Герменевтико-ориентированное управление образовательными системами как фактор развития человеческого потенциала обучающихся
На современном этапе развития российской системы образования проблема развития человеческого, социального и профессионального потенциала приобрела чрезвычайную актуальность. Это связано с возрастанием требований к общей культуре, воспитанности и образованности молодых людей – выпускников общеобразовательной школы; в связи с интеллектуализацией производства, социокультурными преобразованиями в современном обществе; изменениями в государственной образовательной политике, первостепенной задачей которой является достижение такого качественного уровня обучения и воспитания, который позволил бы поднять на новую ступень развития культуру, экономику, производство; повысить качество жизни населения страны.
Под человеческим потенциалом нами понимается оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности; оценка гражданской позиции человека, набор нравственно-моральных свойств и качеств личности, обеспечивающих формирование толерантной, законопослушной самодостаточной личности, полезной для развития; оценка сформированности профессионального самоопределения личности на основе базовых профессионально значимых компетенций. В целях формирования и развития человеческого потенциала молодого человека необходимо, на наш взгляд, использовать нестандартные подходы, базирующиеся на формировании его самосознания, саморефлексии, с целью развития особой культуры – культуры диалога, в процессе которого происходит становление личности человека думающего, размышляющего, анализирующего, что способствует формированию активной гражданской позиции, самостоятельности мышления, ответственности за возможные результаты деятельности. В этой связи актуальным становится обращение к педагогической герменевтике как основе теории управления процессом становления и развития личности выпускника общеобразовательной школы.
Герменевтический принцип управления процессом развития современного молодого человека предполагает управление качеством его подготовки, основанное на поливариантности подходов, предполагающее уход от логической однозначности, жесткой детерминированности. Это способствует осмыслению и пониманию значимости внешних и внутренних преобразований, рефлексивному осмыслению эмоционально-духовного витагенного опыта, так как оперируя понятиями «объяснение» и «понимание», выделяется в понимании некий субъективно-психологический оттенок, связанный с восприятием мыслей, чувств и духовного мира других людей и самих себя.
Содержание герменевтико-ориентированного управления процессом развития личности в рамках образовательных учреждений представляет аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по саморазвитию, самосовершенствованию, самостановлениюю.
Герменевтический акт (постижение, приращение и превращение в собственно-смысл) можно рассматривать как процесс постижения смысла, инициированного средствами объясняющего понимания в деятельностной (со-деятельность и со-управление) парадигме. Результатом преобразований выступает: создание собственного типа самоуправления (интерпретации); моделирование отношения к изменениям в окружающей действительности с последующей коррекцией собственного отношения к происходящему. Личностное приобщение к процессам изменений в социальной действительности не сводится к осведомленности или знанию, а носит смысловой, экзистенциональный характер. Знание, полученное в процессе со-управления, применяется в практике интерпретации (педагогический полилог), а понимание реализуется в качестве приобретенного опыта в личной деятельности (компетентностный рост, формирование адекватной самооценки, социальной и гражданской активности).
|
Информационный контекст подготовки выпускника общеобразовательной школы – это включение процесса подготовки в существующую информационную макросреду, а также гармонизация информационной микросреды образовательно-делового процесса. Включить процесс подготовки в информационный контекст – это значит включить в информационный тип культуры.
Научный контекст заключается во включении выпускника в существующую научную модель образовательного процесса, а также – в интеллектуальную культуру общества.
Практический контекст заключается в определяющей его роли для смысла любой информации, функционирующей в процессе подготовки молодого человека. Практический контекст определяет и условия, в которых протекает процесс подготовки и сам процесс, и его результат.
Региональный контекст. Это еще один контекст поликонтекстуальности. Его суть заключается в том, что все экономические явления или факты, включаемые в процесс подготовки, обретают иной смысл, если рассматриваются в региональном ракурсе.
Одна из стратегических линий развития современной системы образования – развитие субъект-субъектных отношений. Данный подход к процессу управления качеством образования, по нашему мнению, позволяет всем его участникам осознать себя в качестве субъекта образовательного процесса и нести полную ответственность за конечный результат со-деятельности, со-управления; приучает критически и творчески мыслить, самостоятельно искать решения. Предлагаемый нами подход к развитию человеческого потенциала создает предпосылки для формирования и развития высокой степени толерантности педагогического общения в системе «учитель-обучающийся»; личной (учащийся) и профессиональной (учитель) свободы (в рамках допустимого); усиление ценностного аспекта обучения; обеспечивает переориентацию знаниевой образовательной парадигмы на субъектно-смысловую и мыследеятельносную, направленную на освоение субъектами образовательного процесса способов со-деятельности, со-управления. Это становится возможным при использовании герменевтического подхода.
В процессе организации интерпретации педагогического знания учитывается витагенный опыт всех субъектов образовательной деятельности. Мотивируя деятельность участников образовательного процесса на конечный результат, раскрываются горизонты роста школьника в меняющейся образовательной парадигмы.