Глава 9. игровые упражнения 145 1 страница

9.1.Характеристика игровых упражнений 145

9.2.Методические рекомендации к организации и проведению

игровых упражнений 145

9.2.1. Игры для развития быстроты 146

9.2.2. Игры для развития силы 148

9.2.3. Игры для развития выносливости 151

9.2.4. Игры для развития ловкости 153

9.2.5. Игры для активизации внимания и повышения

эмоционального состояния занимающихся 154

9.2.6. Игры с использованием гимнастических предметов, снарядов 158

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ

Глава 10. БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ

ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 161

10.1.Сохранение устойчивости тела в статических упражнениях 161

10.2 .Сохранение устойчивости тела в динамических упражнения 163

10.3 . Пространственно–временные характеристики движений в

гимнастике 164

10.4.Действие сил, обеспечивающих движения 166

10.4.1. Некоторые законы механики и их проявление при

выполнении гимнастических упражнений: 168

– закон сохранения и превращения механической энергии 168

– закон сохранения количества движения 169

– закон сохранения момента количества движения 170

10.5.О структуре динамических (маховых) упражнений 170

Глава 11. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ

УПРАЖНЕНИЯМ 172

11.1.Принципы и методические правила обучения 172

11.2Процесс овладения упражнением 175

11.2.1. Знания, умения, двигательные навыки 175

11.2.2. Особенности формирования двигательных навыков

в гимнастике 175

11.3Закономерности формирования двигательного навыка 177

11.3.1. Создание предварительного двигательного представления

об упражнении 177

11.3.2. Разучивание упражнения: 178

– самоконтроль и ориентиры

– технические ошибки и их устранение

11.3.3. Закрепление и совершенствование двигательного навыка 181

11.4.Методы и методические приемы в обучении

гимнастическим упражнениям 182

11.4.1. Основные практические методы обучения 182

11.4.2. Методические приемы обучения 185

Глава 12. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ И

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В ГИМНАСТИКЕ 188

12.1.Роль физических качеств в овладении техникой

упражнений на снарядах 188

12.2.Общая и специальная физическая подготовка 188

12.3.Особенности силовой тренировки 190

12.4.Совершенствование выносливости 193

Глава 13. УРОК ГИМНАСТИКИ 196

13.1.Разновидности урока и структура его 196

13.2. Содержание отдельных частей урока и методика

их проведения 197

13.2.1. Методические рекомендации к проведению

подготовительной части урока 197

13.2.2. Методические рекомендации к проведению основной

части урока 199

– способы организации учебно–воспитательного процесса

– методические рекомендации к проведению упражнений

13.2.3. Методические рекомендации к проведению

заключительной части урока 204

13.3.Музыкальное сопровождение на уроках гимнастики 205

Глава 14. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА

НА ЗАНЯТИЯХ ГИМНАСТИКОЙ 209

14. 1.Основные причины травматизма 209

14.2.Типичные травмы при выполнении упражнений на снарядах 211

14.3.Организационно–воспитательные меры предупреждения

травматизма 211

14.4.Роль помощи, страховки, самостраховки в предупреждении

травматизма 212

14.5.Приемы страховки и помощи при выполнении упражнений

программы многоборья 213

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ И МАССОВЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Глава 15. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

ПО ГИМНАСТИКЕ 218

15.1. Виды соревнований 218

15.2. Документация соревнований 218

15.3. Подготовка и проведение соревнований 220

15.4. Судейство соревнований 223

Глава 16. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

МАССОВЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ 225

16.1. Содержание программы выступления 226

16.1.1. Выход 226

16.1.2. Вольные упражнения 227

16.1.3. Смысловые или тематические построения 228

16.1.4. Сольные упражнения 228

16.1.5. Фонирующие упражнения 228

16.1.6. Упражнения на снарядах 229

16.1.7. Упражнения на специальных конструкциях 229

16.1.8. Вставные номера 229

16.1.9. Уход 229

16.2. Художественный фон 230

16.3. Музыкальное сопровождение 231

16.4. Художественное оформление 231

16.5. Методические рекомендации к подготовке и проведению

массовых гимнастических выступлений. 232

ЛИТЕРАТУРА 234

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник по теории и методике гимнастики для университета физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов в Республике Беларусь создан впервые. Он подготовлен коллективом кафедры гимнастики в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, с действующей Учебной программой по направлениям специальности «1–890101–01 спортивно–педагогическая деятельность».

При написании учебника авторский коллектив исходил из понимания большой социальной, воспитательной и образовательно–развивающей значимости дисциплины «Гимнастика», ее особой роли в подготовке дипломированных специалистов отрасли с должным уровнем интеллектуальных, нравственных, гражданских и патриотических качеств, высокой ответственности за осуществление гуманной профессиональной миссии.

Гимнастика–многопрофильная, постоянно развивающаяся дисциплина. Популяризации ее во многом содействовали успехи на мировой арене спортивной, художественной гимнастики, акробатики, связанные с именами выдающихся мастеров – Ольги Корбут, Антонины Кошель, Тамары Лазакович, Светланы Баитовой, Светланы Богинской, Марины Лобач, Вадима Биндлера, Виталия Щербо, Ивана Иванкова и других выдающиеся мастеров белорусской гимнастики. Многие некогда самостоятельные системы физических упражнений ныне с гордостью причисляют себя к гимнастике. Обилие культивируемых в стране разновидностей гимнастики (гимнастика йогов, китайская гимнастика у-шу, волевая, аэробная, танцевальная, атлетическая гимнастика, пластическая гимнастика, дыхательная гимнастика и т.д.), мотивация растущего интереса к оздоровительно–развивающим возможностям их среди различных слоев населения отражают понимание позитивного влияния гимнастических средств и упражнений на здоровье людей.

При подготовке учебника использован практический опыт нескольких поколений преподавателей кафедры гимнастики в тренерской, преподавательской, организационной, пропагандистской, спортивно–театрализованной деятельности. Структура и содержание глав, разделов и подразделов учебника вытекают из выработанной коллективом концепции преподавания гимнастики в условиях социально–экономических преобразований в стране. Идея концепции – в смещении акцентов в преподавании от традиционного, ограниченного рамками классического олимпийского многоборья направления, к оздоровительно–развивающему, побуждающему педагога работать творчески: размышлять, искать, экспериментировать, наполняя занятия музыкой, акробатикой, хореографией, аэробикой, танцами, играми, импровизацией, живым профессиональным общением.

Современный дипломированный специалист отрасли должен пройти разностороннюю гимнастическую подготовку, овладеть разнообразными средствами, методами, приемами, чтобы внедрить все это богатство в учебно–тренировочный процесс.

Согласно определившейся логике курса гимнастики и целевым ориентациям преподавания, в учебнике расширен объем материала, необходимого будущим учителям, инструкторам, методистам, самим занимающимся – разделы общеразвивающих и прикладных средств, игровых упражнений. Включен большой объем заданий для группового и индивидуального использования с организационного–методическими указаниями по освоению и совершенствованию их.

Учебник состоит из четырех частей, тесно взаимосвязанных между собой и органично дополняющих друг друга.

В первой части раскрываются задачи, содержание, специфика гимнастики как средства и метода физического воспитания. Приводится исторический экскурс, раскрывающий этапы развития, формирования олимпийских традиций белорусской гимнастики.

Вторая часть посвящена характеристике используемых в гимнастике средств общего и специального назначения. Наряду с традиционными широко представлены акробатические упражнения, прыжки на батуте, аэробика, общеразвивающие и игровые упражнения, реализуемые в виде подвижных игр, эстафет с помощью игрового и соревновательного методов.

Третья часть учебника раскрывает вопросы организации и методики занятий гимнастикой, включая необходимые данные о биомеханических основах техники упражнений, психолого–педагогических, физиологических аспектах методики обучения, физической и функциональной подготовки, обеспечение безопасности занятий.

В последней, четвертой части приведены необходимые для будущих специалистов отрасли рекомендации по организации и методике проведения соревнований. Не оставлен без внимания опыт белорусских специалистов в области спортивно–театрализованных выступлений и празднеств, воплощаемый в коллективе в соответствии со специальностью «спортивная режиссура».

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ГИМНАСТИКИ.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГИМНАСТИКИ.

1.1. Задачи, средства и методические особенности гимнастики.

Гимнастика представляет собой исторически сложившуюся систему своеобразных средств, упражнений, научно–обоснованных методических приемов, обеспечивающих решение жизненно важных задач.

1.1.1. Основные задачи гимнастики:

1.Пропорциональное, гармоничное развитие форм и функций организма, создающее предпосылки для здоровья и творческого долголетия человека.

2.Формирование многообразных двигательных умений и навыков, расширение сферы двигательного опыта, накопление знаний об оздоровительных, образовательных и воспитательных возможностях гимнастики, средствах, методах и организационно–методических правилах их реализации.

3.Развитие двигательных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, различной степени сложности, прикладными навыками полезными для повседневной (бытовой), профессиональной деятельности и воинской службы.

4.Формирование организаторских умений и навыков, которые могут использоваться в любой сфере физического воспитания.

5.Воспитание волевых, нравственно–этических качеств, имеющих большое значение в формировании таких личностных качеств как гражданский и профессиональный патриотизм, готовность к высокопроизводительному труду и защите Родины.

1.1.2. Средства гимнастики

В решении педагогических задач предусматриваются самые разнообразные средства и упражнения.

В широком смысле к средствам гимнастики общего назначения относят любые физические упражнения, музыкальное сопровождение их, помогающее воплотить движения в соответствующую форму, создать необходимый для занятия эмоциональный фон. Конечно же, к общим средствам следует отнести и слово педагога, оказывающее психо–регулирующее воздействие на учеников.

В более конкретном виде, применительно к гимнастике, средства классифицируют по направленности их воздействия, по целевому назначения.

К числу основных средств гимнастики относят строевые, общеразвивающие, прикладные упражнения, упражнения на снарядах, упражнения акробатики и батута, хореографии, ритмической гимнастики и аэробики, вольные упражнения и прыжки, игровые формы упражнений с использованием элементов гимнастики (содержание этих средств будет изложено ниже в соответствующих главах и разделах).

Одни средства используются для оптимизации организационного обеспечения учебного процесса (строевые упражнения), другие для развития двигательных умений и навыков многоцелевого назначения (упражнения на снарядах, акробатические упражнения), третьи для повышения эмоционального фона, и на этой основе ускоренного развития физических способностей (игровые упражнения). С помощью таких средств как вольные упражнения, хореография, музыка развивают пластику движений, музыкальность, чувство ритма.

1.1.3. Методические особенности гимнастики

Средства гимнастики воплощаются с помощью соответствующих методов и приемов. Метод – это способ применения средств с целью достижения запланированного образовательно–воспитательного или оздоровительно–развивающего воздействия на занимающихся. При этом предусматривается необходимое для успеха количество повторений движения, режим выполнения, требования к технике, динамике усилий, приемы ускорения восстановления и многое другое.

Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения с четкой программой и последовательностью педагогических задач, требованиями технологии обучения. Воплощается этот метод с учетом методических особенностей гимнастики:

1.Большое, практически безграничное разнообразие упражнений, различающихся по двигательной структуре, способам выполнения, энергообеспечению, психологической нагрузке. Ни один вид двигательной деятельности не может сравниться с гимнастикой по богатству форм движений. Большинство из них специально разработаны для целенаправленного воздействия на отдельные системы человека.

2.Общедоступность гимнастических упражнений. Упражнения гимнастики доступны занимающимся любого возраста, пола, уровня подготовленности и даже состояния здоровья.

3.Возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы, суставы, системы организма. Такая локализация воздействия упражнений особенно важна для коррекции недостатков физического развития, восстановления утраченных функций.

4.Возможность точного регулирования нагрузки связана с использованием широкого круга разнообразных упражнений и соответствующих приемов управления функциональным состоянием занимающихся в процессе урока.

5.Строгая регламентация учебно–воспитательного процесса: обусловленный порядок ведения урока, четкая организация, скрупулезное планирование учебного материала и стабильное расписание. В гимнастике жестко регламентируются правила поведения занимающихся, точность выполнения каждого движения, – все это активизирует занимающихся, развивает самостоятельность мышления и практических действий, основанных на глубоком самоанализе.

6. Возможность выполнения упражнений под музыкальное сопровождение: совершенствование умений правильно подбирать характер музыкального произведения под движения или наоборот – конструировать движения под соответствующий музыкальный аккомпанемент, вырабатывать музыкальный слух и индивидуальный стиль исполнения движений, двигательную культуру.

Методические особенности гимнастики тесно взаимосвязаны и реализуются в соответствии с основными задачами, решаемыми в гимнастике.

1.2.Гимнастика как учебно–спортивная и научно–педагогическая дисциплина

Гимнастика является одним из важнейших средств физического воспитания. Это объясняется тем, что гимнастические упражнения наилучшим образом обеспечивают общее гармоническое физическое развитие и совершенствование основных двигательных способностей. Но вместе с тем гимнастика развивает широкий спектр таких личностных качеств, как организованность, дисциплинированность, самодисциплина, творческое отношение к делу.

Приоритетность гимнастики в формировании двигательной культуры основана на тесной связи с искусством – прежде всего хореографией, танцем, музыкой, на использовании их практического опыта, театрально–художественных традиций.

Специфика упражнений, используемых в гимнастике методов, методических приемов, технических средств обусловливают широту и глубину ее педагогического воздействия. Поэтому гимнастика в системе образования, являясь обязательным предметом, применяется на занятиях в дошкольных учреждениях, школах, училищах, колледжах.

Гимнастика – фундаментальная спортивно–педагогическая дисциплина, в значительной мере определяющая профессиональный облик специалиста по физической культуре и спорту. Она преподается в Университете физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических вузов.

Прошедший основательную гимнастическую подготовку специалист всегда востребован в любой сфере – в физкультурно–оздоровленческом или профессионально–техническом учреждении, в общеобразовательной школе или вузе.

Хороший преподаватель гимнастики – прежде всего педагог, поэтому обязан владеть всей полнотой знаний в области педагогики, психологии, особенно глубоко разбираться в вопросах возрастных аспектов этих гуманитарных наук.

Не меньшее значение имеют знания смежных наук – анатомии, физиологии, биохимии мышечной деятельности, биомеханики; умение использовать их в учебно–тренировочном и воспитательном процессе.

Поскольку основное место в деятельности преподавателя гимнастики занимает обучение физическим упражнениям, хорошо понимать оздоровительные, воспитательные и образовательные возможности гимнастики так же важно, как знать историю предмета, терминологию, уметь обеспечивать безопасность своих воспитанников, предупреждать физические и психические перегрузки. Уважающий себя спортивный наставник просто обязан знать большое количество упражнений, уметь конструировать их в поиске нужных индивидуальных вариантов.

Как и каждая научно–педагогическая дисциплина, гимнастика имеет свою историю, теорию и методику предмета, свои специфические организационно–методические подходы к обучению, воспитанию, тренировке.

Представляя собой часть науки о физическом воспитании и являясь фундаментальной научно–педагогической дисциплиной, гимнастика изучает закономерности физического развития и совершенствования двигательных способностей человека с помощью специфичных для нее средств, методов и форм организации учебно–воспитательного процесса.

В поиске новых направлений развития гимнастики проведены тысячи исследований, защищены сотни диссертаций, в том числе десятки докторских по актуальным вопросам совершенствования теории и методики гимнастики.

Вместе с тем теория гимнастики развивается в тесном единстве с практикой, подпитывая друг друга в поиске эффективных методических подходов к обучению и тренировке, опираясь на новые данные о строении, функциях и возрастной динамике развития организма, новых данных о практических приемах управления процессом физического совершенствования человека.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ГИМНАСТИКИ

2.1.Зарождение гимнастики

О пользе гимнастических упражнений знали в глубокой древности. Еще за три тысячелетия до новой эры широко культивировали гимнастику в гигиенических целях в Древнем Китае, Индии. Фрагменты необычайно суровой гимнастики древних обитателей острова Крит раскрывают многочисленные наскальные изображения и фрески. Юноша захватывает рога гигантского быка и в следующее мгновение, подброшенный кверху разъяренным чудовищем, взлетает в стойку на руках и далее, ловко перевернувшись через голову, оказывается на спине обескураженного животного.

Постигая секреты «вольтижировки» на живом снаряде, подвергая себя смертельной опасности, юноши и девушки воспитывали в себе мужество, ловкость, мгновенную реакцию и тончайший расчет – качества необходимые в борьбе с суровыми условиями стихии, в борьбе за существование.

Системы физического воспитания в первобытном обществе не существовало. Все используемые виды упражнений носили естественно–прикладную направленность, обеспечивая удовлетворение нужд общества в пище, одежде, жилище. Подражая взрослым охотникам, воинам, скотоводам и земледельцам, юноши упражнялись в длительной ходьбе и беге, лазании по деревьям, метании копья, камня…

Лишь в рабовладельческий период эти упражнения начинают складываться в самостоятельную отрасль культурной жизни общества, достигнув наибольшего расцвета в Древней Элладе (наст. – Греция).

Термин «гимнастика» (от греческого слова «гимнас» – обнаженный, голый) возник в VIII–VII веке до н.э.

Только юноши с хорошим физическим развитием имели право заниматься в «гимнасиях» (учебных заведениях, дававших лучшее для той поры образование) и соответственно с гордостью именоваться «гимнастами».

Позже, с созданием в Древней Греции системы физического воспитания, название «гимнастика» обретает универсальный смысл, объединяя все виды физических упражнений, в том числе бег, прыжки, метания, борьбу и т.д.

Большое значение придавалось гимнастике для боевой подготовки воинов в Спарте, в Древнем Риме. Широко использовались лестницы, искусственные сооружения для обучения штурму неприятельских крепостей. Большое значение уделялось отработке приемов верховой езды на деревянных макетах лошади («вольтижировка»), фехтованию, стрельбе из лука. В период средневековья церковью, как идеологом раннефеодального общества, проповедуется культ аскетизма. Любая форма двигательной деятельности, не связанная с выполнением профессионально–трудовых, боевых и религиозных обязанностей жестоко пресекается. Гимнастика была провозглашена «деянием» сатаны. Уступка делалась лишь светским феодалам воинам–рыцарям, подготовка которых требовала воспитания грубой силы и ловкости в фехтовальных или борцовских поединках.

По воле судьбы не ощущала притеснений акробатика. При дворах королей, в феодальных замках, а позже и в провинциальных городах было много бродячих акробатов, канатоходцев, клоунов – профессиональных артистов, которые, развлекая своим искусством, зарабатывали на жизнь.

В эпоху Возрождения, противопоставляя феодальным веяниям самоограничений, передовая часть общества (образованная интеллигенция) настойчиво проводит идею гармоничного развития личности, видя в этом лучший способ укрепления здоровья, развития физических и духовных сил.

Среди большого множества опубликованных с XVI в. произведений наибольшую популярность приобрел трактат итальянского врача Иеорохима Меркуриалиса «Искусство гимнастики», в котором он предпринимает попытку возродить античную гимнастику. Автор делит гимнастику на врачебную, атлетическую и военную. Оздоровительную гимнастику, не связанную со стремлением побеждать, он считает основным средством физического воспитания. Большую роль в возрождении гимнастики имел труд преемника Меркуриалиса французского придворного акробата А.Туккаро (1538–1616), в котором он систематизировал все известные в то время акробатические упражнения.

Свое мнение о том, как должно быть организованно физическое воспитание детей и подростков в просвещенном обществе и убежденность огромной роли гимнастики в этом процессе в своем произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» высказывает французский писатель–гуманист Франсуа Рабле (1494–1553).

В изложенных им нескольких сотнях культивировавшихся в замках рыцарей, в крестьянской и городской общинах видов физических упражнений, игр, танцев основу составляют общеразвивающие упражнения с гантелями, с палками, лазания по шесту, по вертикальному канату, расхождения на горизонтальном шесте, укрепленном на двух деревьях и др.

2.2.Развитие национальных систем гимнастики

Заметный импульс к возрождению гимнастики связан с прогрессивной концепцией Яна Амоса Каменского, изложенной им в «Великой дидактике». Его дидактические принципы, актуальные по сей день, оказали влияние на педагогические взгляды великих просветителей – Жана–Жака Руссо (1712–1778) и Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). Идеи их легли в основу школ нового типа – филантропинов[1]. Заслуга Песталоцци в разработке методики расчлененного обучения упражнениям и их правильного использования для подготовки к той или иной профессии (идея профессионально–прикладной гимнастики). Не умаляет его заслуг то, что всю большую проблему физического воспитания он свел к сознательному овладению всеми возможными для тела движениями в абстрактной по форме суставной гимнастике.

Необходимость реформирования школьной жизни, пересмотра порядков, средств и методов воспитания побуждала прогрессивно мыслящих людей во всех областях знаний (природоведение, философия, медицина, политика) к системотворчеству – к поиску новых эффективных систем использования знаний и практических умений.

В поиске такой системности в гимнастике наибольшего успеха достигли преподаватели гимнастики в филантропинах Гергардт Фит (1763–1836) и Иоганн Гутс–Мутс (1759–1839).

Целью занятий Г.Фит считал укрепление здоровья, приобретение красивой фигуры, развитие силы, быстроты движений, содействие умственному развитию.

Гибкость в подходе при решении двигательных задач едва ли не самое интересное в его системе. Скрупулезнейшим образом описаны Г.Фитом прыжковые задания, приемы фехтования и конечно, игровые гимнастические упражнения и развлечения! И особенно «вольтижные» упражнения на деревянном коне (рис.1), все это в сочетании с полезными методическими рекомендациями по закаливанию, технике движений, планированию нагрузок!

Рис.1

Изложенная в трехтомнике Г.Фита и книге И.Гутс–Мутса «Гимнастика для юношества» система пользовалась большим спросом не только в Германии, но и в других зарубежных странах, в т.ч. в России. «Заказчиков» на эффективную систему гимнастики обеспечивала буря наполеоновских войн, захватившая к началу XIX в. территорию многих европейских государств.

2.2.1.Немецкая система

Немецкая система складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Создатель системы – доктор богословия Ф.Ян (1778–1852) основную роль отводил упражнениям на снарядах (кольца, козел, конь, брусья, перекладина) в сочетании с военными играми. Именно они, по мнению Ф.Яна, лучше развивали физическую силу и укрепляли волю. Для реализации этих задач вводилась стилизация – жесткие требования к технической точности выполнения упражнений и состязательность!

Ф.Ян поощрял конкуренцию (развитие воли через соперничество). Он с гордостью говорит о своем ученике Августе, который мог 132 раза подряд проделать «взмахивания» на турнике! Сам Ф.Ян называл свою систему «турнкунст» (искусство изворотливости). Позже за системой утвердилось название «турнен», а занимающиеся именовались «турнерами».

Критики системы отмечали, что действительно у учеников Ф.Яна привлекательный рельеф рук и туловища, но редко наблюдаются признаки «цветущего здоровья», что должно присутствовать (особенно у юношества, поскольку прежде всего на студенческую молодежь она была рассчитана).

Приспособлению снарядовой гимнастики к условиям школьной жизни и воспитания детей и подростков посвятил свою деятельность соотечественник Ф.Яна – Адольф Шписс (1810–1853). Введенные им «групповые снаряды» представляли собой сложные конструкции из разнообразных сочетаний горизонтальных и наклонных лестниц, шестов, воплощенные с немецкой педантичностью и позволявшие от индивидуальных форм физического воспитания переходить к более рациональным – групповым, с экономией времени и повышением к.п.д. физического воспитания.

2.2.2.Шведская система

Угроза захвата Наполеном Швеции заставила правительство ввести в армии обязательные занятия гимнастикой. Именно гимнастика, по мнению ведущих педагогов, врачей того времени, рассматривалась как наилучшая модель и метод физического воспитания молодежи: легко поддавалось учету влияние гимнастических упражнений на организм, поддавалась прогнозированию дозировка нагрузок.

На первых порах в содержании работы ощущалось прямое подражание передовому опыту использования гимнастики в Германии, Дании.

В 1813 г. по инициативе Пера Генрика Линга (1776–1839) в Стокгольме был открыт специальный институт, на базе которого воплощались его идеи, а позже и его сына – Яльмара Линга о средствах и методах преподавания, что привело к созданию оригинальной по форме и содержанию системы, которая по сей день известна под названием «шведская система».

Система носит явно выраженную оздоровительную направленность. Этому способствует расширенный Я.Лингом объем средств – стенка, бум, скамейки, плинт и др. приспособления, именуемые сегодня «снарядами массового типа», позволяющие одновременно использовать большим количеством занимающихся (фронтальный подход) и практиковать разнообразные, несложные, оригинальные движения (рис.2). Последнее определяет большую прикладную значимость системы в школьном физическом воспитании.

Рис.2

Правда, идеализируя прямолинейность, симметричность движений, тяготея к статическим упражнениям и положив их в основу своего профессионального кредо, отец и сын считали ненужным делом выработку двигательных навыков, тем самым значительно подрывали педагогическую значимость шведской гимнастики, образно названной критиками системы «гимнастикой поз, а не движений».

Педагогический консерватизм шведской системы проявлялся в слепом заимствовании у германской и чешской систем строжайшей требовательности к точности выполнения движений, а формализация структуры урока (незыблемость его составных частей), обусловленная этим стандартность физиологической кривой нагрузки – все это указывало на слабую научную обоснованность шведской гимнастики, что становилось объектом серьезной критики со стороны ученых, физиологов, врачей и прежде всего признанных в мире авторитетов – Ж.Демени, , Н.Бука, П.Ф.Лесгафта.

Наши рекомендации