III. Формирование практических умений и навыков. ● Распознавание на слух звука [ы].
● Распознавание на слух звука [ы].
Учитель называет слова рыбка, прыгалка, кубик, буквы, а ученики, услышав звук [ы], хлопают в ладоши.
Физкультминутка
& Работа по учебнику: с. 36–37.
Задание: посмотрите внимательно на картинку. Назовите слова со звуком [ы].
▲ Чтение стихотворений на с. 36–37.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
Урок 21. гласный звук [ы], БУКВА Ы
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о гласном звуке [ы], букве ы; развивать речь, логическое мышление, память, внимание.
Оборудование: учебник; картинки с изображением игрушечного медведя и мышки.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
● Работа по «ленте букв» (с. 39).
Учащиеся «читают» все изученные гласные буквы по «ленте букв». Повторяют признаки и особенности произнесения всех изученных гласных звуков.
& Работа по учебнику: с. 38.
Учащиеся устанавливают сходство и различие слов кукла – куклы. (Сходство – один и тот же предмет; различие – количество предметов.)
Задание: приведите свои примеры единственного (когда предмет один) и множественного (когда предметов много) числа так, чтобы на конце слов звучал звук [ы].
Варианты ответов детей. Например:
игра – игры | лампа – лампы | оса – осы |
шар – шары | лиса – лисы | арбуз – арбузы |
стакан – стаканы | кактус – кактусы | рыба – рыбы |
Физкультминутка
▲Чтение стихотворения (напечатано на доске):
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
Задание: найдите и укажите в тексте букву ы.
● Игра «Необычное превращение».
Учитель показывает картинку с изображением игрушечного мишки и мышки.
Вопрос:
– Как из мишки получилась мышка? (В слове мишка букву и заменили на ы.)
Физкультминутка
■ Развитие связной речи учащихся.
& Работа по учебнику: с. 39.
Вопрос:
– Иллюстрации к какой русской народной сказке вы видите? («Курочка Ряба».)
По серии рисунков дети рассказывают сказку «Курочка Ряба».
▲ Чтение учителем русской народной сказки «Курочка Ряба». (Сказку можно проинсценировать.)
Курочка Ряба
Жили себе дед да баба,
И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое –
Золотое.
Дед бил-бил –
Не разбил.
Баба била-била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».
III. Итог урока. Рефлексия.
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
Урок 22. гласный звук [у], БУКВА Уу
Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [у], буквой Уу; развивать речь, логическое мышление.
Оборудование: учебник; картинка с изображением утки.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
1. Выделение звука [у].
Отгадывание загадки:
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку
Спотыкалочкой.
(Утка.)
Учащиеся рассматривают картинку с изображением утки, произносят и анализируют слово утка, соотнося произносимое слово со схемой на с. 41.
Учитель. В слове утка в первом слоге гласный звук предшествует согласному, это не слияние. На схеме первый слог обозначен двумя квадратами. Во втором слоге – слияние согласного с гласным. Это и показано на схеме. Произнесем начальный звук слова – [у] и установим его признаки как гласного. Особенность произнесения гласного звука [у]: при его произнесении губы вытягиваются вперед и округляются больше, чем при произнесении звука [о].
Звук [у] на письме обозначается гласными буквами Уу.
Учитель показывает карточку с изображением буквы Уу.
Вопрос:
– Как воет волк? (У-у-у-у…)
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
Вопрос:
– На что похожа буква Уу?
Варианты ответов детей.
2. Выкладывание буквы Уу из подручного материала (палочек, пуговиц, камешков, веревочек, полосок бумаги и т. д.; можно использовать пластилин).
Примечание. Работа выполняется под музыку.
3. Печатание буквы Уу учащимися в тетради.
Физкультминутка