Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере

Рыбалкин А.А.,

МБОУ лицей №1,

г. Комсомольска-на-Амуре, Россия

The problem of engaging students in the class decorative arts. Kinds of traditional crafts. Modern methods and techniques in arts and crafts.

«Человеческий дух преуспевает,

Когда он поклоняется,

Когда он возвышает объект

И сам возвышается им…»

В. И. Гёте.

Всё декоративно-прикладное искусство России является предметом национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё от начала до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение - таким был путь к совершенству. Способность удивляться и восхищаться – одно из ценных особенностей человека, лежит у основания глубокого акта познания, нередко знаменует собой научные открытия, изобретения, поиски и находки, серии искусств, содержит возможность активного, творческого, познавательного отношения к миру. Если кто-то из учеников не удивляется, значит, у него нет вкуса к познанию, значит, ему не доступна жизнь, наполненная чудесными явлениями, нет перед ним интересных задач, в решение которых он может включиться по собственному желанию. Проблему занятости детей декоративным творчеством берёт на себя школа. И здесь огромную роль играет роль учителя–мастера. Его умения, его увлечения создают атмосферу непередаваемого духовного общения людей, занятых созданием прекрасного!

Как говорит пословица: «Жизнь без труда – воровство, жизнь без искусства – варварство».

До наших дней сохранились традиционные промыслы: резьба по дереву и кости, роспись по дереву, выпиливание лобзиком, плетение из берёсты и ивового прута. Роспись по дереву имеет много традиционных, веками складывающихся стилей и направлений: городецкая, хохломская, палехская, загорская, тверская (цв. вкл. 16. рис. 16.1-16.5).

Загорская и тверская росписи отличаются тем, что внутри замкнутого тёмного контура рисунка применяется только один цвет, а в соседнем замкнутом контуре – другой цвет и т. Д. Обычно контур выполняется кистью водорастворимыми или масляными красками.

Новгородская роспись отличается тем, что при контурной росписи, выполняемой водными красками, очертания могут быть нанесены стальным пером, вставленным в деревянную ручку (цв. вкл. 16. рис. 16.2).

Декоративно–прикладное искусство использует и новые, современные методы и технологии: выжигание по дереву – редкая по выразительности техника, а роспись в сочетании с тёмным выжженным контуром очень красива и технологически интересна – внутри замкнутого контура применяется только один цвет, без каких- либо градаций. Качество выжигаемых линий имеет большое значение – они должны быть тёмного цвета и одинаковой толщины и глубины (цв. вкл. 16. рис. 16.6). Даже набив руку и приспособившись к аппарату для выжигания, ученики сталкиваются с тем, что структура дерева не однородна: есть более мягкие и твёрдые участки, что влияет на качество выжигаемых линий.

Одним из способов декоративно – прикладного искусства является резьба по дереву.

История резьбы свидетельствует о язычестве, поскольку изображения зверей, птиц, фигурок людей и солнца приносили, по поверьям, в дом счастье, отгоняли всякую нечисть и оберегали хозяев от несчастий. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно всегда было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Изделия из древесины прочно вошли в нашу жизнь, и именно этот материал является пока наиболее доступным в процессе обучения учащихся декоративно-прикладному творчеству. Из неё делаются всё необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, игрушки и многое другое. Изделия из древесины ценны и благородны, высоко ценятся за экологичность и долговечность.

Резьба выполняется в разной технике: наиболее популярной и наиболее доступной для обучения детей является геометрическая, скобчатая, контурная. Все элементы этих видов резьбы являются простейшими геометрическими фигурами и не вызывают затруднений у учащихся при её выполнении. Композиции узоров создаются путём повторения этих элементов, заключённых в какую- либо геометрическую фигуру.

Детям при выборе предлагается набор схем, из которых они выбирают доступные для оформления шкатулок, рамок, разделочных досок, вешалки и прочее (цв. вкл. 16. рис. 16.7).

Ученики 6 класса на занятиях по токарному делу изготавливают различные изделия: тарелки, стаканы, лопатки, наборы для специй и другое. Эти изделия дополняются геометрической резьбой, выжиганием, росписью по дереву. При умелом сочетании рисунка текстуры древесины с характером порезки, можно добиться очень интересного декоративного решения. Учитывая, что детям в 6-ом классе 11-12 лет, предназначенные для резьбы изделия не должны иметь слишком вычурной и сложной конфигурации. Целесообразны простые формы с несложной профилировкой. Изделия, выполненные на токарном станке, могут входить в комплекты кухонной утвари или набора мебели, игрушек и других наборов, одинаковых по замыслу. Дети любят выполнять сувениры, а к ним применяются особые требования: работы над изделием сувенирного характера требуют от детей изобретательности, выдумки и достаточно сформированного мастерства.

Изделия из дерева требуют в готовом виде определённых видов отделки с целью улучшения их внешнего вида и защиты от воздействий внешней среды. Все виды отделки являются защитно-декоративно художественной и защитно-декоративной. Применяют красители, лаки, мастики, политуры.

Вокруг тебя - Волшебный мир цвета, форм, линий, музыки, слова и творчества!

Библиографический список:

1. Абросимова А.А. Каплан Н.И и др. Художественная резьба по дереву, кости, рогу, М. 1984.

2. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева, М. 1988.

3. Герчук Ю. Что такое орнамент? / Декоративное искусство СССР,1988. - №1. с.29-31.

4. Гусарчук Д.Н. «300 ответов любителю художественных работ по дереву», М. 1985.

5. Гурбина Е.А. Технология, 9 кл. Традиции русской народной культуры, Волгоград, 2007.

6. Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву, М. 1974.

7. http://www.rezbaderevo.ru/

8. http://www.reznoe.ru/

9. http://www.ellf.ru/2008/02/13/krasivaja-rezba-po-derevu-19-foto.html

ФАКТОРы, ВЛИЯЮЩИе НА ФОРМИРОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКУ ПРЕДМЕТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТА факультета изобразительного искусства и дизайна

Кузнецова Е.В.,

ФГБОУ ВПО «ДГГУ»,г. Хабаровск, Россия

This article is devoted to the formation factors and diagnostic abilities of students of Faculty of Fine Arts and Design in the course of their study fine arts. It contains an attempt to analyze the specific conditions of learning, and to distinguish among them to facilitate the development subject of artistic abilities and hinder it.

Современная педагогическая наука рассматривает изобразительную деятельность как сложный психолого-физиологический процесс формирования творческой личности. Анализ способностей и задатков занимает в нём важную роль. Способности обеспечивают человеку быстроту, лёгкость и положительный результат в соответствующей деятельности (учебной, профессиональной и т.д.). Эту связь подчёркивали многие учёные: Дружинин В.Н., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.

Специальные способности - это высокоразвитые у человека отдельные психические свойства и качества, необходимые для успешного выполнения какой-либо определенной деятельности.

Например, хорошо развитое техническое мышление - специальная способность, необходимая для инженерной деятельности. Тонко развитый музыкальный слух способствует развитию музыкальной деятельности и творчества в области музыки. Умение тонко различать цвета и их оттенки помогает развитию способностей к живописи».[4]

Исследователь Платонов К.К. разделяет способности, как психические явления, на четыре группы: элементарные общие; элементарные частные; сложные общие; сложные частные (профессиональные).

Трудно не согласиться с известным учёным Готсдинером А.Л., который выделяет три группы способностей: интеллектуальную, художественную и практическую. А так же своеобразную дополнительную группу многосторонних способностей.

Известный учёный Леонтьев А.Н., как сторонник теории интериоризации, делит способности на природные и специфические.

Несмотря на различные подходы и используемые термины, можно проследить отделение общечеловеческих способностей, тех, без которых не возможно существование в обществе, от специальных, предметных, свойственных только людям определённого ремесла. Предметные, профессиональные, специальные способности чаще всего употребляются в одном значении. Они представляют особый интерес для педагога, занимающегося подготовкой представителей какой-либо профессии. В изобразительном искусстве к предметным способностям можно отнести: тонкость цветоразличения, конструктивное воображение, высокое качество наблюдательности и т.д. Их диагностирование и развитие имеет большое значение. А для этого важно найти факторы, благоприятно и не благоприятно влияющие на развитие предметных способностей студента художественной специальности.

Среди факторов, затрудняющих диагностирование западающей способности, можно выделить сложность контроля. Как известно, отсутствие одной способности, может компенсироваться другими. По словам учёного Крутецкого В.А.. «…недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает довольно широкие возможности для овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил». [5, с. 182] Процесс создания и выполнения домашних работ чаще всего является скрытым от педагога, и на итоговом просмотре он видит его конечный результат. Он может скрывать некоторые неразвитые предметные способности. Например, отсутствие цветовой гармонии может не так бросаться в глаза при соблюдении тоновой. Или неразвитая наблюдательность может быть скрыта за счёт позаимствованной у другого автора, но видоизменённой композиции. Тем более, что лёгкость выполнения задания и быстроту в домашних заданиях отследить практически невозможно.

Также на занятиях очень важно тщательно наблюдать ученика, в ходе выполнения деятельности, и здесь большое значение имеет индивидуальный подход. Он приобрёл большое распространение в ситуации гуманизации образования и перехода от «безмолвного» ученика к «активному участнику образовательного процесса».

Однако воплощение индивидуального подхода на факультете изобразительного искусства и дизайна (ФИИД) несмотря на явное преимущество, связанное с количеством человек в группе (11-12), сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, изучение личности ученика невозможно без взаимодействия с другими педагогами и родителями. В вузе роль родителей ослабевает, студенты начинают самостоятельно отвечать за свои действия, и преподаватель чаще всего знает о семье ученика из его уст или получает незначительную информацию из деканата. К тому же часть студентов является приезжими из других городов.

Во время практических занятий изобразительным искусством ученики двигаются в разном темпе. Объясняя одному допущенные им ошибки, причём, делая это качественно, донося материал доступно и системно (что требует концентрации), преподаватель упускает из поля зрения других. Таким образом, он не в состоянии заметить, возникли ли у другого ученика трудности, и как он их преодолевает ( сам или с подсказки соседа). Сложности применения индивидуального подхода, во всей полноте этого понятия, являются неблагоприятным фактором в развитии предметных способностей студента ФИИД.

Очень сложным является выбор методики развития предметных способностей в изобразительном искусстве. Как развить у студента тонкость цветовосприятия? Он может усердно изучать различные цветовые гармонии, делать необходимые упражнения на основе выкрасов, но не осознавать сути своей деятельности. Такая ситуация означает, что у студента не сформировалась необходимая способность, не произошло новообразования. И хорошо, если педагогу удалось это диагностировать, но ведь нужно ещё и подобрать верную методику, которая разовьёт данную способность.

Например, какую методику обучения нужно применять для развития тонкости цветоразличении? Этот вопрос очень актуален. Работая над постановкой с натуры, студент может видеть различие оттенков схожих цветов, но может и не видеть. Он может поверить преподавателю и начать добавлять в «замесы» при рисовании с натуры оттенки всех предметов, составляющих постановку. Но увидеть этот обмен рефлексами самостоятельно он не сможет. Применять метод перехода количества в качество, заставляя студента как можно больше рисовать с натуры; давать задания на гармонизацию оттенков в композициях на заданную тему; поручать выполнять предварительные упражнение, на нахождение всех возможных оттенков каждого из предметов композиции, составляя своеобразный цветовой атлас постановки…. Поэтому выбор методики является очень сложным.

На изобразительную деятельность большое влияние оказывает тип мышления человека. Согласно классификации учёного Павлова И.П., выделяющей три типа мышления (мыслительный, средний и художественный), студентов ФИИД нужно отнести к последнему типу. Будучи ярко выраженным, он поддаётся сравнительно лёгкой диагностике. Художественный тип мышления предполагает наличие необходимых задатков и способностей для изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность очень тесно связанна с творчеством. Очень часто, в бытовой речи, эти слова приобретают чуть ли не синонимичное значение. Творчество является одним из благоприятных факторов для развития способностей вообще. Работа с цветом поднимает настроение, что способствует сохранению интереса к выполняемой деятельности, закреплению связанных с нею ассоциативно положительных эмоций. Всё это увеличивает старания и сосредоточенность учащегося, его стремление к хорошему результату.

Таким образом, можно выделить следующие специфические факторы, влияющие на диагностирование и формирование предметных способностей студентов ФИИД. Неблагоприятные факторы: сложность контроля (наблюдения за учениками в течение всего процесса деятельности, а не оценка результата); трудности индивидуального подхода; вариативность проявления способностей из-за специфики заданий (особенно творческого характера); подбор методики развития. Благоприятные факторы: лёгкость диагностирования общей предрасположенности к изобразительной деятельности (на основе типов мышления); благоприятную атмосферу развития способностей, обеспечиваемую присутствием творчества и работы с цветом. Знание положительных и отрицательных факторов облегчает педагогу процесс диагностирования и формирования предметных способностей, готовит к наиболее вероятным трудностям и помогает сделать процесс обучения более эффективным.

Библиографический список:

1. Беда Г.В., Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд»/ Г.В. Беда. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981.

2. Дружинин В.Н., Психология общих способностей/ В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Дружинин В.Н., Диагностика общих познавательных способностей [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychology.ru/library/00070.shtml

4. Игнатьев Е.И., Психология. Пособие для педагогических училищ (школьных)/ Игнатьев Е.И., Лукин И.С., Громов М.Д. - М.: Просвещение, 1965 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/dp115.html

5. Крутецкий В.А., Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: «Просвещение», 1980.

6. Современный словарь по педагогике. - М.: Современное слово, 2001.

Наши рекомендации