Особенности практических форм обучения в вузе
Практическое занятие — это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков.
Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий, упражнений, задач и т.п. под руководством и контролем преподавателя.
Готовясь к практическому занятию, тема которого всегда заранее известна, студент должен освежить в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, подобрать необходимую учебную и справочную литературу. Только это обеспечит высокую эффективность практических учебных занятий.
Чтобы преподаватель имел возможность наблюдать за работой каждого студента, оказывая ему необходимую методическую и консультационную помощь, практические занятия проводятся обычно с небольшими группами учащихся. Иногда для этого академическая студенческая группа разделяется на две подгруппы.
Практика - важнейший компонент учебной работы в вузе, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста, суть которой заключается втом, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по определенной программе непосредственно участвует в том виде профессиональной деятельности, к которому готовится. Основная цель практики — помочь студентам лучше усвоить полученные теоретические знания и научиться применять их в практической деятельности.
Согласно государственному образовательному стандарту практика является обязательной, т.е. все студенты ДВГАФК в соответствии с учебным планом периодически проходят практику на протяжении последних трёх лет обучения. Сроки проведения и продолжительность практики на разных курсах составляет 6 недель (при 36 часовой трудовой неделе). За весь период обучения в нашем вузе студенты практикуются около 18 недель.
Содержание практики учащихся разных факультетов может значительно различаться, поскольку ее содержание и формы проведения определяются спецификой той специальности и специализации, которую получат студенты по окончании учебы. Но в целом практика как одна из форм обучения в вузе должна отвечать определенным требованиям.
На третьем курсе все студенты академии проходят педагогическую практику на базе средних школ, чтобы освоить и закрепить в деле навыки учителя физической культуры. На четвертом курсе – профессионально-ориентированная практика, формируются навыки тренера по виду спорта, специалистов дополнительного образования по физической культуре и т.д. В содержание пятого курса входит практика на будущем месте работы студента.
Сначала студенты-практиканты включаются в деятельность учреждений, где они проходят практику, начинают выполнять под контролем сотрудников учреждений и методистов ДВГАФК несложные профессиональные функции, пробуют практически применять полученные в вузе знания и умения. А далее уже проводят самостоятельные уроки, тренировки и занятия в качестве стажера, т. е. специалиста, который имеет необходимые для полноценной трудовой деятельности знания, но еще не приобрел достаточного опыта, а поэтому иногда может нуждаться в совете или помощи профессионального специалиста.
Таким образом, практика помимо всего прочего дает студенту возможность понять, правильно ли он выбрал специальность, сориентироваться в многообразии видов профессиональной деятельности, определить свои собственные профессиональные интересы и возможности.