Задания для контроля и самоконтроля. 1. Что такое психологическая готовность к школьному обучению?
1. Что такое психологическая готовность к школьному обучению?
Правильный ответ: это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
2. Что такое общая готовность?
Правильный ответ: это определенный уровень физического, психического и социального развития ребенка, обеспечивающий адаптацию и успешность ребенка в школьном обучении.
3. О каком виде готовности идет речь: «это – базовая предпосылка овладения ребенком учебной деятельностью; уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка».
Правильный ответ: это – функциональная готовность или «школьная зрелость».
4.Что понимается под специальной готовностью к обучению в школе?
Правильный ответ: это достигнутый ребенком уровень освоения специальных знаний и умений в области родного языка и математики, обеспечивающий успешность в овладении дисциплинами образовательной программы начальной школы.
5. Ваша подруга, мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Она уверена, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
С чем связано такое рассогласование? Будет ли ребенок успешно учиться в школе? Что Выей посоветуете?
Решение. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие ученики ведут себя в школе «по-детски», учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
6. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким выводам:
«В школе двойки будут ставить»
«Играть будет некогда»
«В школе программа трудная»
Что Вы посоветуете родителям этих ребят?
Решение. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе, «даже двух слов сказать не можешь...», «Там тебе покажут!».
Совет родителям: Не запугивать ребенка школой!
На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.
7. Ситуация. Дима (7 лет) – мальчик, как казалось маме, вполне самостоятельный. Но вот в школе он рассеян, несобран, ждет на каждом шагу указаний. В чем дело?
Решение. При подготовке ребенка к школе нужно обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне («Я хочу это сделать...»), проявлять инициативу («Я хочу сделать это по-другому») и творчество («Мне хочется сделать это по-своему»). Нужно учить ребенка планировать свои обычные дела: «Сначала я сделаю …. А потом…».
8. Ситуация. Петя (5 лет) неорганизованный. Начатое дело до конца не доводит, берется за другое. Не умеет сосредоточиться. Мама беспокоится, как он будет учиться в школе.
Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы?
Решение. Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять). С этой целью перед предстоящим действием задается вопрос: «Как ты будешь это делать?» Подобными вопросами взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек: «Что куда убирать и в какой последовательности?», перед конструированием: «Что построить и какие материалы для этого потребуются?» Подобные вопросы взрослый должен поставить перед ребенком, когда он приступает к какой-либо деятельности.
Подведение итогов действия – очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка: как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация. Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма.
Раздел 6
Блок «Особый ребенок»
Цель: способствовать формированию компетентности родителей особых детей в вопросах воспитания, обучения, развития и коррекции отклонений в развитии.
В соответствии с целью программы, необходимо обеспечить решение следующих задач в сфере основных компетенций:
1. Информационная компетенция:
- сформировать у родителей знания об особенностях и закономерностях развития детей с различными отклонениями в развитии;
- способствовать расширению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания, обучения и развития детей с отклонениями в развитии в домашних условиях;
- сформировать знания о структуре и содержании детско-родительских отношений.
2. Мотивационная компетенция:
- содействовать формированию потребности и интереса родителей к изучению особенностей своего ребенка, прогнозированию перспектив его развития;
- способствовать возникновению интереса к реализации воспитательной функции родителей;
- способствовать преодолению излишней эмоциональной дистанции родителей с ребенком;
- способствовать преодолению гиперопеки и инвалидизации ребенка, формированию установки на поощрение активности ребенка.
3. Технологическая компетенция:
- формировать у родителей навыки установления глазного, тактильного и речевого контактов;
- формировать способы поведения в различных ситуациях детско-родительского взаимодействия.
4. Коммуникативная компетенция:
- способствовать формированию направленности родителей на установление диалогических форм взаимодействия и общения с ребенком как с равным партнером.
5. Рефлексивная компетенция:
- способствовать формированию осознанного отношения к оценке условий семейного воспитания с точки зрения их соответствия особенностям ребенка.
Тема 1. Особый ребенок. Кто он?
Общие и специфические закономерности развития детей с нарушениями в развитии: единство социальных и биологических факторов в развитии ребенка; наличие кризисов и сензитивных периодов; нарушение всех видов деятельности; нарушение словесного опосредствования. Дефект и компенсация: теория дефекта Л.С. Выготского; теории биологической и социальной компенсации.
Приемы выявления отклонений в развитии, доступные родителям.
Значение различных видов чувствительности в жизни человека. Зависимость развития ребенка от степени сохранности различных видов чувствительности. Особенности познавательного развития ребенка с отклонениями в развитии, специфика развития различных видов деятельности. Эмоционально-личностное развитие особого ребенка: понятие, особенности эмоционально-личностного развития детей с отклонениями в развитии. Роль среды в развитии ребенка с отклонениями в развитии.
Роль речи в жизни человека; возможности восприятия речи детьми с различными отклонениями в развитии; особенности развития речи детей. Роль родителей в развитии речи детей с отклонениями в развитии. Развитие общения детей с отклонениями в развитии. Влияние недостаточности общения на личностное развитие детей.
Тема 2. Обычные родители особых детей
Понятие, структура, общая характеристика детско-родительских отношений. Понятие «нормальных» и «нарушенных» детско-родительских отношений. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на развитие ребенка. Правила общения с ребенком: безусловное принятие, правила вмешательства и невмешательства (Ю.Б. Гиппенрайтер), общение на равных, внешние средства.
Тактильный контакт. Понятие, характеристика, функции. Особенности тактильного контакта в семьях, воспитывающих детей с нарушениями слуха. Способы установления тактильного контакта. Визуальный контакт. Понятие, характеристика, особенности, способы установления. Голосовой контакт. Понятие, характеристика, особенности, способы установления.
Тема 3. Давай играть и учиться вместе…
Необходимость проведения коррекционно-развивающей работы с ребенком с отклонениями в развитии. Роль и возможности родителей в коррекционно-развивающей работе. Задачи воспитания и обучения особых детей, доступные решению в домашних условиях. Методы и приемы воспитания и обучения особых детей в домашних условиях.
Литература для специалиста:
1. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М., 2003.
2. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / М. Селигман, Р.Б. Дарлинг. – М., 2007.
3. Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин. – СПб., 2003.
4. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. – М., 1999.
5. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. – М., 2000.
Литература и сайты для родителей:
1. Гиппенрайтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрайтер. – М., 2005.
2. Самощенко, И.В. Глухой ребенок. Воспитание и обучение: опыт матери и сурдопедагога / И.В. Самощенко. – Донецк, 2003.
3. Смирнова, А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: пособие для родителей / А.Н. Смирнова. – М., 1967.
4. Солнцева, Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – М., 2004.
5. Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит... / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М., 1995.
6. www.defectolog.ru