Карта обеспеченности основной и рекомендуемой литературой
Основная литература
1. Акмеология: методология, методы и технологии (материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, президента МААН Нины Васильевны Кузьминой). — М.: РАГС, 1998.
2. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.
3. Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И, Павлов Б. С. Методы акмеологических исследований. — М.: РАГС, 2000.
4. Богданов Е. Н., Зазикин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга: КГПУ, 2000; 2001.
5. Богданов Е. Н., Зазикин В. Г. Акмеология как наука, разрабатывающая проблемы развития зрелой личности и профессионализма / Ежегодник психологической службы департамента образования Калужской области. — Калуга, 2001.
6. Бодалев А. А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Предмет акмеологии сегодня // Акмеология. — 2001. — № 1.
7. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. — М.: РАГС, 2000.
8. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Сочинение в пяти томах. — М.: РАГС, 1999-2001.
9. Деркач В. И., Лаптев Л. Г., Секач Л. Ф. Акмеолого-технологическое обеспечение оптимальной жизнедеятельности персонала учебно-воспитательного комплекса. — М.: МПА, 1996.
10. Кириченко А. В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технологии. — М.: Соль, 1998.
11. Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практического психолога / Под ред. Е. А. Яблоковой. — М.: РАГС, 2001.
12. Семененко С. В. Акмеологический подход в изучении профессионализма кадров управления в особых условиях. — М.: МААН, 2001.
13. Семененко С. В. Психолого-акмеологические модели профессионализма личности управленческих кадров в особых условиях деятельности. — М.: МААН, 2001.
14. Семенов И. Н. Акмеология — новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки современности. – 1998. – №3.
15. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. — М.: РАГС, 2001.
16. Xoдaeвa Е. П. Психолого-акмеологические модели лидерского потенциала политика. — М.: Альба-ПТ, 2002.
- Яблокова Е. А. АКМЕ как феномен развития группы, общности // Акмеология. — 2002. — №
Дополнительная литература
1. Акмеология деятельности / Под ред. Н.В. Кузьминой, В.Н. Гладковой, С.Д. Пожарского. – СПб., 2007.
2. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: Монография / Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. – Санкт-Петербург-Коломна-Рязань, 2008.
3. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 т./ Под ред. А.А. Деркача. – М., 2001.
4. Акмеология: личностное и профессиональное развитие: Материалы Международной научной конференции 7-8 октября 2004г. – М.: Изд-во дом «ЭКО» ООО «ПКЦ Альтекс», 2004.
5. Акмеология развития / Под общ. Ред. В.Н. Гладковой, С.Д. Пожарского. – СПб, 2006.
6. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб, 2002
7. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 2000
8. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. – СПб., 2003.
9. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб, 2002.
10. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.1, СПб., 2000
11. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.2, СПб., 2001
8. Примерная тематика рефератов, докладов и экзаменационных вопросов:
Экзаменационные вопросы по дисциплине: Акмеологический подход в формировании профессионализма
1. Содержание и основные характеристики феномена АКМЕ.
2. Предмет и объект акмеологии. Проблемное поле акмеологии.
3. Цели и главные задачи акмеологии.
4. Общие и специальные методологические принципы акмеологии.
5. Акмеология в системе наук комплекса человекознания.
6. Методологические основания акмеологии
7. Характеристики акмеологии как науки.
8. Основные типы базовых акмеологических категорий.
9. Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками
10. Акмеологические методы, модели и технологии
11. Акмеологические методы
12. Акмеологические критерии и показатели
13. Категориально-понятийный аппарат акмеологии
14. Акмеологические модели
15. Акмеологические технологии
16. Акмеологическая концепция развития профессионала
17. Научные предпосылки разработки концепции
18. Содержание акмеологической концепции
19. Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности.
20. Характеристики методов акмеологических исследований.
21. Человек как субъект развития и саморазвития.
22. Методы акмеографических описаний и построения акмеограмм.
23. Акмеологические модели: характеристики, формы описаний.
24. Акмеологические технологии: характеристики, виды, практика применения.
25. Акмеологические закономерности. Законы акмеологии.
26. Категория «субъект» в акмеологии.
27. Акмеологические тренинги программно-целевой направленности: общие характеристики, практика применения.
28. Проблема дифференциации психологического знания. Основные направления прикладной акмеологии.
29. Ведущие акмеологические концепции.
30. Профессиональная компетентность в структуре профессионализма. Виды профессиональной компетентности.
31. Саморазвитие и самосовершенствование как акмеологические методы.
32. Сущностные характеристики акмеологических критериев и показателей. Их виды в различных сферах личностно-профессионального развития.
33. Структура, функции и организация акмеологических служб.
34. Профессиональные характеристики специалиста-акмеолога в системе государственной службы.
35. Специфика акмеологического исследования.
36. Мониторинг личностно-профессионального развития: принципы, содержание, методы, этапы.
37. Прикладные научные направления акмеологии
38. Педагогическая акмеология
39. Военная акмеология
40. Социальная акмеология
41. Акмеология управления
42. Акмеология деятельности в особых экстремальных условиях
43. Акмеологический подход в решении практических задач
44. Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов
45. Развитие профессионализма личности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях
46. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма
47. Акмеологические исследования художественно-творческой деятельности
48. Практика разработки акмеограмм
49. Современное состояние акмеологии
50. Здоровый образ жизни: от мотива к потребности.
51. Практическое обучение студентов как главный фактор повышения качества подготовки специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда.
52. Морально-этический кодекс педагога-психолога
53. Педагог как личность и профессионал.
54. Актуальный уровень личностного и профессионального развития преподавателя.
55. Психологическая тактика поведения преподавателя развивающегося и развивающего мотивация и ее роль в учебно-воспитательном процессе.
56. Психология личности студента и преподавателя и др.
57. Место акмеологии и карьерологии в системе обществоведения и человекознания.
58. Акмеологическое понимание человека для карьерного роста.
59. Акмеологический и карьерологический подход к личности.
60. Единство профессионального и социального акме – условие карьерного роста личности.
61. Карьерология – составная часть вершинного развития в профессиональной деятельности личности.
62. Синергетическая акмеология – теоретическая база карьерного роста в новых условиях взаимодействия порядка и хаоса.
63. Принципы синергетической акмеологии и их роль в карьерологии.
64. Связь социального и индивидуального акме, индивидуального и общезначимого социального идеала в карьерологии.
65. Роль ценностных ориентиров в кризисный период жизни общества при планировании индивидуальной карьеры.
66. Человек и общество как диссипативные системы.
67. Роль аттрактора и понимание предельной точки развития и начала нового этапа карьеры.