Учет психологических аспектов обучения
1. Организация внимания учащихся
а) учитель способен мобилизовать внимание учащихся различными способами:
• через прямое требование;
• связывая изучаемый материал с жизнью школьников; • с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций;
б) учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение.
2. Использование различных видов памяти
а) на уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка;
б) используются на уроке ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).
3. Развитие мышления
а) ставятся учебные задачи, требующие осмысления, объяснения, доказательства;
б) учитель добивается от ученика овладения приемами самоконтроля и самоанализа ошибок.
Целесообразность примененных методов обучения
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения
а) применение объяснительно-иллюстративных методов при объяснении нового и объемного материала в ходе рассказа учителя, его беседы с классом, чтения учениками учебника или дополнительной литературы, показа видеофильма;
б) резюмирование и краткое изложение учителем законченного фрагмента учебного материала, обобщение выводов по теме беседы;
в) предъявление учащимся готового плана изложения нового материала, переформулирование вопросов, облегчающих понимание учениками их смысла, инструктаж по выполнению учебных действий.
2. Репродуктивные методы
а) применение для воспроизведения знаний по образцу, правилу, с опорой на схему или алгоритм;
б) воспроизведение уже изученного материала, для заполнения схем и таблиц, раскодирования алгоритма, описания объекта;
в) приведение учащимися собственных примеров, подтверждающих правило, свойство, закон.
3. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения
а) для организации творческой деятельности учащихся применялись: выдвижение и аргументация гипотез, поиск «скрытых» звеньев рассуждения, выбор правильного пути решения, поиск ошибок в «якобы» правильных рассуждениях;
б) организация наблюдений для постановки исследовательской проблемы самими учащимися, для вычленения сущности явления;
в) самостоятельное решение нестандартных заданий и задач повышенной трудности, составление учащимися аналогичных заданий.
Организационная деятельность учителя на уроке
1. Готовность учителя к уроку
а) классная доска содержит необходимые для урока записи;
б) подготовлены нужные наглядные пособия и оборудование;
в) учителем разработана тактика проведения урока на основании его целей и задач.
2. Целевая установка урока
а) учитель может сформулировать цели и задачи урока в соответствии с местом урока в образовательном процессе и особенностями класса;
б) учитель способен донести до учеников цели и задачи урока на доступном для их понимания языке.
3. Эстетика учебного труда
а) выполнение санитарно-гигиенических правил при организации образовательного процесса: освещение, вентиляция, посадка детей в классе;
б) соблюдение техники безопасности и требований по сохранению здоровья учащихся;
в) выполнение режима двигательной активности учащихся на уроке.
4. Индивидуальная работа с учащимися
а) на уроке наблюдается пассивная работа учителя с учеником в виде предложения выполнять индивидуальное задание самостоятельно;
б) учитель активно работает с одним учеником или группой учащихся;
в) учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся.
5. Мотивация учебной деятельности учащихся
а) за счет четкой организации учебной деятельности;
б) эмоциональное поощрение и похвала учеников как стимуляция их работы в ситуации «здесь и теперь»;
в) выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующей функции.
6. Рациональное использование времени на уроке
а) классическое распределение времени на комбинированном уроке (опрос, объяснение нового материала, закрепление, инструктаж по выполнению домашнего задания);
б) потери времени с точки зрения разумности и смысла происходящего в контексте нетрадиционного урока;
в) занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока.
7. Характер общения учителя с учениками
а) наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми;
б) сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя «вместе» с детьми;
в) заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми.
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке
1. Готовность учащихся к уроку
а) организация рабочего места, необходимых для проведения урока инструментов и материалов;
б) готовность учащихся отвечать на поставленные вопросы в течение всего урока;
в) умение учиться с оптимальной работоспособностью.
2. Внешние проявления умений и навыков на уроке
а) грамотные и полные ответы учащихся у доски и с места;
б) демонстрация практических умений в предметной деятельности;
в) качество письменных ответов учащихся.
3. Самостоятельная учебная деятельность
а) выполнение заданий «с опережением», «на удачу», повышенной трудности по собственному желанию;
б) умение самостоятельно выполнить предложенные учителем задания;
в) проявления инициативы при организации образовательного процесса, принятие организаторских функций учителя на себя или регулирование этого процесса с целью улучшения его эффективности.
4. Самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценка (взаимооценка)
а) для самооценки и самоконтроля используются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке;
б) учащимся предлагается оценить работу друг друга без предъявления эталона решения учебной задачи, но с учетом обоюдного согласия;
в) на уроке появляется необходимость самим ученикам дать оценку деятельности товарища и обосновать свое решение.
5. Межличностное взаимодействие (парная и групповая работа)
а) осознание и реализация общей цели;
б) установление коммуникации и взаимопонимания, диктуемые характером включения учащихся в их совместную деятельность;
в) взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности.
6. Развитие устной и письменной речи
а) на уроке преобладают монологические или коллективные, «хоровые» ответы;
б) коррекция речи осуществляется самим учителем или к этому привлекаются ученики;
в) процесс формирования лексического запаса слов данной предметной области.
http://yesnet.purpe.ru/oldsiteuo/youngteach/analiz.htm