Критерии коммуникативной грамотности младших школьников

1 класс. Ученик способен: использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;различать оценку действия и оценку личности;договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы; строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога

2 класс. Ученик способен: оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; излагать ответ на вопрос с соблюдением норм оформления текста; отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание; начинать и заканчивать разговор в диалоге в соответствии с нормами; отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога; строить самостоятельно коммуникацию в группе на основе заданной процедуры группового обсуждения; организовывать деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»; понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления уметь представлять свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

3 класс. Ученик умеет: осуществлять письменную коммуникацию (оформлять свою мысль в форме текста и вспомогательной графики, заданных образцом); определять жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации; уметь публично представлять свои достижения и результаты: готовить план выступления на основе заданной цели; использовать паузы для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать вербальные и не вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления; уметь вести устный диалог и полилог (высказывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога, относится к мнению партнера, углублять аргументацию); участвовать в продуктивной групповой коммуникации (могут разъяснять свою идею, предлагать ее или аргументировать свое отношение к идеям других членов группы); могут задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга.

4 класс. Ученик умеет: осуществлять письменную коммуникацию (создавать письменный текст, содержащий аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции); определять цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности; создавать гипермедиа-сообщения; общаться в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог); фиксировать ход коллективной/личной коммуникации (аудио- видео и текстовая запись); уметь публично представлять свои достижения и результаты (выступать с аудио-видео-поддержкой); применять в своей речи логические и риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией; с помощью взрослых (в группе) готовить адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использовать их; участвовать в продуктивной групповой коммуникации (учащиеся следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают (фиксируют) промежуточные результаты); учащиеся могут называть области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, давать сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы.

Возраст 6-10 лет сензитивен для развития коммуникабельности детей, они учатся контролировать и оценивать поведение друг друга, вести диалог и др., что определяет ведущую роль коммуникативных умений в формировании ребёнка как неповторимой индивидуальности с позиции концепции педагогики индивидуальности .

4. «Одаренными и талантливыми учащимися являются профессионально подготовленные люди обладающие, выдающимися способностями, с высоким потенциалом достижения. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

- общие интеллектуальные способности;

- конкретные академические способности;

- творческое, или продуктивное, мышление;

- лидерские способности;

- художественные и исполнительские искусства;

- психомоторные способности.

Одаренность – основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему переносить свой талант на более высокие уровни.

Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от сверстников и других людей. Данный подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства педагогов и психологов, хотя такое понимание вполне допустимо и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел.

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное: «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: «дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

Наши рекомендации