Раздел II. Воспитание в актерах умения находить связь и зависимость внутренней жизни образа и его физического бытия
Проблема физического самочувствия также связана с эмоциональной памятью. Внутренние переживания человека отражаются в физическом самочувствии и физических действиях, а физическое самочувствие, ощущения, действия, в свою очередь, влияют на внутреннюю жизнь человека. Благодаря нашим ощущениям, чувствам мы связываемся с внешним миром, познаем его и ориентируемся в нем для своих действий.
Ощущение — источник наших знаний об окружающем нас внешнем мире. Вот почему и в жизни сценического образа психическое и физическое взаимосвязано. Возьмем к примеру эпизод из пьесы «Вишневый сад» А. Чехова: приезд Лопахина после покупки имения (третий акт). Он опьянен счастьем, возбужден, торжествует, но он, кроме того, просто пьян (физическое самочувствие), и это накладывает отпечаток на его поведение, на его действия. Забыв, что причиняет боль Любови Андреевне, «поет» гимн своей победе, хохочет, пляшет. Потом, увидя плачущую Любовь Андреевну, спохватывается, выражает ей свое глубокое сочувствие: «Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами). О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь...» И снова после этого впадает в буйное пьяное торжество: «Му-
зыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю... (Толкнул нечаянно столик, едва не опрокинув канделябры.) За все могу заплатить!..»
Этот пример показывает, что внутренние процессы, человеческая сущность образа отражаются в спектакле, как и в действительности, через физическую жизнь Актер (при помощи режиссера) должен уметь определить в каждой данной сцене точно физическое самочувствие и органично воплотить его.
В физическое самочувствие надо вжиться, и тогда оно подскажет ряд верных физических действий и ярких жизненных приспособлений. Каждое физическое самочувствие (вернее назвать — психофизическое самочувствие) может иметь много оттенков, много дополнительных физических действий, которые зависят от характера создаваемого образа, от предлагаемых обстоятельств, от задачи, от душевного побуждения. Возьмем к примеру физическое самочувствие усталости: у Ани в «Вишневом саде» А. Чехова, у Лизы в «Горе от ума» А. Грибоедова и у Федора в «Нашествии» Л. Леонова. У всех у них желание отдохнуть выражается в физических действиях, типичных для данного самочувствия: расслабить мышцы тела, устроиться как-то поудобнее, стараться не думать и т. д. Но в то же время у каждого имеются свои оттенки и дополнительные действия, соответственно их характерам.
Аня устала, плохо спала всю дорогу из Парижа, но она приехала в свой любимый дом, привезла дорогую маму — она счастлива, и она с удовольствием отдается минуте этого блаженного отдыха.
Лиза устала за целый день работы и беготни по дому. Ее не держат ноги, а тут еще надо стеречь любовное свидание барышни. Лиза пытается устроиться на стуле так, чтобы хоть немножко отдохнуть, но она все время начеку, боится заснуть.
, Федор тоже устал, устал и продрог. Он не спал три ночи («...три дня без сна по городу маюсь, додумать не имею. Нитка мелькает и рвется»). Он пришел к отцу, чтобы найти окончательное решение своей жизненной задачи. Его тянет отдохнуть. Он даже садится, потягиваясь, не замечая того, что все стоят и терпеливо ждут его ухода (по ремарке автора),но он не имеет права на отдых, он борется с этим желанием, направляя всю свою волю на разрешение главной цели своего прихода.
Во всех трех пьесах одно и то же физическое самочувствие, а выражается оно по-разному, в зависимости от предлагаемых обстоятельств и характера создаваемого образа.
Упражнения (на физическое самочувствие).
Чтобы закрепить найденное физическое самочувствие, нужно мысленно повторить намеченные действия.
1. Вспомнить случай, когда очень мерзли, и закрепить это физическое самочувствие. Перенести найденное физическое са-
мочувствие в новую ситуацию, в новые предлагаемые обстоятельства.
Учениками были выдвинуты такие предлагаемые обстоятельства:
а) зима. Мороз. Жду поезда на открытой платформе. Поезд опаздывает;
б) сижу у проруби реки и ловлю рыбу на мормышку;
в) живу в Сибири. Наш совхоз находится вблизи леса. Зимой, в мороз, к животноводческим фермам пробираются волки. Лежу в засаде с ружьем вместе с другими охотниками совхоза;
г) я снайпер. Замаскировался на снежном холме. Мороз, но уйти до вечера нельзя;
д) зимой ехал через лес. Началась пурга, я заблудился. Наступила ночь;
е) я метеоролог. Нахожусь в одной из экспедиций на Даль нем Севере. Мороз, пурга, а мне приходится в установленное время проверять показатели приборов метеостанции;
ж) ночью вьюга оборвала электрические провода в заводском поселке. Люди без света. Завод не может работать. Мо роз, сильный, леденящий ветер. Надо починить линию.
2. Вспомнить случай:
а) когда вы, замерзший, пришли с улицы в теплое уютное помещение;
б) когда вам было очень жарко;
в) когда вы с жары вышли в прохладное помещение;
г) когда вы физически очень устали;
д) когда, вы не спали 2—3 суток и спать все еще было нельзя;
е) когда в пути вы натерли себе ноги, а идти было еще далеко;
ж) когда вы были голодны;
з) когда у вас была сильная головная боль; и) когда вас томила жажда;
к) когда вы отдыхали на природе: днем при ярком солнце, в сумерках;
л) когда вы попали в ливень, сильно промокли под дождем.
ТРЕТИЙ ЭТАП. МАНКИ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ (ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ)
Чтобы вызвать повторные чувствования через возбуждение эмоциональной памяти, существуют манки. Сила каждого подлинного манка прежде всего в его привлекательности, притягательном свойстве, в его манкости.
«Артист должен уметь, — говорил К. С. Станиславский, — непосредственно откликаться на манки (возбудители) и владеть ими, как виртуоз клавишами рояля: придумаешь увлека-
тельный вымысел [...] и тотчас же внутри вспыхнет такое-то чувство. [...] Нельзя пренебрегать ни одним предметом, ни одним возбудителем эмоциональной памяти»[125]. Манки бывают внутренние и внешние.