Физкультминутка Вырастаем большими
Мы становимся все выше, Достаем руками крыши.
На два счета поднялись, ,
Три, четыре — руки вниз.
И.П.— основная стойка: Потягивание на носках
с подниманием рук вверх и опусканием в исходное положение.
2. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Составле
ние и чтение слогов АУ, УА.
Ш Двое детей выполняют эту работу на фланелеграфе с буквами большого формата.
3. Игра «Угадай звук».
Дети хором произносят:
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты — ромашка, я — вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре!
Раздвигайте круг пошире.
Все дети становятся в круг. Воспитатель в кругу с мячом или любой мягкой игрушкой. Он произносит слова со звуком А или У и без них. Если в слове есть заданный звук — мяч или игрушку следует поймать. (Интонационно эти звуки выделяются.)
4. Итоги занятия. Можно повторить загадки из предыдущих
занятий.
КОНСПЕКТ 4
Тема. Гласный звук О, буква О.
1. Определение на слух места звука в словах: осы, сом, эскимо, усы (звука О нет). Используются загадки и иллюстративный материал.
Загадка
Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит — будет плохо.
(Оса)
Примечание. Для анализа можно брать только те слова, где звук | О — ударный (например: ослик, но не осел). В данном случае анализа-1 руется слово осы.
— Как вы думаете, какой это звук?
• Детей воспитатель подводит к ответу наводящими вопро
сами. Они сами делают вывод: О — гласный, так как его
можно произносить кратко, можно тянуть, спеть, произне
сти громко и тихо. Губы при этом вытянуты вперед, но не
так сильно, как при произнесении звука У.
— Давайте вспомним, чем отличается звук от буквы.
• Звуки произносим, а буквы пишем.
2. Анализ буквы О.
— На какой предмет похожа эта буква?
• Ответы детей.
В этой букве нет угла, Оттого она кругла.
Посмотри на колесо — И увидишь букву О.
• Дети в воздухе «пишут» эту букву.
Загадка
На кустах в саду растет, Запах сладкий, словно мед, Но нередко льются слезы Тех, кто рвет руками...
(Розы)
Показать иллюстрацию или живой цветок. Можно немного рассказать детям о розе. (Роза называется царицей цветов. Она самая ароматная и самая красивая.)
— Как можно сказать о розе?
• Дети сами дают определения, синонимы. Например: красивая,
прекрасная, очаровательная, великолепная и т. д.
Затем идет анализ этого слова, деление на слоги (устно). Рисуем схему:
Физкультминутка
Губы дружно округляем, Руки кверху поднимаем. Губы трубочкой вперед, И руки вперед.
Соответствующие движения.
Две сестрицы, две руки — Левая и правая
Показ рук поочередно.
Рубят, строят, роют,
Показывают.
Рвут на грядках сорняки И друг дружку моют.
Имитация движений.
Две сестрицы, две руки — Левая и правая
Поочередно показать.
Воду моря и реки загребают, плавая.
Выполнение плавательных движений.
3. Фонетическая игра «Кто внимательнее?» Дидактическая задача. Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах звук О. Оборудование. Фишки. Содержание. Дети, прослушав скороговорку:
На то Хавронье
и дано рыло,
чтобы она землю рыла, —
подсчитывают и называют слова со звуком О. Побеждает тот, кто назовет больше слов.
Вариант. Детям можно предложить слова со звуком О в разных позициях — не только в начале слова. (Например: окна, сапожки, кино и др.)
Можно использовать ответы на загадки:
В колодец нырнуло Оно с головой —
Наверх возвратилось С холодной водой.
(Ведро)
Очень много силы в нем, Ростов он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос.
(Слон)
Таким же образом используются и предметные картинки. 4. Итоги занятия.
То вверх, то вниз бежит перо, Рисуя букву М,— Как бы спускаешься в метро И вверх идешь затем.
• Воспитатель пишет букву на доске, а затем вместе с детьми «прописывает» ее в воздухе.
— Какую букву мы видим над входом в метро?
— С какой буквы начинается название столицы России?
Примечание. Букву М (эм) называем одним звуком, хотя при
чтении четверостиший говорится «эм» (для рифмы). Далее акцентировать внимание на этом не следует.
КОНСПЕКТ 5
Тема. Согласный звук М (М'), буква М. Определение места < звука в словах мак, сумка, альбом. Анализ, составление из! разрезной азбуки и чтение слогов и слов: ам, ма, ум, му, мама.
1. Анализ звука М. Этот звук произносится с помощью губ. Во рту образуется преграда. Значит, это не гласный звук.
• Вводится термин «согласный».
— Назовите слова со звуком М в начале слова, в середине, в конце.
• Дети приводят примеры.
Загадка
Где бывает:
человек стоит, лестница шагает?
(Метро)
2. Анализ буквы М.
• Пока согласные произносятся только звуками.
Взялись за руки друзья И сказали: «Ты да я — Это мы, а между тем Получилась буква...
(М)
• Двое детей изображают эту букву.
Физкультминутка Помощники
Дружно помогаем маме, Мы белье полощем сами. Раз, два, три, четыре — Потянулись, наклонились, Хорошо мы потрудились. (3 раза)
1—2 — стойка на носках, руки вверх (потянулись);
3—4 т- наклон вперед, покачивание руками вправо и влево
(наклонились).
3. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
— Какое самое любимое слово для всех детей в мире?
• Мама.
Дети составляют это слово индивидуально, а один ребенок на фланелеграфе.
— Сколько слогов в этом слове?
• Они произносятся одинаково.
— Из букв составьте слоги: ам, ма,ум, му.
4. Чтение слогов с договариванием до целого слова.