Развитие педагогической мысли и образования России.
Часть 2.
В качестве источников развития педагогической тоерии и образовательной практики в России выступают сама оригинальная российская культура и ее диалогическое взаимодействие с западной педагогикой. Отношения межу зарубежной и отечественной педагогикой представляют собой не одностороннее заимствование и обогащение, а плодотворный диалог и взаимообогащение, так как многие отечественные педагогические концепции уникальны и не имеют аналогов в мире.
Для самой истории и педагогики и образования России характерны черты постоянной «конкуренции» между авторитарностью и демократией, проявляющейся в следующем:
-в господстве авторитарных идей официальной(государственной) педагогики и постоянной борьбе против них педагогики неофициальной, оппозиционной;
-в противоречии между официальной теорией образования и практикой обучения и воспитания( так в определенные периоды развития теория значительно опережала практику в реализации идей гуманитаризации и гуманизма, иногда же практика образования была более гуманной и толерантной , чем существующая в данный период педагогическая теория);
-в стремлении к воспитанию внутренней свободы в противовес многочисленным внешним ограничениям.
В истории отечественного образования выделяют ряд периодов, на каждом из которых выше обозначенные противоречия имели свою степень и разные формы выражения:
До 17 века- церковный: обучение находится в руках церкви, воспитание осуществляется на основе православно-христианских норм, содержание образования имеет религиозный характер;
18век –первая половина 19 века –самодержавно-государственный: руководство образованием практически полностью сосредоточено в руках государства;
Вторая половина 19 века -1917г. – государственно-общественный: широкое распространение образования, привлечение к нему общественности, распространение «альтернативной педагогики»
1917-1991г.г. - государственно-социалистический: монополия государства в сфере образования, воспитание на основе коммунистической идеологии;
1991 г-настоящее время – постсоциалистический: реформирование образования на социалистических началах.
Образование на Руси с древних времен до 18 века.
988 год – принятие христианства породило необходимость освоения на Руси письменной речи, для чего было важно создать славянскую азбуку и перевести книги. Это так же привело к постепенному установлению монополии православной церкви в образовании.
Византийский философ Константин (Кирилл) и его старший брат Мефодий создали азбуки для жителей славянского княжества Моравии . Они выделили из устной речи все звуки, часть букв приспособили из греческого алфавита (но более замыслово и округло), для других изобрели новые буквы. Первая азбука получила название глаголица (говорящая), более поздняя – кириллица (в память Кирилла).
Церковное образование как единственный тип образования на данном этапе носит унифицированный характер –оно одинаково для всех: для богатых и для бедных, для мальчиков и для девочек. Едины и цели образования: воспитание верующего, добродетельного человека, стремящегося к достижению идеала нравственности – «образа и подобия божьего».
Обучение вели сначала греки, потом выучившиеся русские священники, с 11 века на дому обучают «мастера грамоты» (крестьяне, дьяконы) и «мастера пения». При приходах, церквях возникали школы для обучения чтению священных книг.
Дети учились читать буквослагательным методом (буквы, слоги в 2-3 буквы) по изготовленному учителем рукописному тексту, множество образцов – в разных почерках, скорее рисование букв, а не письмо. По букварям, включающим молитвы, заповеди, наставления, толкования слов, цифры до 10000), практиковалось чтение вслух нараспев. Далее решались задачи по закреплению чтения по часослову (молитвы и обряды на каждый день и час), Псалтырю (сборник песнопений – псалмов). В 17в. азбуковники – правила для учащихся, образцы написания бумаг, сведения из грамматики, естествознания и т.п. Попы часто говорили наизусть, т.к. плохо читали.
Интерес к этическим проблемам, вопросам духовного становления личности, нравственному и религиозному воспитанию преобладал над итересомк глубинным вопросам воспитания, его методологическим основаниям и технологиям. Для всех, кто получал образование, содержание было инвариантным- воспитание милосердия, любви к людям, сострадательного отношения к ним. Ценности образования господствовали- к образованным людям относились с почтением и уважением.
Педагогическая теория времен Киевской Руси ( 9-13 век) была основана на ветхозаветских, патриархальных представлениях: признании безусловного авторитета наставника( священника, учителя или отца), безоговорочное подчинение ему, возможности применения телесных наказаний при необходимости. Но практика воспитания нередко расходилась с этими представлениями- были разнообразны методы и приемы воспитания, осуществлялась опора на детскую активность и самодеятельность, учитывались особенности и склонности детей.
Уже было отмечено, что на целевые и содержательные основы образования существенное влияние оказывала господствующая религия. Христианская церковь в 1054 году раскололась на восточную (православную – Бог есть, потому что он есть) и западную (католическую – больше рациональности, любви, ценности личности). В 17 в. из западной выделилась протестансткая. Она ориентирована преимущественно на философию Нового времени с ее выделением личностного начала (основатель Лютер «во что веришь, то и имеешь» – Бог есть, п.ч. людям без него плохо).
Православие – Ветхий Завет, писание Иоанна Златоуста «О воспитании детей»). Цель воспитания – спасение души. Идеал - воспитание чистоты сердца путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля желаний, мыслей, поступков. Ребенок как существо, от рождения причастное к «первородному греху», который следует побеждать путем воспитание «в страхе божьем».
Такой Ветхозаветный идеал воспитания ярко описан в «Домострое» –это сводный рукописный памятник правил общественной и семейной жизни, созданный коллективным трудом многочисленных переписчиков и литературно обработанный Сильвестром Медведевым (1641-1691), относится к 16 веку. Состоит из трех частей и делится на 27 глав. Воспитания касаются главы 14-17. (гл. 15 како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божии, гл 17. како дети учити и страхом спасати). За воспитание детей отвечает перед богом и людьми глава семьи – отец. Задача воспитания – формирование мировоззрения (како веровати, како царя чтити), обучение религ обрядам, правилам честной и праведной жизни, «учение страху божию». Воспитать беспрекословное подчинение старшим (И не ослабляй бия младенца, жезлом бей его, не умрет, но зравее будет; бия по телу, душу избавляешь от смерти. Любя сына своего, учащай ему раны. Казни сына своего измлада, и порадуешься о нем в мужестве». (М., Сов Россия, 1990)
Ранее - с 11 века на Руси распространялись «Поучения» (литературно-педагогические памятники) – своебразные рук-ва по семейному воспитанию. «Поучение князя Владимира Мономаха детям» У него было много жен – для своих сыновей. «Дети мои или кто иной, прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню подавайте нескудную. Это – начало всякому добру. Более всего чтите гостя, откуда бы он не пришел – гости мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой (далее как вести себя с людьми разных категорий, в т.ч. со старшими, слугами, бедными). Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал 5 языков. За это большая честь от других земель (уважение к обр-сти). Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела (неоднократное повторние главой мысли)».
Для Киевской Руси характерен диалог с Византией, откуда на Русь и пришло христианство - многие византийские служители церкви вели образовательную работу среди русского населения, ими были привезены в Россию печатные книги, которые одновременно являлись и учебниками и источниками развития педагогической мысли. Все это способствовало быстрому расцвету школьного дела в Киеве, Новгороде и других центрах древнерусских княжеств.
Если первоначально обучение предназначалось для подготовки священников, то затем оно расширило свои функции и стали обучаться дети крестьян, торговцев, ремесленников. Само обучение представляло собой не процесс осуществляемый в каком-либо определенном учебном заведении – а набор образовательных практик. Обучали священнослужители, светские лица( мастера грамоты) Наряду с таким демократичным обучением существовали и учебные заведения при церквях( монастырские школы), княжеских дворах( «повышенные школы»). В них готовили будущих священнослужителей, кадры для управления государством.
В годы татаро-монгольского ига снизился уровень образования и грамотности, ,так как многие монастыри и города были разрушены, те кто выполнял функции учителей угнаны в плен, были утеряны библиотеки, в которых хранились книги. Лишь в Новгородском и Псковском княжествах образование продолжало развиваться. Практически не было школ.
Лишь с 15 века предпринимаются попытки изменить сложившееся положение. Объединение русских земель вокруг Москвы, ликвидация монголо-татарского ига сопровождались возрождением культуры и экономики. В этот период развития педагогической мысли в России( 14-17 века) определились две тенденции: стремление создать свое национальное образование и обращение к наследию мировой и европейской культуры образования. В рамках реализации первой воссоздавались традиции образования Киевской Руси (открытие школ при монастырях, церквях, воспитание в духе христианского благочестия), а в рамках второй тенденции – открытие учреждений повышенного образования , в которых изучались светские науки с учетом европейской образованности, для преподавания часто приглашались иноземцы. Так, попытка создать школу высшего порядка была предпринятав начале 17 века. Была открыта Киевско-могилянская академия (Петр Могила реформировал в 1633(1) году братскую школу в Киеве по западноевроп образцу – обучение на латыни, 8 классов (в низших – обучение грамоте на лат, слав, греч и польский языках, в высших – фил-я Арист и богословие)). Выпускник Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий (с 8 до 22 лет).
В 1687 в Москве по ее образцу открывается эллино-греческая академия (Славяно-греко-латинская), принимали учащиеся от 12 до 20 лет. Они могли учиться по несколько лет в одном классе – до 15-20 лет в целом (математика преподавалась крайне слабо, естествознания не было вообще). Ее окончили известные ученые и государственные деятели России - Магницкий, Ломоносов.
Распространению образования и повышению его уровня способствовало развитие книгопечатания. 1563 (53) открыта первая типография в Москве. Иван Федоров (1574) – составил и напечатал азбуку. Она состояла из 2 частей: первая часть –упражнения для овладения чтением по буквослагательному методу и счетом, при этом при изучении нового повторяется старое. Вторая часть – тексты для чтения в порядке усложнения (изречения древних, притчи, молитвы) - с целью облегчения усвоения русского языка вместо часослова и псалтыря. В этом пособии было обращение к детям – учитесь, слушайтесь, почитайте родителей, обращение к родителям – воспитывайте в наказании и учении господнем. В послесловии обращение к «христианскому русскому народу греческого (православного) закона» что сложил книгу «ради скорого младенческого научения», перечисляет источники, из которых брал тексты.
1618изадется грамматика Мелетия Смотрицкого, арифметика Магницкого –эти пособия были основными в образовании в течении ближайших 200 лет.
1634 издан букварь Василия Бурцева На первой странице этого учебника изображен учащийся на коленях, и учитель с розгой
1701 появился букварь Федора Поликарпова, предназначенный для переводчиков. Здесь впервые вводились греческие и латинские шрифты, в сопоставительном плане на славянском, греческом и латинском языках давался словарь имен сущностных, которые группировались по темам гражданского быта, различным наукам. На изучение отводилось 3-4 года.
В последующем традиция обращения к созданию учебников по чтению сохранилась. Так, во второй половине 18 века последователь Ломоносова Антон Барсов – разрабатывал научные основы грамматики русского языка. Он в своей «Азбуке» упростил орфографию, называть буквы а, бэ, вэ, пытался заменить буквослагат метод слоговым; впервые издал сборник русских пословиц и поговорок (4291 штук).
14-17й век - Юго-западная Русь столкнулась с грамотным католицизмом – проблема повышения образования. Православные братства создают школы, включающие языки (греческий, славянский, реже латинский, польский), грамматику, риторику, философию, арифметику. В эти школы принимались все дети. Они делились на 3 группы: учатся читать, умеют читать, умеют рассуждать, кто умнее – сидел выше. Широко практиковались домашние задания.
Известнее труд Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских» - вторая половина 17 века – (возможно, творческий перевод Эразма Роттердамского). Он предлагает свод 164 правил приличного поведения в обществе (среди взрослых и сверстников, в школе, дома, церкви) в форме вопросов и ответов для детей. «Гражданство есть обычаев добросклонность и человекопочитательство». Например, правило № 11 можно ли нос одеждою утирать – нет, только платенцем и отвернувшись в сторону, № 23 -как прилично зевать? № 133 в беседовании с людьми куда взгляд направить – на говорящего с тобою, а в землю – знамение злой совести, № 137 какой должен быть голос – приятный и тихий, некрикливый, но чтобы доходил до уха слушающего и др.