Перечень практических работ
Номер темы | Наименование тем | Кол-во часов |
1.1 | Система непрерывного образования в Республике Беларусь. Нормативное правовое обеспечение системы образования Республики Беларусь | |
1.2 | Становление научной педагогики. Я.А. Коменский как основоположник педагогической теории | |
1.3 | Развитие школы и педагогической мысли в России и Беларуси | |
1.4 | Развитие, социализация и воспитание личности | |
1.5 | Современные модели образования | |
1.6 | Профессиональные компетенции педагога | |
1.7 | Аксиологические основания педагогики. Демократизация и гуманизация педагогического процесса | |
2.1 | Личность и профессиональная культура педагога. Методологическая культура педагога | |
2.2 | Методы педагогических исследований | |
3.10 | Проектирование целей по формированию опыта и качеств личности | |
3.11 | Разработка учебного элемента модуля | |
3.12 | Проектирование методов обучения | |
3.13 | Игровое моделирование в деятельности педагога | |
3.17 | Открытый урок. Педагогический анализ урока | |
3.16 | Разработка педагогических тестов |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Система образования Республики Беларусь. Нормативное правовое обеспечение системы образования Республики Беларусь.
2. Основные этапы становления и развития педагогики. Становление научной педагогики. Я.А.Коменский как основоположник научной педагогики.
3. Дидактические системы И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи. Гуманистическая педагогика Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Дидактика Ф. Дистервега.
4. Просветительские идеи Ф. Скорины, Д.К. Ушинского, Л.Н. Толстого.
5. Основные категории педагогики: педагогичекая задача, педагогический процесс, педагогическая ситуация, образование, воспитание, обучение, развитие.
6. Понятие о педагогических системах. Компоненты педагогических систем, их взаимосвязь. Системообразующий компонент педагогических систем.
7. Сущность понятия «педагогика». Педагогика как наука о закономерностях обучения и воспитания.
8. Концепции современного образования: традиционалистическая, рационалистическая, феноменологическая.
9. Парадигмы современного образования: традиционалистическая, технократическая прагматическая парадигма, поведенческая парадигма, гуманистическая парадигма, теологическая и эзотерическая парадигмы.
10. Современные педагогические системы, их характеристики.
11. Образование как социокультурный феномен. Современные модели образования. Сущность непрерывного образования.
12. Индивидуальная педагогическая деятельность как система. Структурные и функциональные ее компоненты, их характеристика.
13. Уровни индивидуальной педагогической деятельности.
14. Требования к личности педагога. Квалификационные требования к педагогу.
15. Профессиональные компетенции педагога, их содержание.
16. Понятие о методологии педагогической науки. Уровни методологического знания (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический).
17. Системный подход. Целостный подход.
18. Личностный подход.
19. Деятельностный подход.
20. Полисубъектный (диалогический) подход.
21. Культурологический подход.
22. Аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий аспекты культурологического подхода.
23. Этнопедагогический и антропологический подходы.
24. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система: основные компоненты, их взаимосвязь.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение педагогики как науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Система педагогических наук. Идеи гуманизма как основа современной педагогики. Связь педагогики с другими науками.
2. Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Творческий характер труда педагога.
3. Профессиональная деятельность и личность педагога.
4. Профессиональные компетенции преподавателя и мастера производственного обучения, их сущность и содержание.
5. Индивидуальная педагогическая деятельность как система, ее уровни.
6. Образование как функция общества. Система непрерывного образования в Республике Беларусь. Принципы государственной политики в области образования.
7. Научно-методическое обеспечение профессионального образования Республики Беларусь. Участие педагогов в деятельности по научно-методическому обеспечению профессионального образования.
8. Инновации в системе профессионального образования. Понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация».
9. Основные категории общей педагогики.
10. Основные этапы становления и развития педагогики.
11. Становление научной педагогики. Я.А. Коменский как основоположник научной педагогики. Общая характеристика развития школьного дела в Западной Европе. Гуманистическая педагогика Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Дидактика Ф. Дистервега. Дидактические системы И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи. Школа и педагогики в России в XYIII-XIX вв. Просветительские идеи Ф. Скорины, Д.К. Ушинского, Л.Н. Толстого.
12. Педагогические системы в новейшее время (XX и XXI вв.).
13. Развитие, социализация и воспитание личности.
14. Целостный педагогический процесс как педагогическая система.
15. Педагогическое взаимодействие. Стили педагогического общения.
16. Открытый урок как методическое мероприятие: цели, виды и методика проведения.
17. Выявление, обобщение, систематизация и распространение современного педагогического опыта.
18. Понятие методологии педагогики. Системный подход.
19. Понятие педагогической системы. Системообразующий компонент педагогической системы.
20. Сущность личностно-ориентированного подхода. Представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности.
21. Культурологический и аксиологический подходы в системе образования.
22. Дидактика как теория обучения. История развития дидактики.
23. Обучение в целостном педагогическом процессе. Обучение как процесс. Функции обучения. Зарубежные концепции обучения. Материалистическая теория познания и процесс обучения. Движущие силы процесса обучения.
24. Деятельность педагога и обучающихся в процессе обучения.
25. Традиционное обучение. Целевые ориентации, особенности методики традиционного обучения.
26. Законы и закономерности обучения.
27. Принципы обучения как система. Взаимосвязь между закономерностями и принципами обучения.
28. Теория развивающего обучения.
29. Теория проблемного обучения.
30. Теория поэтапного формирования умственных действий: сущность и дидактические возможности.
31. Личностно-ориентированное развивающее обучение. Акценты целей. Особенности образовательного процесса. Позиция педагога и позиция обучающихся.
32. Диагностичное задание целей по формированию опыта и качеств личности. Цели обучения, развития и воспитания учащихся. Организационно-методические цели.
33. Сущность содержания образования как основы базовой культуры личности и его исторический характер.
34. Уровни усвоения содержания образования (представления, понимания, применения, творчества), их характеристика. Особенности учебной деятельности обучающихся по усвоению содержания образования.
35. Формы проектирования содержания образования: образовательный стандарт, квалификационная характеристика специалиста, учебный план, учебная программа, тематический план, план урока (учебного занятия). Их краткая характеристика.
36. Формы обучения, их характеристика, классификация.
37. Дидактические методы: сущность понятия, классификации и характеристики. Выбор методов обучения.
38. Средства обучения: сущность понятия, классификация, характеристики и дидактические возможности.
39. Учебно-методические комплексы: цели и принципы создания, структура и содержание.
40. Субъективный и объективный контроль в процессе обучения и оценка учебных достижений обучающихся. Виды и методы контроля. Учебные задачи.
41. Тесты. Структура теста. Виды тестов.
42. Урок как основная форма обучения. Типы и виды уроков.
43. Дидактическая структура и методическая подструктура учебного занятия.
44. Формы организации учебной деятельности обучающихся.
45. Понятие педагогической технологии. Основные характеристики современных педагогических технологий.
46. Модульное обучение: сущность, характеристика, особенности. Сущность понятия «модуль», его структура.
47. Метод проектов. Проектирование как особый вид интеллектуальной деятельности.
48. Педагогические игры: сущность, функции, История развития игровых технологий.
49. Деловые игры: сущность, основные характеристики, порядок проведения. Модификации деловых игр.
50. Технологии интерактивного обучения. Неимитационные и имитационные интерактивные технологии, их сущность и характеристика.
51. Воспитание как отрасль педагогической науки. Сущность и соотношение понятий: личность, воспитание, социализация, развитие.
52. Цели и направления воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по дисциплине «Педагогика»
Разработка курсовой работы является одной из форм контроля качества изучения дисциплины «Педагогика».
Курсовая работа представляет собой самостоятельный исследовательский труд в области актуальных проблем педагогической науки и практики, который опирается на результаты исследований ученых и практиков Республики Беларусь, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Курсовая работа – это законченная и логически цельная письменная работа, посвященная конкретному вопросу, входящему в круг проблем (задач), решаемых студентом, требующие развернутого изложения и аргументации.
Выполнение курсовой работы предполагает определение целей и задач педагогического исследования.
В процессе выполнения работы студент изучает законодательную нормативную базу Республики Беларусь, педагогическую литературу, научные статьи отечественных и зарубежных ученых, опыт педагогов-практиков.
В результате выполнения курсовой работы студент должен показать достаточный уровень знаний и умений в области педагогики, свою готовность творчески решать теоретические и практические педагогические проблемы на основе междисциплинарного подхода.
При выборе темы курсовой работы необходимо учитывать личностно, социально и профессионально значимые потребности и интересы студентов.
Материалы, полученные в ходе выполнения курсовой работы, позволят расширить имеющиеся у студентов знания по актуальным вопросам педагогики, могут быть апробированы и внедрены в образовательный процесс учреждений образования, стать основой для разработки дипломного проекта, написания статей на научно-практические конференции.