В системе процессов (аспектов) профессионального общения

№ п/п Компонент профессионального общения Деформации профессионального общения
1. Межличностное восприятие - «огрубление» и упрощение межличностного восприятия, что проявляется, как: оценка субъектов общения на основе внешних, атрибутивных (несущественных) характеристик, категоризация их по группам, социальная дискриминация, обобщение определенных характеристик отдельных субъектов общения на основе их национальной, половой принадлежности, интеллектуальных способностей (стереотипизация), необоснованное и поверхностное объяснение их поступков (каузальная атрибуция); - отношение педагога-психолога к субъектм профессионального общения становится неадекватно функциональным: они – либо объекты изучения, либо – средства достижения собственных целей педагога. Как следствие – педагог-психолог выбирает способы и средства деятельности и общения, неадекватные как объективному содержанию профессии, так и особенностям конкретной ситуации взаимодействия; - неадекватная самоподача (что, как правило, связано с неадекватным пониманием содержания и назначения профессиональной деятельности, нерешенными личностными проблемами, индивидуальными особенностями).
2. Межличностный контакт и развитие отношений - «психологическая герметизация» (закрытость) (что может быть связано с негативными экспектациями, базовым недоверием, внутренней конфликтностью личности); - низкий уровень владения приемами и техниками установления контакта и развития отношений; - фильтры «Я-слушания» (психологические барьеры понимания, например, «Я тебе не верю», «Все вы такие»), высокий уровень эгоцентрации.
3. Межличностное взаимодействие - монологическая ориентация в профессиональном общении; - неадекватная организация пространства межличностного взаимодействия (пристройка, зона дистанции); - низкий уровень владения полемическими формами взаимодействия (спор, дискуссия, диспут); - низкий уровень владения интерактивными методами (организация работы в малых группах, организация КТД, брейнсторминга); - низкий уровень организации совместной деятельности с коллегами (работа в команде, в коллективе); - неконструктивные способы разрешения межличностного конфликта (возможные способы – соперничество, сотрудничество, копромисс, избегание, приспособление), конструктивный – сотрудничество.
4. Межличностная коммуникация - низкая выразительность (экспрессивность) сообщений; - выбор неадекватных средств общения; - инконгруэнтность в общении (несоответствие информации, поступающей по вербальному и неверабльному каналам); - «языковые» трудности (выбор непонятных адресату речевых средств или средств, наличие в сообщении «двойного» смысла; - неадекватный выбор канала коммуникации; - неадекватный выбор вида и средств коммуникации.

Вопросы для промежуточной аттестации

(ориентировочные формулировки вопросов к экзамену)

1. Общение как витальная необходимость и социально-культурная ценность.

2. Аспекты межличностного общения: коммуникация, перцепция, интеракция, контакт, отношения. Их взаимосвязь.

3. Виды общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное; монологическое, диалогическое.

4. Понятие о педагогическом общении. Структура педагогического общения как вида деятельности.

5. Функции и характеристика педагогического общения. Педагогическое общение как вид «помогающей» деятельности.

6. Актуализирующая функция педагогического общения. Позиции манипулятора и актуализатора.

7. Понятие о социально-психологической компетентности и социально-психологических компетенциях.

8. Структура и содержание компетентности в педагогическом общении.

9. Влияние профобщения на личность педагога. Барьеры и деформации профессионального общения.

10. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессионально-личностной деформации. Профилактика и коррекция синдрома.

11. Ориентирование в условиях общения и личности партнера: факторы межличностного восприятия.

12. Ориентирование в условиях общения и личности партнера: механизмы межличностного восприятия.

13. Ориентирование в условиях общения и личности партнера: самоподача и профессиональная самопрезентация.

14. Межличностный контакт и развитие отношений. Пассивное и активное эмпатийное понимание.

15. Неконструктивные приемы стабилизации психоэмоционального состояния партнера.

16. Конструктивные приемы стабилизации психоэмоционального состояния партнера.

17. Средства общения: вербальные; взгляд; невербальные (мимика, пантомимика, жестикуляция, прикосновения, пространство межличностного взаимодействия, вегетативные реакции).

18. Организационный аспект взаимодействия: норма, роль, сценарий, стиль общения.

19. Стили общения: авторитарный, попустительский, демократический.

20. Содержательный аспект взаимодействия как взаимообмен социогенными ресурсами.

21. Понятие о стратегиях межличностного взаимодействия. Характеристика основных стратегий и соответствующих видов отношений.

22. Понятие о межличностном конфликте. Приемы и способы конструктивного разрешения конфликта.

23. Мотивация общения ребенка со взрослым, ее динамика в возрастном аспекте.

24. Формы межличностного взаимодействия взрослого и ребенка: ситуативно-личностная; ситуативно-деловая; внеситуативно-познавательная; внеситуативно–личностная.

25. Формы межличностного взаимодействия детей: эмоционально-практическая; ситуативно-деловая; внеситуативно-деловая (внеситуативно-личностная).

26. Значение внеситуативно-личностной формы общения ребенка со взрослым для дальнейшего развития ребенка.

27. Значение внеситуативно-деловой формы общения ребенка со сверстниками для дальнейшего развития ребенка.

28. Характер эмоционального отношения педагога к воспитанникам и динамика отношений ребенка к учителю.

29. Гуманистические принципы межличностных отношений педагога и ученика.

30. Понятие о деструктивном и конструктивном межличностном взаимодействии.

31. Условия продуктивного и конструктивного педагогического взаимодействия.

Учебно-методическое

Наши рекомендации