ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ У БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО – ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Внедрение информационно – коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в связи с введением новых образовательных стандартов в системе высшего профессионального образования и подготовкой будущих специалистов к реализации ФГОС начального общего образования в школе.

В образовательном стандарте нового поколения обозначена объективная необходимость по формированию и развитию ИКТ – компетентности обучающихся на ступени основного общего образования и представлена программа «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников», в которой подчеркнута важность процесса овладения способами, умениями работать с информацией, самостоятельного сбора данных, графического их представления, цифрового измерения, составления ленты времени, выполнения исследовательских проектов и т.д.

Информатизация начального общего образования – это сложный динамичный процесс, задачами которого на этот момент являются:

· подготовка будущих учителей начальных классов на основе использования новых информационных технологий обучения;

· соблюдение возрастных и психолого – педагогических особенности детей младшего школьного возраста;

· формирование компьютерной и информационной грамотности у обучающихся начальных классов как необходимого компонента осуществления учебно – познавательного и воспитательного процесса школьного образования;

· использование ИКТ в качестве ведущего инструментария универсальных учебных действий;

· создание для учителей методических пособий и разработок для оценивания уровня сформированности ИКТ – компетентности у обучающихся.

Решение всех выше перечисленных задач информатизации начального образования ложится на плечи учителя начальных классов, тем самым актуальным является подготовка будущих учителей начальной школы по требованию образовательного стандарта высшего профессионального педагогического образования, обладающих достаточным уровнем профессиональной компетентности в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ - компетентность). Под ИКТ – компетентностью бакалавров педагогики мы понимаем его способность эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии в условиях учебно – методического комплекта дисциплины «Теоретические основы и технологии начального исторического образования».

Закономерно возникает вопрос: отчего зависит уровень ИКТ – компетентности студента педагогического вуза на основе изучения историко – обществоведческих знаний? С одной стороны, он определяется современностью и актуальностью содержания школьного и вузовского образования в области ИКТ и должен быть значительно выше у недавних выпускников, в отличие от учителей с большим стажем работы по данной специальности, и с другой стороны, ИКТ – компетентность бакалавра педагогики зависит от опыта применения таких технологий в учебно – воспитательном процессе школы, и следовательно уровень этой компетентности должен зависеть от того, овладел ли бакалавр педагогики теми специальными, профессиональными компетенциями и умением применять в педагогической деятельности.

Таким образом, формирование ИКТ – компетентности у бакалавров педагогики на основе изучения историко – обществоведческих знаний является одной из важнейших приоритетных задач вузовской подготовки, в результате которой выпускник должен быть готов:

1. использовать средства ИКТ в качестве инструментария формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов;

2. реализовывать интегративный подход в многопредметной учебной деятельности будущего учителя на основе применения электронных образовательных ресурсов;

3. использовать потенциал ресурсов информационно-коммуникационной образовательной среды для развития и воспитания младших школьников;

4. организовывать трансформацию эмпирической технической осведомленности и игровых компьютерных навыков детей в целенаправленную и осознанную познавательную информационную и коммуникационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами информационного общества;

5. осуществлять плавную интеграцию младших школьников в информационно-коммуникационную образовательную среду, с учетом возрастных особенностей учащихся при соблюдении принципов и норм здоровьесберегающих технологий;

6. реализовывать обучение основам историко – обществоведческих знаний учащихся начальной школы в предметной области «Окружающий мир»;

7. самостоятельно осваивать новые программные продукты и повышать свой профессионализм в постоянно изменяющейся информационно-образовательной среде;

8. подбирать или самостоятельно разрабатывать информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного и организационно-управленческого процесса начальной школы.

Литература

1. Зайцева, С.А. Методические основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов [Текст] С.А.Зайцева // Высшее образование сегодня – 2011.–№4. – С42-44.

2. Хеннер Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения: [опыт Перм. гос. пед. ун-та] [Текст] / Е.К. Хеннер, А.П. Шестаков // Информатика и образование. - 2004. - № 12. - C. 5-9.

Наши рекомендации