Семинарское занятие по теме. «Направленность развития инновационной деятельность в образовании»
«Направленность развития инновационной деятельность в образовании»
Вопросы для рассмотрения:
1. Раскройте содержание понятий «инновация», «педагогическая инновация», «педагогическая система». Обусловьте их взаимосвязь.
2. Определите сущность интенсивного и экстенсивного подходов в совершенствовании педагогической системы, интегрированные инновации.
3. Назовите и охарактеризуйте виды педагогических инноваций, инновационный педагогический процесс.
4. Определить значимость принципов природосообразности и гуманизма в инновационном педагогическом процессе. Проанализируйте отличительные признаки гуманистической педагогики, формы и методы инновационной педагогической деятельности.
5. Представьте и обоснуйте акмеограмму педагога-новатора. Используйте при этом деятельность педагогов-новаторов (В. Шаталова, Е. Ильина, Ш. Амонашвили, И. Волкова и др.)
Литература
1. Подласый, И.П. Педагогика. – М., 1999.
2. Прокопьев, И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. – Мн., 2002.
3. Стастенин, В.А. и др. Педагогика. – М., 2002.
4. Степаненков, Н.К. Педагогика школы. – Мн., 2008.
5. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. – Мн., 2000.
вопросы к экзамену по курсу
«Педагогика современной школы»
1. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
2. Возникновение и становление педагогической профессии
3. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учёт и развитие в педагогическом процессе
4. Воспитание как педагогический процесс. Трактовка воспитания с позиций прагматизма, неопозитивизма, неотомизма и экзистенционализма
5. Документы, определяющие содержание образования: учебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия. Особенности современных учебных планов и программ
6. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», принципы, структура, содержание
7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания
8. Источники и детерминанты формирования содержания образования
9. Классификация методов воспитания
10. Конфликтогены педагогического общения. Методы и средства преодоления конфликтов
11. Логика педагогического исследования
12. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
13. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
14. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения
15. Методы организации учебно-познавательной деятельности
16. Методы стимулирования деятельности и отношений
17. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
18. Методы формирования сознания личности
19. Непрерывное образование и самообразование в Республике Беларусь
20. Образование как ценность, процесс, система, результат
21. Образовательная, воспитательная и развивающая функции урока. Нестандартные уроки
22. Образовательные стандарты, их структура, функции
23. Общие формы организации обучения, их характеристика
24. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Основные категории педагогики
25. Основные законы и институты системы образования в Республике Беларусь
26. Основные философские учения как фундамент научного поиска
27. Основные факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, деятельность
28. Педагог как субъект педагогической деятельности. Профессиональная компетентность педагога
29. Педагогика как наука и учебный предмет. Становление педагогической науки
30. Педагогические ценности. Классификация педагогических ценностей
31. Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента
32. Понятие аксиологии, педагогическая аксиология. Место и функция аксиологического компонента в структуре аксиологической культуры педагога
33. Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса общения. Эмпатия
34. Понятие педагогическая инновация. Виды педагогических инноваций. Инновационный процесс
35. Понятие цели образования. Социальная обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования
36. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». Роль педагогического процесса в развитии личности
37. Понятия «метод обучения», «приём обучения». Различные подходы к классификации методов обучения
38. Понятия методологии педагогики и её уровни
39. Права ребёнка как ценность. Международные акты в защиту детей. Конвенция ООН о правах ребёнка
40. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогическая направленность
41. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
42. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками
43. Содержание нравственного воспитания. Методы приобщения к национальной и общечеловеческой культуре
44. Содержание образования как система знаний, умений и опыта творческой деятельности личности
45. Средства обучения. Наглядность как универсальное средство обучения
46. Структура педагогического процесса
47. Сущность и структура педагогической деятельности
48. Сущность педагогического подхода к формированию личности
49. Урок – основная форма организации учебного процесса. Типология и структура урока. Требования к современному уроку
50. Формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания школьников
51. Формы организации обучения: общие, конкретные и их характеристика
52. Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь
53. Целеполагание как вид деятельности педагога
54. Цели образования в Республике Беларусь
55. Цель и задачи гуманистического воспитания
56. Экологическое воспитание. Формирование ценностного отношения к природе
57. Эмпирические и теоретические методы исследования
58. Этапы педагогического процесса
10-бальная шкала оценивания экзаменационных ответов студентов по учебному курсу “Педагогика современной школы”
0 - отсутствие ответа;
1 – узнавание содержания экзаменационного билета и распознание понятий по отдельным признакам ;
2 -распознание элементов содержания экзаменационного билета, поставленные вопросы не осмысливаются или осмысливаются неверно, речь не развита, много речевых ошибок и терминологических;
3 - содержание экзаменационного билета осмысливается на уровне отдельных фрагментов с отсутствием логической связи между ними, делаются попытки ответить на поставленные вопросы , допускается много речевых и терминологических ошибок;
4-воспроизведение содержания экзаменационного билета фрагментарное, неполное, непоследовательное без обобщений и выводов. Неконкретные ответы на поставленные вопросы . Затруднения в определении причинно-следственных связей в содержании вопроса;
5-воспроизведение содержания экзаменационного билета в логической последовательности , умение выделить в нем главное и второстепенное, иллюстрировать соответствующие выводы конкретными примерами в решении социально-педагогических проблем с помощью вопросов;
6 - полное воспроизведение содержания экзаменационного билета в соответствии с собственной логической схемой , свободное использование примеров для иллюстрации ответа, умение сравнивать объекты на основе их описания в литературе, определять причинно-следственные связи, осуществлять обработку диагностических данных
с использованием готовых алгоритмов при наличии незначительных ошибок, неточностей;
7 - свободное оперирование содержанием экзаменационного билета , умение определять причинно-следственные связи , использовать внутрипредметные и межпредметные связи , самостоятельно делать выводы и обобщения , учитывать разнообразные подходы, проводить изучение и измерение , применять теоретические знания в решении диагностических задач по заданным алгоритмам;
8 – осознанное понимание содержания экзаменационного билета на теоретическом и практическом уровне , умение применить знания в стандартной ситуации , способность разработать самостоятельную систему действий по их применению в нестандартной ситуации с незначительным количеством неточностей:
9 - проявление творческого подхода к изложению содержания экзаменационного билета, логичность , последовательность, богатый словарный запас и культура речи, умение самостоятельно находить на основе знаний нетрадиционные способы решения диагностических проблем ;
10 - глубокое, осознанное понимание содержания экзаменационного билета , изложение его в строгой логической последовательности с определением причинно-следственных связей , обобщений и выводов, умение применить знания в нестандартной ситуации с использованием межпредметных и внутрипредметных связей и жизненного опыта.