Физкультминутка Вырастаем большими

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши.

На два счета поднялись, ,

Три, четыре — руки вниз.

И.П.— основная стойка: Потягивание на носках

с подниманием рук вверх и опусканием в исходное положение.

2. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Составле­
ние и чтение слогов АУ, УА.

Ш Двое детей выполняют эту работу на фланелеграфе с бук­вами большого формата.

3. Игра «Угадай звук».
Дети хором произносят:

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты — ромашка, я — вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре!

Раздвигайте круг пошире.

Все дети становятся в круг. Воспитатель в кругу с мячом или любой мягкой игрушкой. Он произносит слова со звуком А или У и без них. Если в слове есть заданный звук — мяч или игрушку следует поймать. (Интонационно эти звуки выделяются.)

4. Итоги занятия. Можно повторить загадки из предыдущих
занятий.

КОНСПЕКТ 4

Тема. Гласный звук О, буква О.

1. Определение на слух места звука в словах: осы, сом, эскимо, усы (звука О нет). Используются загадки и иллюстративный материал.

Загадка

Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит — будет плохо.

(Оса)






Примечание. Для анализа можно брать только те слова, где звук | О — ударный (например: ослик, но не осел). В данном случае анализа-1 руется слово осы.

— Как вы думаете, какой это звук?

• Детей воспитатель подводит к ответу наводящими вопро­
сами. Они сами делают вывод: О — гласный, так как его
можно произносить кратко, можно тянуть, спеть, произне­
сти громко и тихо. Губы при этом вытянуты вперед, но не
так сильно, как при произнесении звука У.

— Давайте вспомним, чем отличается звук от буквы.

• Звуки произносим, а буквы пишем.

2. Анализ буквы О.

— На какой предмет похожа эта буква?

• Ответы детей.

В этой букве нет угла, Оттого она кругла.

Посмотри на колесо — И увидишь букву О.

• Дети в воздухе «пишут» эту букву.

Загадка

На кустах в саду растет, Запах сладкий, словно мед, Но нередко льются слезы Тех, кто рвет руками...

(Розы)

Показать иллюстрацию или живой цветок. Можно немного рассказать детям о розе. (Роза называется царицей цветов. Она самая ароматная и самая красивая.)

— Как можно сказать о розе?

• Дети сами дают определения, синонимы. Например: красивая,
прекрасная, очаровательная, великолепная и т. д.

Затем идет анализ этого слова, деление на слоги (устно). Рисуем схему:

Физкультминутка Вырастаем большими - student2.ru

Физкультминутка

Губы дружно округляем, Руки кверху поднимаем. Губы трубочкой вперед, И руки вперед.

Соответствующие движения.

Две сестрицы, две руки — Левая и правая

Показ рук поочередно.

Рубят, строят, роют,

Показывают.

Рвут на грядках сорняки И друг дружку моют.

Имитация движений.

Две сестрицы, две руки — Левая и правая

Поочередно показать.

Воду моря и реки загребают, плавая.

Выполнение плавательных движений.

3. Фонетическая игра «Кто внимательнее?» Дидактическая задача. Развивать фонематический слух де­тей; формировать умение слышать в словах звук О. Оборудование. Фишки. Содержание. Дети, прослушав скороговорку:

На то Хавронье

и дано рыло,

чтобы она землю рыла, —

подсчитывают и называют слова со звуком О. Побеждает тот, кто назовет больше слов.

Вариант. Детям можно предложить слова со звуком О в разных позициях — не только в начале слова. (Например: окна, сапожки, кино и др.)

Можно использовать ответы на загадки:

В колодец нырнуло Оно с головой —





Наверх возвратилось С холодной водой.

(Ведро)

Очень много силы в нем, Ростов он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос.

(Слон)

Таким же образом используются и предметные картинки. 4. Итоги занятия.

То вверх, то вниз бежит перо, Рисуя букву М,— Как бы спускаешься в метро И вверх идешь затем.

• Воспитатель пишет букву на доске, а затем вместе с детьми «прописывает» ее в воздухе.

— Какую букву мы видим над входом в метро?

— С какой буквы начинается название столицы России?
Примечание. Букву М (эм) называем одним звуком, хотя при

чтении четверостиший говорится «эм» (для рифмы). Далее акцентиро­вать внимание на этом не следует.



КОНСПЕКТ 5

Тема. Согласный звук М (М'), буква М. Определение места < звука в словах мак, сумка, альбом. Анализ, составление из! разрезной азбуки и чтение слогов и слов: ам, ма, ум, му, мама.

1. Анализ звука М. Этот звук произносится с помощью губ. Во рту образуется преграда. Значит, это не гласный звук.

• Вводится термин «согласный».

— Назовите слова со звуком М в начале слова, в середине, в конце.

• Дети приводят примеры.

Загадка

Где бывает:

человек стоит, лестница шагает?

(Метро)

2. Анализ буквы М.

• Пока согласные произносятся только звуками.

Взялись за руки друзья И сказали: «Ты да я — Это мы, а между тем Получилась буква...

(М)

• Двое детей изображают эту букву.

Физкультминутка Помощники

Дружно помогаем маме, Мы белье полощем сами. Раз, два, три, четыре — Потянулись, наклонились, Хорошо мы потрудились. (3 раза)

1—2 — стойка на носках, руки вверх (потянулись);

3—4 т- наклон вперед, покачивание руками вправо и влево

(наклонились).

3. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

— Какое самое любимое слово для всех детей в мире?

• Мама.

Дети составляют это слово индивидуально, а один ребенок на фланелеграфе.

— Сколько слогов в этом слове?

• Они произносятся одинаково.

— Из букв составьте слоги: ам, ма,ум, му.

4. Чтение слогов с договариванием до целого слова.

Наши рекомендации