Физическое воспитание студенток вуза, проживающих в условиях северных регионов
Пономарев В.В. – заведующий кафедрой Физической культуры и валеологии доктор педагогических наук, профессор; Василистова Т.В. – аспирант кафедры Физической культуры и валеологии ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»,
Анализ научно-методической литературы по вопросам физического воспитания студенток вуза, проживающих в Северных регионах страны, позволил выявить следующие противоречия:
- между заказом государства по формированию здорового генофонда страны и низким уровнем репродуктивного здоровья современных студенток и особенно девушек, обучающихся и проживающих в Северных регионах страны;
- между уровнем исследования проблемы повышения физической подготовленности и укрепления здоровья студенток вуза и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов повышения эффективности физического воспитания студенток вуза, обучающихся и проживающих в неблагоприятных условиях Северных регионов;
- между необходимостью укрепления и поддержания психофизического потенциала здоровья студенток вуза, проживающих в неблагоприятных условиях Северных регионов страны, и недостаточной разработанностью продуктивного программно-методического обеспечения для его коррекции.
На основании выявленных противоречий обозначилась проблема, которая заключается в разработке и корректной адаптации вариативной части программно-методического обеспечения физического воспитания студенток вуза, проживающих в неблагоприятных условиях Северных регионов на основе применения современной, комплексной, оздоровительно-профилактической системы физических упражнений «фитнес», что и обусловило выбор темы исследования: «Физическое воспитание студенток вуза, проживающих в условиях Северных регионов».
Организация и этапы исследования.В проведении педагогическиго эксперимента участвовали студентки 1-2-х курсов филиала ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» в г.Лесосибирске в количестве 70 человек (35 человек – экспериментальная и 35 человек – контрольная группа). Перед началом эксперимента все студентки прошли предварительный медицинский осмотр, где было выявлено общее состояние здоровья занимающихся. Для оценки общего состояния здоровья и физической подготовленности студенток были отобраны и сгрупированны следующие критерии контроля: рост и вес тела, артериальное давление, частота заболеваний ОРЗ, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища за одну минуту, шестиминутный бег. Педагогический эксперимент проводился с 2005 г. по 2010 г.
По результатам проведенного педагогического эксперимента были сделаны следующие основные выводы:
1. В настоящее время особое значение приобретает укрепление и поддержание здоровья студенток в вузе, когда напряженная учебная деятельность снижает функциональное и физическое состояния, наступают постепенные инволюционные изменения в организме. Своевременная коррекция содержания занятий физической культурой и формирование здорового образа жизни в данный период обучения в вузе позволяет замедлить регресс функционального состояния организма и здоровья студенток. В связи с этим довольно остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья студенток, проживающих в условиях Северных регионов, где происходит интенсивная деградация здоровья проживающих в неблагоприятных климатических условиях. Поэтому разработка педагогических, социальных и оздоровительных программ укрепления, поддержания и сохранения здоровья студенток, проживающих в Северных регионах, является составной частью государственной политики, направленной на формирование и сохранение здорового генофонда страны.
2. Разработана вариативная часть программно-методического обеспечения физического воспитания студенток вуза, проживающих в условиях Северных регионов, на основе адаптированной системы физических упражнений «фитнес», предусматривающая реализацию следующих организационно-методических компонентов: целевая установка, задачи поэтапного решения поставленной цели, программно-методический материал, педагогическая модель физического воспитания студенток, методика контроля и коррекции состояния здоровья студенток, на основе индивидуального Дневника здоровья, лечебно-профилактические мероприятия, комплексы динамических упражнений для самостоятельных занятий и в домашних условиях.
3. Сконструирована и наполнена содержанием педагогическая модель реализации вариативной части программно-методического обеспечения физического воспитания студенток вуза на основе адаптированной системы физических упражнений «фитнес», включающая следующие поэтапные блоки: сентябрь (агитационно-пропагандиский) – привлечение студенток к занятиям здоровым образом жизни и фитнесом; сентябрь-октябрь (медико-диагностический) - обследуется общее состояние здоровья студенток и на основании этого проводится их распределение по учебным группам: октябрь-май (оздоровительно-укрепляющий), в этот период студентки занимаются в учебных группах, оздоравливают и укрепляют свой организм; октябрь, январь и апрель (контрольно-коррекционный), в этот период оценивается состояние здоровья студенток и на основании этого корректируется в дальнейшем программно-методический материал; (индивидуально-самостоятельный), где в летнее время студентки самостоятельно, согласно своей индивидуальной программы на летних каникулах поддерживают своё физическое состояние и здоровье.
4. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали следующее: силовые показатели плечевого пояса у студенток экспериментальной группы после двух лет занятий фитнесом повысились на 41,6% (р<0,05); показатели брюшного пресса повысились на 39,4% (р<0,05); скоростно-силовые показатели ног улучшились на 14,6% (р<0,05); быстрота движений повысилась на 8% (р<0,05), общая выносливость улучшилась на 33,9% (р<0,05). В целом физическая подготовленность у студенток экспериментальной группы за два года занятий фитнесом повысилась на 14% (р<0,05), в то же время у студенток контрольной группы наблюдается стойкий регресс физической подготовленности и здоровья. В результате системных занятий оздоровительной системой физических упражнений «фитнес» у студенток экспериментальной группы ЖЕЛ повысилась на 2,5% (р<0,05), показатели динамометрии кистей рук увеличились на 14,2% (р<0,05); также студентки постройнели, снизили массу тела на 2% (р<0,05). Физическое развитие улучшилось у студенток на 6,8% (р<0,05), частота заболеваний ОРЗ снизилась на 25% (р<0,05). Положительная динамика результатов проведенного педагогического эксперимента показала высокую практическую эффективность и социальную значимость для студенток вуза, проживающих в условиях Северных регионов, осуществление физического воспитания на основе адаптированной системы физических упражнений «фитнес». Результаты работы можно широко использовать в отрасли, а также в лекционных материалах по дисциплине «Физическая культура» для студенток вузов России.
Список литературы:
1. Василистова, Т.В. Периодизация тренировок в тренажерном зале в рамках учебного процесса в вузе / Т.В. Василистова // Перспективы наук, гл.ред. О.В. Воронкова; Т.М.Б принт. - № 6 (21). – 2011. – С. 77-78
2. Василистова, Т.В. Нетрадиционные технологии организации занятий по физическому воспитания в вузе / Т.В. Василистова // Перспективы наук, гл.ред. О.В. Воронкова; Т.М.Б принт. - № 7 (22). – 2011. – С. 94-97
3. Василистова, Т.В. Физическое воспитания студенток вуза, проживающих в условиях Северных регионов / Т.В. Василистова, А.Ю. Григорьев // Омский научный вестник. – 2011. - № 6 (97). – С. 151-155
4. Василистова, Т.В. Физическое воспитания студенток вуза, проживающих в условиях Северных регионов: теория и практика: монография / Т.В. Василистова, В.В. Пономарев. – Красноярск: СибГТУ, 2011. – 140 с.
Подготовка инструкторов по плаванию среди студентов вуза в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культура»
Пономарев В.В. – заведующий кафедрой Физической культуры и валеологии
доктор педагогических наук, профессор; Ретюнский И.В. – аспирант кафедры Физической культуры и валеологии ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Будущие специалисты с высшим образованием должны быть не только компетентными в своей отрасли, но и активно пропагандировать здоровый образ жизни, спортивную культуру, организовывать спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия на предприятиях. Учебная дисциплина «Физическая культура» ведется в вузе четыре года, за это время студенты получают высшее профессиональное образование, но при этом, к сожалению, почему-то мы не можем подготовить спортсменов массовых разрядов, общественных судей по спорту, инструкторов по видам спорта и т.д., тем самым студент неэффективно проходит курс физического воспитания в вузе. Всё это говорит о низкой реализации учебно-методического потенциала дисциплины «Физическая культура» по формированию у будущих специалистов спортивной культуры, здорового образа жизни, профессионально-прикладной физической подготовки, спортивной нации, что в конечном итоге позволило бы не только пополнять ряды общества современными специалистами, но и активными пропагандистами и агитаторами физической культуры и спорта среди всех слоев общества, в том числе и на производстве.
В процессе анализа научно-исследовательской и учебно-методической литературы по теме исследования были выявлены следующие противоречия между: - высоким учебно-методическим потенциалом дисциплины «Физическая культура» в вузе и неэффективным его применением в разносторонней подготовке студентов в процессе физического воспитания; - необходимостью более продуктивной реализации учебно-методического потенциала дисциплины «Физическая культура» по формированию у студентов спортивной культуры, здорового образа жизни, подготовки общественных организаторов спортивно-массовой и оздоровительной работы на предприятиях, инструкторов по видам спорта и т.д. и недостаточностью научно-методической разработанностью решения данного направления; - необходимостью подготовки инструкторов по плаванию среди студентов вуза в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культура» и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий для ее реализации.
Все вышеуказанное определило проблему исследования, которая заключается в необходимости актуализации и более продуктивном использовании учебно-методического потенциала дисциплины «Физическая культура» в подготовке общественного физкультурного актива и пропагандистов, инструкторов, судей, организаторов и т.д., что и послужило основанием выбора темы исследования: «Подготовка инструкторов по плаванию среди студентов вуза в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культура».
Организация и этапы исследования: в проведении экспериментальной работы участвовали студенты 1-3 курсов Сибирского государственного университета путей сообщения (г. Новосибирск). Педагогический эксперимент проводился с 2007 по 2011гг., объем выборки составил 170 студентов (все юноши), где 80 человек занимались по экспериментальной программе и 90 человек составили контрольную группу, которые занимались физической культурой по Федеральной программе. Все студенты прошли медицинский осмотр и были допущены к учебно-практическим занятиям в основной и подготовительных группах.
По результатам проведенного педагогического эксперимента были сделаны следующие основные выводы:
1. Установлено, что недостаточно эффективно используется учебно-методический потенциал дисциплины «Физическая культура» в высшей школе. Направленность действующего процесса физического воспитания студентов в вузе – это прежде всего развитие и поддержание физических качеств, что делает его узконаправленным и неперспективным. Поэтому актуализация учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе на подготовку общественных физкультурных кадров из числа студентов, есть современная гуманистически-ориентированная образовательная парадигма в разносторонней социально-общественной подготовке будущих специалистов.
2. Разработана структура и содержание организационно-педагогических условий подготовки инструкторов по плаванию среди студентов вуза в процессе учебной дисциплины «Физическая культура», включающие: компетентный педагогический коллектив, материально-техническое обеспечение, программно-методическое обеспечение и диагностику результатов подготовки инструкторов по плаванию. Для реализации содержания организационно-педагогических условий были разработаны следующие этапы: предварительно-ознакомительный (первый год обучения), базово-формирующий (второй год обучения) и практико-реализующий (третий год обучения).
3. Разработана вариативная часть программно-методического обеспечения подготовки инструкторов по плаванию среди студентов вуза, включающая: теоретический материал, направленный на формирование теоретических знаний; методический материал направленный на формирование методических знаний и умений у студентов обучения занимающихся различным способом плавания; практический материал, направленный на обучение студентов различным способам плавания и соответственно подготовку из них спортсменов-разрядников по плаванию и контрольный раздел программы направлен на коррекцию и контроль создания подготовки инструкторов по плаванию.
4. Определены критерии оценки сформированности готовности студентов выполнять функции инструкторов по плаванию, которые включают следующие блоки: теоретико-методический (оценка теоретических знаний и методических умений), спортивно-практический (выполнение спортивного разряда по любому способу плавания, оценка сформированности техники плавания различными способами), техника безопасности и спасение утопающих на воде, первая медицинская помощь пострадавшим на воде.
5. По результатам педагогического эксперимента был проведён математико-статистический анализ, который показал следующее: общая физическая подготовка у студентов экспериментальной группы за три года занятий физической культурой в вузе повысилась (средние данные) на 11,5% (Р<0,05), в контрольной всего на 7,9% (Р>0,05); знания об общих основах занятий физической культурой и спортом в экспериментальной группе были оценены на 4,7 баллов (Р<0,05), в то же время в контрольной группе на 2,4 балла (Р>0,05). По методике проведения простейших занятий студенты экспериментальной группы получили 4,8 баллов (Р<0,05), в контрольной группе – 2,7 баллов (Р>0,05). По завершению эксперимента студенты экспериментальной группы из 90 человек сдали на «отлично» (высокий уровень подготовленности инструкторов по плаванию) – 13 человек; на «хорошо» (средний уровень подготовленности) – 48 человек, и на «удовлетворительно» - 22 человека. И показали неудовлетворительный результат всего 7 студентов, которые были определены на повторный курс
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали высокую эффективность организационно-педагогических условий подготовки инструкторов по плаванию среди студентов вуза в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культура», что значительно повышает эффективность и продуктивность физического воспитания студенческой молодёжи в высшей школе и рекомендуется для широкого использования в вузах страны.
Список литературы:
1. Физическое воспитания студентов: учеб. пособие /Л.С.Дворкин, К.Д. Чермин, О.Ю. Давыдов/ - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 700с.
2. Массовая физическая культура в вузе: учеб. пособие /В.А. Масляков, В.С. Матяжова. – М.: Высш.шк., 1991. – 240 с.
3. Спутник физкультурного работника / В.А. Ивонин. – М.: «Физкультура и спорт», 1977. – 352 с.