Определения основных категорий педагогики.
Раздел 1. Взаимосвязь педагогической теории и педагогической практики
Определения основных категорий педагогики.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних ( анатомо-физические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности) , управляемых ( воспитание и самовоспитание) и неуправляемых( объективное, стихийное влияние среды) факторов.
Формирование – процесс становление личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности ( самовоспитания).
Социализация– усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. « Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия… так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий».
Воспитание:
1. В широком социальном смысле – совокупность формирующихвоздествий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;
2. В широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
3. В узком педагогическом значении – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Образование:
1. Как процесс – освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;
2. Как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности отношений;
3. Как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Обучение – специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности:
1. Преподавание (руководство учением) – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования ;
2. Учение – усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.
Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Самообразование– активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников .
Воспитательная система – комплекс включающий в себя: цели субъектов, реализующих эти цели; деятельность отношений, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом.