В лесных школах обучение было бесплатным. Пожалуй, это един­ственный пример обучения без оплаты в Древнем Мире

Проблема формирования и развития творческой личности вол­новала человека с давних времен. Характерной особенностью твор­ческого обучения является непосредственная передача знаний от пе­дагога к учащемуся в индивидуальном обучении. Такой подход имел место еще в Древнем Мире, в частности, индивидуальная фор­ма обучения получила широкое распространение в странах Древнего Востока, Индокитая, Древней Греции и в Средневековых феодаль­ных школах.

Непосредственный контакт, возможность понять обучаемого делают эту форму обучения исключительно эффективной. Так, в Древней Индии существовали лесные школы отшельников, основан­ные на принципе индивидуальной работы с прошедшими испытания кандидатами. При приеме в такую школу учитывался уровень зна­ний поступающего, после чего обучение происходило в индивиду­альном диалоге. Педагог преподносил знания в соответствии с уров­нем сознания учащегося. Уровень обучения был весьма высоким: из таких школ вышли все величайшие подвижники буддизма.

В средневековой школе творческое обучение получило наи­большее развитие при подготовке деятелей искусства. Индивидуаль­ное обучение существовало в живописи, архитектуре и ремесле, при этом ученик проходил сложный путь от подмастерья до мастера, со­провождавшийся ростом не только профессиональных, но и духов­ных навыков. В результате появлялся истинный творец, создающий прекраснейшие живописные полотна, построивший архитектурные ансамбли, восхищающие нас и поныне.

Секреты «know how», переданные великими творцами своим ученикам, привели к появлению в эпоху Возрождения Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля и многих других.

В лесных школах обучение было бесплатным. Пожалуй, это един­ственный пример обучения без оплаты в Древнем Мире - student2.ru В лесных школах обучение было бесплатным. Пожалуй, это един­ственный пример обучения без оплаты в Древнем Мире - student2.ru В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ



В лесных школах обучение было бесплатным. Пожалуй, это един­ственный пример обучения без оплаты в Древнем Мире - student2.ru В лесных школах обучение было бесплатным. Пожалуй, это един­ственный пример обучения без оплаты в Древнем Мире - student2.ru До сих пор не раскрыт секрет изготовления скрипок в итальянс­кой школе. Самая современная электронная аппаратура не спо­собна объяснить, каким образом создавались эти уникальные инс­трументы.

Истинные художники те, кто дает жизнь новой реальности, иными словами те, кто расширяет человеческое сознание. Их твор­ческие способности являются главным свидетельством человеческо­го предназначения. Творчеству невозможно научить, но можно соз­дать предпосылки для развития творческих способностей. И поэто­му становление личности в творческом обучении является актуаль­нейшей проблемой современного образования. В этом направлении работают педагоги-новаторы. Наибольшего внимания заслуживают труды Ш. А. Амонашвили по гуманной педагогике и опыт М. П. Ще­тинина в созданной им «Школе Радости». Они подчеркивают, что неотъемлемой чертой творческого акта является всепоглощенность и творческое погружение.

Прекрасной иллюстрацией этого положения является приведен­ное в книге французского математика Жака Адамара «Исследование психологии процесса изобретения в области математики» сокровен­ное письмо В.-А. Моцарта: «Когда я чувствую себя хорошо и нахо­жусь в хорошем расположении духа или же путешествую в экипаже, или прогуливаюсь после хорошего завтрака, или ночью, когда я не могу заснуть, мысли приходят ко мне толпой и с необыкновенной легкостью. Откуда и как приходят они? Я ничего об этом не знаю. Те, которые мне нравятся, я держу в памяти, напеваю; по крайней мере, так мне говорят другие. После того как я выбрал одну мело­дию, к ней вскоре присоединяется в соответствии с требованиями общей композиции, контрапункта и оркестровки вторая, и все эти куски образуют «сырое тесто». Моя душа тогда воспламеняется, во всяком случае, если мне что-нибудь не мешает. Произведение рас­тет, я слышу его все более отчетливо, и сочинение завершается в моей голове, каким бы оно ни было длинным. Затем я его охваты­ваю единым взором, как хорошую картину или красивого мальчика,

я слышу его в своем воображении непоследовательно, с деталями всех партий, как это должно зазвучать позже, но все целиком в ан­самбле.

Если же в этом процессе моей работы мои произведения при­нимают ту форму или манеру, которые характеризуют Моцарта и не похожи ни на чьи другие, то клянусь, это происходит по той же причине, что, например, мой большой крючковатый нос является моим, носом Моцарта, а не какого-нибудь другого лица; я не ищу оригинальности и сильно бы затруднился определить свою манеру. Совершенно естественно, что люди, имеющие различную внеш­ность, оказываются отличными друг от друга внутренне так же, как и внешне».

Таким образом, истинное творчество характеризуется интен­сивностью переживания сознания высшего уровня. Такой про­цесс сопровождается положительными эмоциями, ощущением ра­дости от сознания уверенности в реализации собственных воз­можностей.

Американский психолог и педагог Дж. Бруннер предлагает обу­чение «через совершение открытий». В соответствии с этой концеп­цией, познание мира идет через собственное открытие, требующее концентрации всех интеллектуальных и духовных сил. При этом происходит упорядочивание вновь «открытых» знаний, постановка их в систему всеобщего знания о мире и человеке.

Из всего изложенного в параграфе можно сделать вывод о том, что сутью творчества является процесс созидания. Поэтому творчес­тво представляет собой целенаправленную деятельность человека, отличающуюся нестандартностью и оригинальностью мышления; «высшее выражение творчества доступно только немногим гениям человечества, — но в каждодневной окружающей нас жизни творче­ство есть необходимое условие нашего существования» (Л. С. Вы­готский).

В реализации этого условия и состоит задача творческого обучения.






В лесных школах обучение было бесплатным. Пожалуй, это един­ственный пример обучения без оплаты в Древнем Мире - student2.ru В лесных школах обучение было бесплатным. Пожалуй, это един­ственный пример обучения без оплаты в Древнем Мире - student2.ru В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ



       
  В лесных школах обучение было бесплатным. Пожалуй, это един­ственный пример обучения без оплаты в Древнем Мире - student2.ru
 
    В лесных школах обучение было бесплатным. Пожалуй, это един­ственный пример обучения без оплаты в Древнем Мире - student2.ru

Наши рекомендации