Оценка эффективности процесса формирования знаний обучаемых
Оценку эффективности обучающей системы можно проводить по различным критериям и с позиций разных подходов. Разработаны методы оценки на основе теоретико-информационного подхода [4], а также на базе теории массового обслуживания [5]. Для этого лицу, принимающему решение, необходимо знать априорные вероятностные характеристики объектов и психологических процессов, входящих в обучающую систему. Такие характеристики не всегда бывают известны. В связи с этим оценка эффективности системы имеет приближенный характер.
В большинстве практических ситуаций оценку эффективности обучающей системы целесообразно проводить на основе принятия стратегических решений в нечеткой обстановке [6]. Для этих целей обучающая система представляется в виде когнитивной карты или когнитивного графика, где подсистемы интерпретируются как кон-
цепты (атрибуты, понятия, объекты, психологические процессы). Когнитивная карта — это мысленное представление связей (отношений в той или иной форме) между отдельными концептами. Численные связи могут быть положительными, отрицательными или нейтральными и характеризовать положительное или отрицательное влияние концептов друг на друга. Карты используются для прогноза или для оценки взаимовлияния концептов. Далее на основе системного анализа можно находить такие концепты, «усиление» или «ослабление» которых приведет к заданной цели (стратегии), например к повышению эффективности обучения.
В когнитивной карте системы формирования знаний обучаемых (рис. 4.3) имеется 11 концептов, которые представляют собой объекты (подсистемы) и психологические (информационные) процессы деятельности преподавателя и студента. Содержание каждого концепта раскрыто на рис. 4.3. При этом интерпретация всех концептов выполнена так, чтобы можно было при оценке степени взаимовлияния их задать вопросы: Какая? Какова? Как?
Для определения связей между концептами когнитивной карты применялась экспертная система опроса по специально разработанной социологической анкете, подобной той, которая приведена в § 4.1. В анкету включались следующие вопросы.
1. Как влияет полнота использования селективного пространства
взаимодействия педагога и обучаемого на эффективность ис
пользования обучаемым выбранного им средства обучения?
2. Каково влияние концепта 2 на уровень мотивации и внимания
обучаемого?
3. Как влияет концепт 3 на концепты 4 и 1?
4. Какова эффективность организации циркуляции учебной ин
формации между блоками памяти обучаемого (степень влияния
концепта 4 на концепт 5)?
5. Какова эффективность устойчиво-долговременной памяти обу
чаемого (степень влияния концепта 5 на концепт 6)?
6. Какова степень усвоения учебной информации обучаемым?
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
7 Каково влияние на качество знаний обучаемого степени усвоения учебной информации и полноты формирования профессиональных знаний, умений и навыков обучаемого?
8. Какова эффективность контроля знаний обучаемого при учете
степени усвоения учебной информации и полноты формирова
ния профессиональных знаний, умений и навыков?
9. Как влияет эффективность коррекции учебной информации на
качество знаний, эффективность использования обучаемым вы
бранного средства обучения и эффективность мыследеятельно-
сти обучаемого?
В анкете предлагалась нечеткая шкала^ оценок влияния (взаимовлияния): очень большое, большое, среднее','Меньше среднего, малое, очень малое, совсем не влияет, отрицательное, совершенно отрицательное, обратное влияние (не первый концепт влияет на второй, а наоборот). К экспертной оценке были привлечены 78 педагогов (докторов наук, профессоров), имеющих стаж преподавательской работы 20-30 лет. Для получения численных оценок степени взаимовлияния концептов нечеткая шкала оценок была преобразована в диапазон числовых значений —1...+1. На основе оценки среднестатистических числовых значений с помощью ЭВМ получены результаты прямого экспертного опроса. Они изображены в соответствующих цифрах на связях между концептами (рис. 4.3). Далее на основе этих данных необходимо провести системный анализ когнитивной карты.