Занятие №6
ОРФОЭПИЯ. ПРОИЗНОШЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ.
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОРФОЭПИЧЕСКИХ ПРАВИЛ.
Литература:
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1984. С. 209-223.
2. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.
3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004.
4. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. С. 4-12.
5. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX в.в. М., 1990. С. 51-53, 146-149.
6. Современный русский язык. Анализ языковых единиц.: Учеб. пособие для студентов филол. ф-тов пед. ун-тов и ин-тов. В 3 ч. Ч.I./ Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995. С. 36-40.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Расскажите о произношении слов иноязычного происхождения. Почему надо отдельно рассматривать произношение слов иноязычного происхождения? Какие тенденции действуют при произношении согласных в словах иноязычного происхождения (произношение мягких-твёрдых согласных перед гласными на месте «е»)? Каковы орфоэпические результаты ассимиляции иноязычных слов в русском языке, наблюдаемые при произношении твёрдых-мягких согласных? Каковы тенденции в произношении гласных в словах иноязычного происхождения (произношение гласных на месте «е», «о» в безударных слогах)? Каковы возможные орфоэпические изменения в произношении безударных гласных при освоении русским языком слов иноязычного происхождения?
2. Проанализируйте произношение иноязычных слов, предложенных в домашнем задании. Сгруппируйте эти слова, принимая во внимание особенности их произношения.
3. Дайте характеристику «Орфоэпическому словарю русского языка»/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983., сопоставьте с другими словарями и справочниками, определяющими нормы произношения.
II. Задания:
1. Подготовьте орфоэпический комментарий к стихотворным текстам. Сделайте пословный анализ текста, обращая внимание на вопросы: а) произношение безударных гласных; произношение согласных и сочетаний согласных; сочетаний гласных звуков; грамматических форм; б) допустимые варианты произношения и их стилистическая окраска; в) необходимость предупреждения диалектных ошибок в произношении учащихся.
2. Прочитайте текст в строгом соответствии с правилами орфоэпии.
Вариант 1.
Нехожеными кажутся леса,
Бездонными – озёрные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны.
Здесь, словно в сказке, каждая тропа
Вас к роднику выводит непременно.
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей вселенной.
(А. Яшин)
Вариант 2.
Книга жизни…
Только ль слова?
Сколько лет я сижу над ней!
Пожелтели страницы в ней,
Как трава в сентябре;
Как листва,
Поседела моя голова.
Но вдвойне даётся трудней
Заключительная глава.
(А. Яшин)