, например: «Из чашки пьют чай», «Ключом открывают дверь» и т. д.

Игра «Отгадай загадку»

Цельигры: расширить словарный запас ребенка, развить его сообразительность.

Оборудование: игрушки или картинки.

Ход игры. Взрослый выставляет игрушки или раскладывает картинки по ко­личеству загадок. Затем он зачитывает понятные и простые для ребенка загадки. Если ребенок отгадал, он выбирает необходимую игрушку или картинку.

Имя прилагательное

Игра «Назови предметы»

Цель игры: научить ребенка согласовывать прилагательные с существительными.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой де­тей. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, кото­рые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с их при­знаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.

Игра «Какого это цвета»

Цель игры: научить ребенка различать цвета, оттенки; согласовывать существительные и прилагательные.

Оборудование: карточки с изображением знакомых ребенку предметов и квадратиков (кружочков) разных цветов, которые соответствуют цветам и коли­честву предметов.

Ход игры. Картинки и квадратики взрослый распределяет между собой и ре­бенком поровну. После чего он называет предмет, а малыш находит квадратик подходящего цвета и вместе с взрослым проговаривает словосочетания, напри­мер, красная ягода, зеленый лист, синий мяч и т. д.

Глагол

Игра «Что я делаю?»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка новыми глаголами.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

правила автоматизации звуков - student2.ru Ход игры. Взрослый дает ребенку задание, которое тот должен изобразить жес­тами и мимикой. Например, ты спишь, ты ешь, ты ри­суешь и т. д. Действия, которые необходимо изобра­зить ребенку должны быть самыми простыми.

Игра «Выполни последовательно»

Цель игры: научить ребенка употреблять в речи глаголы пове­лительного наклонения в единственном числе.

Оборудование: любимая игрушка ребенка.

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Вот твоя любимая игрушка. А ты уме­ешь с ней играть? Давай уложим ее спать, а потом накормим и поиграем с ней». В том случае, если ребенку сложно выполнить ряд последовательных действий, то взрослый должен показать ему от начала и до конца, а потом инструктировать ребенка.

Игра «Домашние животные»

Цель игры: научить ребенка различать голоса домашних птиц и животных, подражать им.

Оборудование: карточки с изображением домашних птиц и животных (гусь, кошка, собака, петух, курица, корова, лошадь).

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку с домашним животным или птицей, а ребенок должен показать как они «разговаривают». Например, «кря-кря-кря» — крякает утка.

Игра «Кто что делает»

Цель игры: научить ребенка правильно использовать в речи глаголы III лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование: мяч.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки ста­новятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому ребен­ку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч, называет дейст­вие, которое соответствует животному или имени. Например: кошка — мяукает; собака — гавкает; Петя — играет; Света — рисует и т. п.

Игра «Выполни действие»

Цель игры: научить ребенка использовать в речи глаголы повелительного наклонения.

Оборудование: игрушки и предметы, окружающие ребенка.

Ход игры. Взрослый дает ребенку задания, ко­торые быстро следуют друг за другом, например: иди — садись — встань — прыгай — стой и т. п.

Имя числительное, местоимение, наречие

Игра «Подбери слово»

правила автоматизации звуков - student2.ru Цель игры: научить ребенка правильно использовать в речи местоимении.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и на­зывает одно полное нераспространенное предло­жение и начало следующего: я стою — ты ..., мы идем — они ..., ты сидишь — я... и пр. Задача ребенка — поймать мяч и назвать нужное действие.

Игра «Посчитай»

Цель игры: научить ребенка порядковому счету до 5 и обрат­но, согласовывать количественные числительные с сущест­вительными.

Оборудование: детское лото

Ход игры. Взрослый дает ребенку игровые карты, а сам берет маленькие кар­точки и начинает задавать вопросы: «У тебя есть одно ведро?», «Две куклы?» и т. д. Ребенок должен увидеть на своих картинках то же изображение, что помещено на маленькой карточке, и ответить, например: «У меня одно ведро».

Игра «Слова»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и называет действие или признак действия. Задача малыша поймать мяч и назвать слово, противоположное по зна­чению. Например, взрослый говорит «быстро», ребенок должен сказать «медлен­но». Если ребенку трудно сразу ответить, можно ему помочь.

Наши рекомендации