Этническая история народов мира.
- Жители Британских островов. Этнический и языковой состав. Антропологическая характеристика населения. Религия. Хозяйство и материальная культура. Семейный и общественный быт. Духовная культура.
- Жители Северной Америки (США, Канада). Этнический и языковой состав. Антропологическая характеристика населения. Религия. Хозяйство и материальная культура. Семейный и общественный быт. Духовная культура.
- Народы Австралии и Новой Зеландии. Этнический и языковой состав. Антропологическая характеристика населения. Религия. Хозяйство и материальная культура. Семейный и общественный быт. Духовная культура.
- Межэтнические коммуникации.
Этнические контакты и их результаты. Понятие «коммуникация». Сущность межэтнических коммуникаций. Факторы межэтнических коммуникаций. Формы межэтнических коммуникаций. Теории этнокультурного взаимодействия. Концепция аккультурации Р.Редфилда, Р.Липтона, М.Херсковица. Концепция интегрированности. Концепция внутреннего колониализма. Этнические процессы в современном мире.
Социология
Цель дисциплины:формирование у студентов фундаментальных знаний по основным разделам социальной теории, а также умения применять эти знания к анализу различных сторон социальной жизни, процессов, институтов и ситуаций.
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-9; ПК-8, ПК-15.
Место дисциплины в учебном плане:дисциплина относитсякциклу ГСЭ, его вариативной части - ГСЭ.Вв.03.1., читается на 2 курсе в 4 семестре.
Содержание дисциплины:Теоретико-методологические основы развития социологии в России. Понятийный аппарат, его роль в концептуализации предметной области. Понятие социологии. Объект и предмет социологии. Структура социологии: макро- и микро уровни социологического анализа. Функции социологии. Социология и другие обществоведческие науки. Теоретическая социология: общесоциологические концепции. Современное состояние социологической науки в России. Социальное и социологическое исследование. Методика и техника социологического исследования.
Социальные структуры и социальные системы, общество как социокультурная система. Понятие общества. Социальные связи, взаимодействия и отношения. Понятие социальной системы. Общество как саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся система. Социальная стратификация и социальная мобильность. Понятие социальной структуры общества. Элементы социальной структуры: социальные общности, социальные группы, классы. Социоструктурные процессы в современном российском обществе. Социальные статусы и роли. Социальные организации. Социальные институты и социальные организации. Понятие организации.
Личность как социальная система: субъект и продукт социальных отношений. Социальный статус. Социализация личности. Основные факторы развития личности. Этапы социализации. Биологические, психологические, культурологические трактовки причин девиации. Социальный контроль
Социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений. Социальные связи, взаимодействие между индивидами, группами, общностями. Понятие социального конфликта. Особенности развития политического конфликта в России. Глобализация социальных процессов.
Социальные институты и институциональные отношения; оценки и ценностные ориентации в структуре личности и культуры. Массовое сознание и массовые действия, социальные изменения, источники социального напряжения. Глобализация социальных процессов в современном мире. Социокультурные особенности развития российского общества. Социальные институты современного общества.
Методология изучения общества и общественных процессов.
Лингвокультурология
ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) Ознакомить студентов с историей формирования и основными понятиями лингвокультурологии как науки о тесном взаимодействии языка и культуры.
2) Показать, каким образом при изучении лингвистических явлений используются принципы и методы лингвокультурологии.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Лингвокультурология» входит в вариативную часть блока ГСЭ и изучается в 4 семестре.
В первую очередь, она тесно связана и опирается на знания студентов, поученные ими в курсе лингвострановедения, который изучается в 1 семестре. Для освоения этой дисциплины важны также знания, полученные студентами при освоении практического курса основного и второго иностранного языков, а также теоретических курсов: История, Этнография, Речевой этикет в культуре англоязычных стран, Художественная культура англоязычных стран, Введение в германскую филологию, Лексикология.
Параллельно с освоением курса Лингвокультурология студенты изучают философию, социологию, лексикографию, теорию и практику перевода, историю английского языка и историю зарубежной литературы, диалектологию, - те дисциплины, которые помогают усвоению данного курса и с иных позиций или частично затрагивают сходные проблемы, что способствует более эффективному формированию лингвистической и культуроведческой компетенции студентов.
В дальнейшем знания лингвокультурологии необходимы студентам для освоения курсов стилистики, истории литературы англоязычных стран, англоязычных СМИ, всех дисциплин, связанных с переводом (теории перевода, перевода публицистических текстов, технического перевода, перевода художественной литературы, перевода финансовой документации), тех курсов, которые связаны с просторечием и субкультурами (Просторечная лексикография, Грамматическое просторечие, Лингвоэкология). Кроме того, для дисциплин, связанных с явлением билингвизма (Детский билингвизм, Билингвальная речь, Художественный билингвизм, Диглоссия), курс «Линвокультурология» также дает полезные сведения, помогающие понять некоторые особенности формирования бикультуральности, всегда в той или иной мере сопровождающей развитие билингвизма и определяющей его специфику.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Общекультурные компетенции (формируются частично):
ОК-1: владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2: владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи;
ОК-3: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-8: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;
ОК-9: умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
ОК-11: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
ОК-12: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
ОК-13: владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере коммуникации.
Профессиональные компетенции (формируются частично):
ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории основного изучаемого языка, представление о современном состоянии и перспективах развития языкознания;
ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков), филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;
ПК-8: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;
ПК-11: готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися;
ПК-13: владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов;
ПК-15: владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать:
o Историю развития лингвокультурологии.
o Особенности взаимодействия языка и культуры.
o Принципы и методы исследований в лингвокультурологии.
· Уметь
- Сопоставлять и лексикографировать явления лингвокультур родного и изучаемых иностранных языков.
- Сравнивать лингвокультурологические явления в англоязычных странах разных эпох.
· Владеть
- Понятийно-терминологической базой лингвокультурологии.
- Англоязычными и немецкоязычными эквивалентами для обозначения лингвокультурологических понятий.
- Переводом текстов, в которых отражены специфические культурно значимые явления.
Содержание разделов дисциплины
Язык и культура
Проблема соотношения языка, культуры, этноса. Аккумулятивная функция языка.
История возникновения и становления лингвокультурологии
Концепция В. фон Гумбольдта. Неогумбольдтианство. Гипотеза Сэпира – Уорфа. Подходы к изучению культуры. Проблемы взаимодействия языка и культуры в социолингвистике, этнолингвистике и этнопсихолингвистике. Лингвострановедение и лингвокультурология. Дифференциация предмета исследования лингвокультурологии и смежных научных направлений.
Лингвокультурология в парадигме современного языкознания
Задачи лингвокультурологии. Объект и предмет лингвокультурологии. Диахроническая лингвокультурология. Сравнительная лингвокультурология. Сопоставительная лингвокультурология. Лингвокультурная лексикография. Лингвокультурологические школы. Методология и методы лингвокультурологии. Лингвокультурологические единицы.
Интерлингвокультурология
Язык межкультурного общения. Проблемы вторичной культурной ориентации языка в область иноязычной (внешней) культуры. Описание иноязычной культуры. «Глобанглизация», World Englishes. Английский язык в описании русской культуры. Русский язык в описании англоязычных культур.
Языковая картина мира
Теория языковых гештальтов. Наивная языковая картина мира. Языковая картина мира и поведение человека разных социальных и возрастных групп, разных областей научного знания, разных наций. Картина мира в лексике, грамматике, фразеологии. Ключевые слова разных культур. Языковые субкультуры. Элитарная лингвокультура. Идиолекты. Фоновые знания.
Языковая личность и культура
Подходы к изучению языковой личности. Факторы, формирующие языковую личность. Концепция трехуровневого устройства языковой личности. Компоненты языковой личности. Межличностное общение в разных культурах. Русские люди глазами британцев и американцев. Британцы и американцы глазами русских. Немцы глазами русских.
Гендер в лингвокультурологическом аспекте
Речевое поведение мужчин и женщин. Гендерные стереотипы. Фемининность и маскулинность в разных языках и культурах. Отражение гендерных образов в фразеологии.
Лингвокультурный анализ
Лингвистические, социологические, культурологические методы в лингвокультурологии. Контент-анализ, нарративный анализ, методы полевой этнографии, открытые интервью, метод лингвистической реконструкции культуры, психосоциокультурологический эксперимент. Лингвокультурологический анализ текста. Лингвокультурное сопоставление фразеологии русского, английского и немецкого языков.
Менеджмент
Цель дисциплины:дать студентам целостное представление о менеджменте, его истории, современных взглядах к управлению различными организационными структурами и процессами. Данный курс знакомит учащихся с основными понятиями и терминами, характеризующими различные типы систем управления организациями, персоналом, информацией, конфликтом, временем и собой (самоменеджмент).
Требования к уровню освоения содержания курса:В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-3; ОК-4; ОК-9; ПК-16.
Место дисциплины в учебном плане: Учебная дисциплина «менеджмент» относится к профессиональному циклу ООП ВПО, его базовой части. Индекс дисциплины – П.В о.08. Является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания. Изучается студентами по специальности социология в 6 семестре.
Содержание дисциплины:
Объект, предмет и задачи менеджмента.Функции менеджмента. Понятие и классификация функций управления. Основные виды менеджмента. Основное содержание общих целей и ограничений деятельности фирмы. Основное содержание конкретных функций управления.Научные школы и направления теории менеджмента: школа научного управления Ф.У.Тейлора, классическая административная школа А.Файоля, теория «рациональной бюрократии» М.Вебера, школа человеческих отношений Э.Мэйо, теория Д.Мак-Грегора, менеджмент бизнеса А.Слоуна, социальный менеджмент П.Ф.Друкера, теория «человеческих ресурсов», теория «гуманизации труда».
Психология управления. Законы психологии управления: закон неопределённости отклика, закон неадекватности отображения, закон расщепления смысла управленческой информации, закон самосохранения, закон компенсации.
Руководство и лидерство. Содержание работы руководителя. Стили управления. Эффективность стиля управления. Имидж и авторитет руководителя. Законы функционирования авторитета. Псевдоавторитет и его виды. Имидж и его слагаемые.
Принятие управленческих решений: принципы и модели, мотивации, риск. Виды риска в принятии решений. Проблемы мотивация персонала. Теории мотивации.
Организация: её свойства, законы, жизненный цикл и виды. Миссия и ценности организации. Организационная культура: её особенности и виды. Организационная структура и её виды. Возможности и ограничения в работе менеджера. Управление временем, карьерой, обучением (самоменеджмент). Основные управленческие роли менеджера (по Минцбергу). Управление конфликтом.
Основные направления менеджмента: стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, производственный менеджмент. Позиционирование бизнеса. Стратегические типы фирм.