Физкультминутка-логоритмика.
• Речевая подвижная игра «Мы с картинками играем»
Мы с картинками играем, По слогам их называем, Мы руками хлопаем, А ногами топаем.
Дети должны одновременно отхлопать и оттопать количество слогов в словах по изучаемой теме. Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]. Буква Ш
• Характеристика звука (согласный — не поется, только твердый, глухой — произносится без голоса, шипящий звук — его можно тянуть: «Ш-ш-ш»).
Дети выполняют упражнение «чашечка»: широкий язык в форме чашечки поднять кверху, края языка прижать к верхним зубам.
• «Найди "шипящую" картинку». На игровом поле лежат картинки. Логопед предлагает детям найти «шипящие» картинки.
• «Повтори чистоговорки»: шу-шу-шу — Маша кушает лапшу; ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши; ше-ше-ше — шепчет Паша в шалаше; шо-шо-шо — Шура пишет хорошо.
• «Разложи картинки». Определение места звука [ш] в слове.
На доске — три картонных домика (одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный). Дети должны разложить картинки в домики в зависимости от количества слогов в слове.
• «Мы со звуком Ш играем». На доске в четыре ряда расставлены картинки из лото.
Мы со звуком Ш играем И картинки подбираем: Карандаш, машина, книжка, Шляпа, бабушка, малышка, Ландыш, дедушка, подушка, Мишка, шорты и лягушка.
Логопед повторяет звучалку, а дети определяют место звука [ш] в словах. Затем они повторяют звучалку за логопедом.
• « Что в мешке ?» Согласование числительных с существительными.
Логопед показывает цифру (от 2 до 5), вынимает из мешка картинку и спрашивает: «Сколько лягушек в мешке?» Дети отвечают: «В мешке две лягушки. В мешке пять лягушек». И т. д.
• «Назови имя». Дети называют имена, в которых встречается звук [ш]: «Наташа, Антоша, Гриша, Алеша, Миша, Даша, Катюша, Саша, Паша, Андрюша, Валюша». И т. д.
• «Измени слово». Логопед показывает детям картинки и предлагает изменить слово так, чтобы в нем появился звук [ш]: петух — петушок, орех — орешек, мама — матушка, хлеб — хлебушек, черепаха — черепашка, муха — мушка, муравей — муравьишка, рыба — рыбешка и т. д.
• «Договори слово». Знакомство со словами-друзьями, похожими по звучанию.
Логопед произносит первую часть слова, а дети договаривают его: пету... (шок), гребе... (шок), реме... (шок), лопу... (шок), коре... (шок), поро... (шок), гор... (шок); кату... (шка), лягу... (шка), поду... (шка), хлопу... (шка), верту... (шка), ват-ру... (шка), петру... (шка).
Логопед. Какая часть в каждой группе слов общая?
• Знакомство с буквой Ш: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите.
• Отработка правописания слога ши (после ш не бывает ы): шипы, уши.
• Чтение слов: ухо, шаг, шаги, каша, шахта, шуба, сушка.
• Преобразование слов: мишка — мышка — мушка — мошка — кошка — кашка — каша — ваша — Маша — Паша — Даша — Саша.
• «Что спрятано в предмете?» На картинках с изображением различных предметов разбросаны буквы. Дети должны составить слова и отгадать, что спрятано в предмете: на домике — кошка, на кастрюле — каша, на сумке — сушка, на шкафу — шуба и т. д.
• «Играем в школу». Составление, чтение и анализ предложения. Составление его графической схемы: «Вот у Саши сушка».
Тематический цикл «Рыбы»
(восемнадцатая неделя)
Беседа
Названия рыб; их особенности; строение; среда обитания; чем они питаются; рыбопродукты, рыболов, рыбозавод. Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Подбери слово». Подбор глаголов к слову рыба: ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.
• «Запомни и повтори». Формирование обобщающих понятий у детей.
Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы. Карп, карась, плотва — это озерные рыбы. Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.
• «Вопросы — ответы». Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме. Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это рыбьи плавники. Чьи икринки? — Это рыбьи икринки. Чьи кости? — Это рыбьи кости.
• «Рыбы-великаны». Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами -ище, -ища: пескарь — пескарище, окунь — оку-
нище, ерш — ершище, акула — акулища, карась — караси- |
ще, рыба — рыбиша. .;
• «Составь предложение». Дети становятся в круг. Логопед : бросает кому-либо мяч и просит сказать два (три, четыре) ! слова про акулу (пескаря, щуку, окуня и т. п.).
• «Рыболов». Согласование числительных с существительными.
Логопед показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня». И т. д.
Развитие связной речи
• Составление по картинке рассказа-описания «Щука»: «Перед нами щука. Это речная рыба. Она хищная. Щука питается
мелкими рыбешками. У нее есть голова, жабры, туловище, плавники,
хвост, острые зубы. Туловище щуки покрыто чешуей. Из щуки можно сварить уху и приготовить котлеты».