Укажите основные жанры письменной речи
Актюбинский региональный государственный университет
Им. К. Жубанова
филологический факультет
Кафедрарусской филологии и межкультурной коммуникации
Силлабус
Дисциплина «RYa1106 Русский язык» ( 3 кредита)
Специальность:
5В070700– Горное дело;
5В070800 –Нефтегазовое дело;
5В071300 –Транспорт, транспортная техника и технологии;
5В090100 –Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта.
Курс 1
Преподаватель: Абдрахманова Г.К.
Учебный год
Актюбинский региональный государственный университет
Имени К. Жубанова
Силлабус
Дисциплина «RYa1106 Русский язык» ( 3 кредита)
Место и время проведения занятий | Место и время проведения СРСП | Преподаватель Ф.И.О | Контактный телефон, Email |
ТТТиТ 101 Понедельник 08.30, 215 ауд. Четверг 12.40, 205ауд. Пятница 12.40, 202ауд. | Пятница, 13.40, 14.40, 206 ПС ауд. | Абдрахманова Гульжанна Куанышкалиевна | 8 775 429 57 57 8 747 734 52 57 [email protected] Кафедра русской филологии и межкультурной коммуникации- 220 ауд. |
ТТТиТ 102 Вторник 09.30, 202 ауд. Четверг 10.30,11.40, 205 ауд. | |||
МК 101 Понедельник 09.30,10.30, 209 ауд. Среда 08.30, 09.30,37 ауд. | |||
ОПДЭТ102 Вторник 11.40, 209 ауд. Пятница 10.30, 11.40, 209 ауд. | |||
НГД 101 Понедельник 11.40, 122 ауд. Четверг 08.30,09.30, 119 ауд. | |||
ГД 101 Вторник 10.30, 37 ауд. Пятница 08.30, 09.30, 20 в ауд. |
ОПИСАНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
В курсе даётся описание системы знаний, навыков и умений, которыми должен обладать студент после окончания курса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:
Формирование у будущих специалистов коммуникативной компетенции – способности решать лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях научной сферы, формирование межкультурно-коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе образования на уровнях базовой стандартности.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
После успешного завершения данного курса студент будет способен:
Знать:
-о русском языке как средстве общения, познания, воспитания и развития разносторонней личности;
-о нормах литературного произношения, написания, словоизменения, сочетаемости слов в предложении и стилистических возможностях слов, словосочетаний и конструкций;
Уметь:
- четыре вида речевой деятельности – аудирование, чтение, говорение, письмо – во всех сферах жизни, в различных коммуникационных ситуациях;
-формы самостоятельной работы с книгами, газетами, журналами на русском языке, вдумчиво читать их;
Иметь навыки:
-связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
-свободного использования полученных знаний в области научного общения.
ПРЕРЕКВИЗИТЫ:
Дисциплина «Русский язык» в объеме школьной программы.
ПОСТРЕКВЕЗИТЫ:
Педагогика, психология, культурология, социология, история, валеология.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ:
Текущая оценка: в течение этого курса в качестве оценочной стратегии будут использоваться следующие методы оценки: письменные контрольные работы, домашние задания, устный опрос, тестовые задания, реферат, эссе и т.п.
Рубежный контроль (тестирование): тестовые вопросы охватывают изученные разделы программы курса.
Индивидуальная самостоятельная работа: учитывается индивидуальное выполнение заданий на семинарах, домашних заданий, творческих заданий по темам курса, выполнение рефератов, использование научных источников, анализ ситуаций, газетных сообщений.
Домашние задания: домашние задания обязательны для выполнения и принимаются на СРСП для всех групп по расписанию. За домашние задания, сданные после установленного срока, снижаются баллы.
Реферат: задается по определенной теме, является небольшой творческой работой. При оценке учитывается раскрытие темы, использование научных источников, стиль изложения, наглядность. После установленного срока работа не принимается и не оценивается.
Рубежные контрольные тесты: тесты, содержащие 10 и более заданий, по пройденному материалу. Тесты проводятся два раза в семестр по графику на 7 и 15 неделе.
Итоговый экзамен: итоговый экзамен проводится в конце семестра. Дата экзамена будет предоставленна расписанием деканата. Экзамен будет проводиться в форме компьютерного тестирования. Тесты включают задания по всем разделам программы курса. На экзамене запрещено пользоваться конспектами практических занятий, книгами, любыми записями. Каких-либо дополнительных заданий для повышения оценки, если она будет низкой, не будет. Студент, не соблюдающий политику проведения экзамена, будет отстранен от сдачи экзамена и считаться не сдавшим экзамен.
Заключительная оценка: в конце семетра студенты сдают экзамены по дисциплинам, оценивающиеся в 100 баллов (40%).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ПО МОДУЛЯМ:
№ | Название модуля | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия (час) | Лабор. (час) | СРС (час) | ||
Основные понятия теории и практики речевой коммуникации | |||||
Развитие коммуникативных навыков и речевых умений при чтении научных текстов по специальности | |||||
ИТОГО |
Темы практических занятий
№ недели | Модули и их содержание | К-во часов |
Модуль 1.Основные понятия теории и практики речевой коммуникации | ||
КЛК «Моя Родина Казахстан». Здоровье и здоровый образ жизни. | ||
Язык и его основные функции. Речь: виды и формы речи.Общая характеристика форм и видов речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. | ||
Функционально-смысловые типы речи – способы изложения. Описание как тип речи. Повествование в различных сферах общения. Рассуждение как тип монологической речи. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи. | ||
3-4 | Функциональные стили речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Официально-деловой стиль речи и его особенности. Основные жанры документации. Публицистический стиль и его особенности. Научный стиль и его особенности. Основные жанры научно-учебных текстов: аннотация, реферат, рецензия. | |
КЛК «Моя Родина Казахстан». Закон. Права человека и их защита. | ||
Общее понятие о научном стиле речи, его отличие от других функциональных стилей. Жанры научного стиля. Условия функционирования научной речи: научная сфера общения, преобладание письменной формы над устной, монологической речи над диалогической. Характерные черты научного стиля: логичность, точность, обобщенность и отвлеченность, насыщенность терминами. Особенности научного стиля на лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом уровнях. | ||
Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста. ССЦ как компонент текста. Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная связь. | ||
Структурно- смысловое членение текста. Конструкции для выражения характеристики, признаки лица, предмета, явления. Анализ текстов научного стиля: чтение, выделение средств, с помощью которых определяются характерные черты научного стиля (логичность, точность, обобщенность и отвлеченность). Знакомство с жанрами научной речи. Деление текста на смысловые части, беседа по содержанию текста. Монолог и беседы-полилоги о научном стиле | ||
КЛК «Моя Родина Казахстан». Природа и человек. Труд, учёба, отдых. | ||
Модуль 2.Развитие коммуникативных навыков и речевых умений при чтении научных текстов по специальности | ||
Тема текста. Структура и смысл текста. Коммуникативные задачи текста (КЗТ).Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли; композиционная четкость, логика изложения, информативность как признаки научного текста. Тема как предмет или явление, которая рассматривается в тексте. Обозначение темы в тексте существительным, встречающимся в различных падежах. Замена темы в тексте местоимением или синонимичным выражением. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы в тексте. | ||
Коммуникативная задача (КЗ) текста как цель авторского общения при создании им текста. Позиция предложения, содержащая КЗТ. | ||
КЛК «Моя Родина Казахстан». Культура и традиции. Праздники и искусство в жизни человека. | ||
10-11 | 1. Определение предмета (дефиниция) - что есть что; что - это что; что называется чем; что называют чем. 2. Квалификация предмета- что считают чем (каким); что считается чем (каким); что представляет собой что; что заключается в чем; что состоит в чем. 3. Принадлежность предмета к классу – что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу (класс, тип) чего. 4. Классификация предметов – что делится на что; что разделяют на что; что подразделяется на что . 5. Качественный и количественный состав, строение предмета – что входит в состав чего; что образует что; что состоит из чего; что содержит что; что включает в себя что; сколько чего содержится в чем. 6. Происхождение и функция предмета – что образуется из чего; что происходит из чего (от кого); что развивается из чего; что служит для чего; что предназначено для чего. | |
Роль предложения в тексте. Текстообразующие функции предложения. Механизмы действия этих функций. | ||
КЛК «Моя Родина Казахстан». Средства массовой информации. Средства связи и их роль в жизни современного человека. | ||
13-14 | Микротема текста. Микротема как часть общей темы: одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста. Новая информация как главная коммуникативная цель высказывания. Понятие актуального членения предложения. Тема – предмет сообщения. Рема(предикат) – основное содержание сообщения или коммуникативный центр предложения. Данная и новая информация текста как элементы развития мысли и связности текста | |
Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации. Предложение, выполняющее функции прогрессии текста. Прогрессия текста с одно- и разнонаправленным данным. Предложение, выполняющее функцию обобщения текста. Способы развития информации в тексте. Параллельный способ развития информации. Цепной способ развития информации. |
Задания для СРС:
Контрольная работа
Вариант 1
«Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу», - так говорили древние. В этой фразе заложен глубокий смысл.
В самом деле, состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счете и судьба зависит от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.
Начать хочется в совете: будем вежливы. Отрицательные эмоции, конфликты на работе, в быту, в магазине, на транспорте дорого обходятся организму. Они порождают неврозы, а неврозы, в свою очередь, - истоки тяжелых, хронических, неинфекционных заболеваний (атеросклероз, гипертония). Не бойтесь добрых, приветливых слов!
Бичом современности являются недостаток мышечной активности. Отсюда вывод: физкультура, спорт, утренняя зарядка, производственная гимнастика развивают мышцы.
Настораживает часто наблюдающаяся нерациональность питания. Не слишком ли много мы едим сладкого, мучного, жирного? На памятнике одного 152-летнего гражданина было написано: «Он ел и пил в меру». Задумайтесь над этой эпитафией!
Много написано и сказано о неисчислимом вреде, который несут здоровью спиртное и его спутник табак.
Много вреда организму приносят изнеженность, не закаленность. Наиболее надежная защита от этого – разумное, систематическое закаливание, здоровый образ жизни.
Задания к тексту:
1. Выпишите из текста выделенные словосочетания и составьте с ними сложные предложения.
2. Выполните синтаксический разбор предложения: «Отрицательные эмоции, конфликты на работе, в быту, в магазине, на транспорте дорого обходятся организму»
3. Измените по падежам словосочетание «152-летний гражданин»
4. Определите разряд имен прилагательных в словосочетаниях: «мышечной активности», «тяжелых заболеваний», «надежная защита», «систематическое закаливание».
5. Выпишите из текста существительные 1 склонения, 5 из них измените по падежам.
Вариант 2
Высоко расценивали физическое воспитание, спорт выдающиеся поэты, писатели, ученые, педагоги.
А.С. Пушкин с детства любил физические упражнения, игры, борьбу, проявление силы, ловкости, находчивости. Проснувшись утром, поэт обычно принимал холодную ванну или обливался водой. Живя в деревне, купался до глубокой осени.
Л.Н. Толстой высоко ценил физические качества в людях. Великий писатель до глубокой старости систематически занимался гимнастикой, верховой ездой, использовал физический труд на воздухе как средство сохранения работоспособности. Уже в глубокой старости он совершал прогулки не только пешком, но и на велосипеде, очень любил теннис, русские народные игры.
А.П. Чехов высоко ценил роль физического развития, здоровья в жизни людей. Чехов был одним из основателей Московского гимнастического общества.
А.М. Горький обладал незаурядной силой, выносливостью, приобретенной за годы тяжелого физического труда. Выполняя большую писательскую и общественную работу, Алексей Максимович находил время для поддержания бодрости и здоровья. Очень любил греблю, плавание, игру в городки; зимой охотно ходил на лыжах, катался на коньках и в шутку называл себя «известный конькобежец Горький».
Задания к тексту:
1. Выпишите из текста имена собственные.
2. Выполните синтаксический разбор предложения: «Высоко расценивали физическое воспитание, спорт выдающиеся поэты, писатели, ученые, педагоги».
3. Измените по падежам словосочетание «известный конькобежец»
4. Определите разряд имен прилагательных в словосочетаниях: «физические качества», «великий писатель», «холодная ванна», «глубокая осень».
5. Выпишите из текста существительные 2 склонения, 5 из них измените по падежам.
Вариант 3
Здоровый образ жизни – это то, что позволяет нам дожить до глубокой старости, сохранив при этом активность и крепкое здоровье. Главные составляющие ЗОЖ - это рациональное питание, физическая активность, отказ от вредных привычек. Ешьте больше пищи, содержащей клетчатку и цельные зерна, и меньше – пищу, содержащую жир, сахар и приготовленную из пшеничной муки. Не забывайте об овощах и фруктах. Готовьте пищу на растительном масле, уменьшите потребление животного жира. Избегайте избыточного веса, не ужинайте позднее 6 часов вечера. Питайтесь не реже 3 раза в день. В течение дня пейте больше жидкости. При приготовлении пищи используйте низкие температурные режимы и готовьте короткое время. Это позволит сохранить в пище полезные витамины. Вторая, не менее важная, составляющая ЗОЖ - это физическая активность.
Нехватка движения (гиподинамия) – бич современного человека, особенно жителей больших городов. Автомобиль давно превратился из роскоши в доступное средство передвижения, люди стали намного меньше ходить пешком. Это привело к росту сердечных заболеваний, заболеваний сахарным диабетом и увеличению количества людей с избыточной массой тела. Низкая двигательная активность значительно хуже отражается на нашем здоровье, чем неблагоприятная экологическая обстановка. При достаточной мышечной активности и здоровом питании, наш организм способен отчищаться от многих вредных веществ (токсинов, солей тяжелых металлов, шлаков и пр.) Но для этого мышцы должны работать и испытывать нагрузку, чтобы «гнать» кровь по кровеносным сосудам и доставлять всем нашим органам все необходимые для этой «очистки» компоненты и снабжать их кислородом, которого в нашем загрязненном воздухе и так не хватает. При недостаточной же двигательной активности наш организм теряет способность очищаться даже от продуктов своей жизнедеятельности. К тому же, недостаток движения отрицательно сказывается на сердце и на кровеносных сосудах. Любые, даже самые простые, физические упражнения приносят пользу нашему организму. Не совместимы со здоровым образом жизни такие вредные привычки, как курение, злоупотребление спиртными напитками, переедание.
Задания к тексту:
1. Выпишите из текста выделенные словосочетания и составьте с ними сложные предложения.
2. Выполните синтаксический разбор предложения: «Автомобиль давно превратился из роскоши в доступное средство передвижения, люди стали намного меньше ходить пешком».
3. Измените по падежам словосочетание «температурные режимы»
4. Определите разряд имен прилагательных в словосочетаниях: «вредные вещества», «здоровое питание», «двигательная активность», «экологическая обстановка».
5. Выпишите из текста существительные 3 склонения, 5 из них измените по падежам.
Тестовые задания
Вариант 1
Укажите определение языка
А .обмен информацией между людьми при помощи языка
Б. система знаков и символов, отражающая цивилизационный опыт человека
В. Функция называния явлений
Г. выражение эмоций и чувств
Д. функция обеспечения возможности мышления и познания
2.Речь – это…
А. выражение чувств, эмоций, настроений
Б. Называние явлений действительности
В. обмен информацией между людьми
Г. функция регулирующая отношения между людьми
Д. подготовленная устная речь
3. Внутренняя речь - это…
А. общение между людьми
Б. способность человека посредством речи побуждать людей к действиям
В. Передача своих чувств, эмоций и переживаний
Г. разговор между собеседниками
Д. речь, лишенная звукового оформления и не выполняющая функции общения
Укажите основные жанры письменной речи
А. объявление, приказ, рассказ, эссе
Б. рецензия, аннотация, протокол, устав
В. Роман, ода, повесть, очерк
Г. лирика, драма, статья, сообщение
Д. реферат, доклад, текст, интервью