УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2
ПО ТЕМЕ «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ»
Требования к компетентности:
· знать и уметь обосновать значение целей для развития педагогической теории и практики, их социальную обусловленность и конкретно-исторический характер;
· знать и уметь интерпретировать основные подходы к целеполаганию в отечественной и зарубежной педагогике;
· знать иерархию педагогических целей и их отражение в основных нормативных документах Республики Беларусь; уметь их интерпретировать и учитывать при решении педагогических задач;
· знать и уметь использовать на практике технологию педагогического целеполагания.
Основная литература
1. Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 19 марта 2002 г.) // Настаўніцкая газета. – 2002. – 4 крас.
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. вузов / Г.М. Коджас- пирова. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с. С.15-19
3. Педагогика: учеб. пособие / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432 с.
4. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с. С. 143- 154
Дополнительная литература
1. Казимирская, И.И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике: учеб. пособие / И.И. Казимирская, А.В. Торхова. – Минск: Бестпринт, 2004. – 304 с. С.35-39
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
ЦЕЛЬ – стержневая педагогическая категория, связывающая воедино все компоненты учебно-воспитательного процесса (содержание, парадигму, форму, технологию, контроль и т.д.), ибо не зная, ЗАЧЕМ учить и воспитываешь, нельзя знать, ЧЕМУ и КАК учить и воспитывать.
Исходя из функций образования, необходим пересмотр к подходу в целях – сложившийся порядок постановки целей на процесс требует переориентации на РЕЗУЛЬТАТ.
Цель – это планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.
В процессе реализации цель выполняет 2 функции: побудительную (к началу и продолжению деятельности); направляющую и регулирующую.
ЦЕЛЬ и характер воспитания определяются:
Ø экономическим развитием общества;
Ø научно-техническим и социальным уровнем развития;
Ø развитием педагогической теории и практики;
Ø возможностями учебно-воспитательных учреждений;
Ø уровнем подготовки педагогических кадров;
Ø развитием детей и их возможностями.
Уровни целеполагания
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества | Образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений | Уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации |
Социальный воспитательный заказ | Реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах | Самостоянье человека – залог величия его (А.С. Пушкин) |
В истории педагогики цели воспитания рождаются в бесконечных спорах о том, что такое воспитанный человек, каким он должен быть.
Древние мыслители полагали, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей:
Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств;
Аристотель – воспитанию мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальной и моральной чистоты.
По мнению Я.А. Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).
Дж. Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».
К. Гельвеций утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего числа граждан.
Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания общечеловеческим ценностям.
И. Песталоцци говорил, что цель воспитания – развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить гармоническое развитие сил и способностей человека.
И. Кант возлагал на воспитание большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню.
И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека.
По мнению К.Д. Ушинского, воспитанный человек – это прежде всего человек нравственный: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».