В лесных школах обучение было бесплатным. Пожалуй, это единственный пример обучения без оплаты в Древнем Мире
Проблема формирования и развития творческой личности волновала человека с давних времен. Характерной особенностью творческого обучения является непосредственная передача знаний от педагога к учащемуся в индивидуальном обучении. Такой подход имел место еще в Древнем Мире, в частности, индивидуальная форма обучения получила широкое распространение в странах Древнего Востока, Индокитая, Древней Греции и в Средневековых феодальных школах.
Непосредственный контакт, возможность понять обучаемого делают эту форму обучения исключительно эффективной. Так, в Древней Индии существовали лесные школы отшельников, основанные на принципе индивидуальной работы с прошедшими испытания кандидатами. При приеме в такую школу учитывался уровень знаний поступающего, после чего обучение происходило в индивидуальном диалоге. Педагог преподносил знания в соответствии с уровнем сознания учащегося. Уровень обучения был весьма высоким: из таких школ вышли все величайшие подвижники буддизма.
В средневековой школе творческое обучение получило наибольшее развитие при подготовке деятелей искусства. Индивидуальное обучение существовало в живописи, архитектуре и ремесле, при этом ученик проходил сложный путь от подмастерья до мастера, сопровождавшийся ростом не только профессиональных, но и духовных навыков. В результате появлялся истинный творец, создающий прекраснейшие живописные полотна, построивший архитектурные ансамбли, восхищающие нас и поныне.
Секреты «know how», переданные великими творцами своим ученикам, привели к появлению в эпоху Возрождения Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля и многих других.
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
До сих пор не раскрыт секрет изготовления скрипок в итальянской школе. Самая современная электронная аппаратура не способна объяснить, каким образом создавались эти уникальные инструменты.
Истинные художники те, кто дает жизнь новой реальности, иными словами те, кто расширяет человеческое сознание. Их творческие способности являются главным свидетельством человеческого предназначения. Творчеству невозможно научить, но можно создать предпосылки для развития творческих способностей. И поэтому становление личности в творческом обучении является актуальнейшей проблемой современного образования. В этом направлении работают педагоги-новаторы. Наибольшего внимания заслуживают труды Ш. А. Амонашвили по гуманной педагогике и опыт М. П. Щетинина в созданной им «Школе Радости». Они подчеркивают, что неотъемлемой чертой творческого акта является всепоглощенность и творческое погружение.
Прекрасной иллюстрацией этого положения является приведенное в книге французского математика Жака Адамара «Исследование психологии процесса изобретения в области математики» сокровенное письмо В.-А. Моцарта: «Когда я чувствую себя хорошо и нахожусь в хорошем расположении духа или же путешествую в экипаже, или прогуливаюсь после хорошего завтрака, или ночью, когда я не могу заснуть, мысли приходят ко мне толпой и с необыкновенной легкостью. Откуда и как приходят они? Я ничего об этом не знаю. Те, которые мне нравятся, я держу в памяти, напеваю; по крайней мере, так мне говорят другие. После того как я выбрал одну мелодию, к ней вскоре присоединяется в соответствии с требованиями общей композиции, контрапункта и оркестровки вторая, и все эти куски образуют «сырое тесто». Моя душа тогда воспламеняется, во всяком случае, если мне что-нибудь не мешает. Произведение растет, я слышу его все более отчетливо, и сочинение завершается в моей голове, каким бы оно ни было длинным. Затем я его охватываю единым взором, как хорошую картину или красивого мальчика,
я слышу его в своем воображении непоследовательно, с деталями всех партий, как это должно зазвучать позже, но все целиком в ансамбле.
Если же в этом процессе моей работы мои произведения принимают ту форму или манеру, которые характеризуют Моцарта и не похожи ни на чьи другие, то клянусь, это происходит по той же причине, что, например, мой большой крючковатый нос является моим, носом Моцарта, а не какого-нибудь другого лица; я не ищу оригинальности и сильно бы затруднился определить свою манеру. Совершенно естественно, что люди, имеющие различную внешность, оказываются отличными друг от друга внутренне так же, как и внешне».
Таким образом, истинное творчество характеризуется интенсивностью переживания сознания высшего уровня. Такой процесс сопровождается положительными эмоциями, ощущением радости от сознания уверенности в реализации собственных возможностей.
Американский психолог и педагог Дж. Бруннер предлагает обучение «через совершение открытий». В соответствии с этой концепцией, познание мира идет через собственное открытие, требующее концентрации всех интеллектуальных и духовных сил. При этом происходит упорядочивание вновь «открытых» знаний, постановка их в систему всеобщего знания о мире и человеке.
Из всего изложенного в параграфе можно сделать вывод о том, что сутью творчества является процесс созидания. Поэтому творчество представляет собой целенаправленную деятельность человека, отличающуюся нестандартностью и оригинальностью мышления; «высшее выражение творчества доступно только немногим гениям человечества, — но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие нашего существования» (Л. С. Выготский).
В реализации этого условия и состоит задача творческого обучения.
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ