Отметь стратегии лекций в технологии развития критического мышления чтения и письма.
· Продвинутая лекция;
· Лекция вдвоем;
· Лекция –визаулизация;
· Лекция «Бортовой журнал»
· Проблемная лекция;
· Лекция «ЗХУ».
Продвинутая лекция – это активное слушание, партнерские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии– идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
Лекция вдвоем – Это работа двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организованном материале как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателя и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. Такая лекция содержит в себе конфликтность, которая проявляется как в неожиданности самой формы, так и в структуре подачи материала, который строится на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории и практики. Во взаимодействии раскрываются психологические качества людей. Внешний диалог протекает в виде диалогического общения двух лекторов и слушателей, внутренний диалог - самостоятельное мышление формируется при наличии опыта активного участия в различных формах внешнего диалога. Лекция создает полифонию, эмоционально-положительную атмосферу, высокую степень мотивации и вовлекает слушателей в активный диалог. Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно.
Лекция-визуализация – представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).
Лекция «Бортовой журнал»- работа учащихся с так называемым «бортовым журналом»: преподаватель читает лекцию для всей аудитории, после чего студенты заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т.д.). Затем студенты в парах, а затем - в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на
вопросы друг друга, а в некоторых случаях - обращаются за консультациями к преподавателю.
Проблемная лекция –На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. В отличие от информационной лекции, на которой студенты получают интерпретированную преподавателем информацию, на проблемной лекции, новый теоретический материал подается как неизвестное, которое необходимо открыть, решил вши проблемную ситуацию Задача педагога заключается в необходимости прогнозировать проблемную стратегию обучения, обеспечить участие студентов в анализе возникшего противоречия, привлекать их к решению проблем них ситуаций, учить выдвигать оригинальные пути их решения, учить анализировать полученную новую информацию в свете известных теорий, выдвигать гипотезы и использовать различные методы для их решения.
Лекция ЗХУ – стратегия ЗХУ (Знаю, Хочу знать, Узнал) в лекции используется как для чтения, так и для прослушивания. Ее форма отображает 3 фазы, по которым строится образовательный процесс, использующий технологический процесс РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. В лекции стратегия ЗХУ может быть совмещена с чтением небольших отрывков текстов, статей. Часто стратегия ЗХУ применяется с использованием одноименной таблицы. Эту стратегию наиболее уместно использовать в том случае, когда лекция предваряет исследовательскую работу студентов, когда она выполняет функцию установочной, предполагает дальнейшею самостоятельную работу.
12. Распишите алгоритм проведения варианта «Пила» технологии «Обучение в сотрудничестве»
Вариант «Пила или Зигзаг» (разработан профессором Эллиотом Аронсоном)
1. Студенты организуются в группы по 4–6 человек
. 2. Распределяются роли.
3. Каждый член группы получает один из фрагментов материала, разбитого на фрагменты по количеству членов группы.
4. Каждый член группы изучает свой фрагмент.
5. Организуются новые группы, куда объединяются студенты, изучающие одинаковый фрагмент. Этот этап называется «Встреча экспертов»
. 6. Студенты возвращаются в первоначальные группы и обучают членов группы своему материалу.
7. Проверка знаний преподавателем.
8. Рефлексия.
Вариант «Пила-2» (разработан Р. Славиным)
1. Студенты организуются в группы по 4–6 человек.
2. Распределяются роли.
3. Команда работает над всем материалом.
4. Каждый член группы получает фрагмент, который разрабаты- вает более тщательно.
5. Встреча экспертов (как в первом варианте).
6. Обучение членов команды своему материалу.
7. Проведение индивидуального контрольного среза и его оцени- вание.
8. Суммирование результатов. Награждение победившей команды.
9. Рефлексия.