Освобождение мышц 4 страница

«...Шустов старался исполнить то, что ему указывали, но ничего не мог придумать...»

— Если так (заключал педагог) постараемся подойти к разрешению задачи косвенным путем. Но для этого от­ветьте прежде, на что вы больше всего чувствительны в жизни? Что вас чаще всего волнует, пугает, радует? Спра­шиваю вас безотносительно к самой теме мечтания. Поняв вашу органическую природную склонность, нетрудно бу­дет подвести к ней уже созданный вымысел. Итак, возьмите одну из органических, наиболее типичных для вашей природы черт, свойств, интересов.

— Меня очень волнует всякая борьба.

— Вот что, в таком случае: неприятельский набег!.. Блестят копья на солнце, движутся метательные и стено­битные машины. Неприятель знает, что на вашу верхуш­ку (дуба) часто взбираются дозорные, чтобы следить за ним. Вас срубят и сожгут!

— Им это не удастся,— живо отозвался Шустов.— Ме­ня не выдадут, я нужен. Наши не дремлют. Они уже бегут сюда, а всадники скачут. Дозорные ежеминутно посылают к ним гонцов...

И далее воображение ученика вновь ярко стало рабо­тать, развертывая дальше всю линию действия.

Введенное педагогом магическое «если бы» (неприя­тельский набег, борьба) с учетом органической природы самого ученика активизировало воображение и действие.

А для этого нужны систематические упражнения по тренажу воображения, фантазии. Они должны показать ученикам, как создается материал и сами внутренние ви­дения роли. Надо помочь ученикам понять всю важность, значение видений внутреннего зрения.

Педагог не может себя ограничить примерами задач, отобранных им когда-то для той или иной группы. Наша молодежь — это новые люди. Их знания, эрудиция опреде­ляются не одной школой и количеством прочитанных книг. На их мировоззрение, культуру, их чувства воздействуют радио, кино, телевидение. Вот почему необходимо больше давать новых упражнений на развитие фантазии, вообра­жения — столь важного элемента в творчестве актера.

2. Педагог дает тему на групповое упражнение.

Одному из учеников предлагается начать рассказ. Он произносит одну фразу или даже одно слово, но в них должны быть отражены зрительные представления увиденных им видений. За ним второй ученик, повторив сло­ва, сказанные первым, добавляет свою фразу, но говорит ее только тогда, когда поймет и увидит картину. Так, на­пример, дается тема «Прорыв запруды в магистральном арыке». На одном из занятий группа так построила рас­сказ:

Первый (начал словами). Цветущий Туркестан...

Второй (повторяя сказанные слова и развивая линию сюжета, добавляет). Цветущий Туркестан... Магистраль­ный арык...

Остальные, добавляя каждый свое, включают все новые и новые кадры видений... Цветущий Туркестан-Магистральный арык... Прорыв запруды... Люди лопатами сбрасывают землю в бурный поток... Пять рослых парней своими телами образовали живую запруду... Но вода снова и снова расчищала себе путь... Поток клокотал... Он угро­жал размыть посевы... Появился человек, он прибежал из ближайшего аула с ломом в руках... Перебрался на другой берег арыка... Взмахом руки указал, чтобы все отошли... Человек взобрался на крутой обрыв, нависающий над ары­ком. Несколькими ударами лома он обрушил в арык ог­ромную земляную глыбу. Вода вспенилась и остановилась.

Так заканчивается групповой рассказ. Главное в этом упражнении непрерывность внутреннего вндения (у каждо­го свое) и логика событий.

Третий этап

ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОМОЩНИК ДЛЯ ОБНОВЛЕ­НИЯ ИЗНОСИВШЕГОСЯ, ИСТРЕПАННОГО

Воображение нужно актеру не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, износившееся. Это делается с помощью нового вымысла. Ведь в театре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не теряла своей свежести, трепет­ности — нужен новый вымысел воображения.

Упражнения.

Взять примеры из старых, выполненных учениками уп­ражнений на «если бы», предлагаемые обстоятельства, на офантазирование глаголов и предметов и по ним выстроить новые вымыслы. Потом дать каждому ученику выполнить данное упражнение.

Важно, чтобы ученики на практике поняли, как помога­ет новый вымысел освежить им старое, истрепанное.

Педагог, вызвав ученицу, предлагает ей вспомнить одно из упражнений, сделанное ею на прошлых занятиях, и на­делить его новым вымыслом воображения.

Ученица делает вновь упражнение на офантазирование предмета и глагола (телефон, собираться). Вводит в него новый вымысел и начинает действовать. Но не проделав и половины упражнения, вдруг останавливается, растерян­но посмотрев на педагога.

Педагог. В чем дело, что случилось, почему вы пре­рвали действие?

Ученица. Кто-то вышел из комнаты и стукнул две­рью, и это меня сбило... Я потеряла логику действий и не могу сосредоточиться и собраться с мыслями.

Педагог. Значит, у вас нет еще прочного, углублен­ного и стойкого внимания к объекту на сцене.

К. С. Станиславский говорил, что надо развивать особую технику, помогающую вцепиться в объект таким образом, чтобы затем уже сам объект, находящийся на сцене, от­влекал нас от того, что вне его.

ВНИМАНИЕ — ЭТО КА­ЛИТКА К ТВОРЧЕСТВУ, КО ВСЯКОМУ ЧУВСТВУ.

К. СТАНИСЛАВСКИЙ

Глава IV

СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ

Внимание у человека в жизни непроизвольно и непре­рывно. Это своеобразное приспособление его организма к наилучшему восприятию пли реагированию, сосредоточен­ности или действию.

В жизни мы часто можем видеть примеры такого вни­мания: гимнаста, работающего на трапеции под куполом цирка; инженера, прислушивающегося к пульсу работы турбины; капитана, вглядывающегося в точку, появившую­ся в дальних просторах моря; рабочего, выполняющего сложную операцию по обточке деталей, и т. д.

Внимание не только диктуется внешними обстоятельст­вами, но и на основе внутренних побуждений (решения сложных задач, чтения, рисования и т. д.).

Под влиянием жизненного опыта у человека вырабаты­вается или воспитывается длительность и устойчивость внимания. И если то или иное приспособление внимания становится привычным, тогда оно совершается автомати­чески.

Все те виды неавтоматизированного внимания пережи­ваются нами как психический процесс, при котором из ряда впечатлений, одновременно действующих на орга­низм, некоторые воспринимаются особенно отчетливо и ясно.

У каждого человека внимание бывает различно. Оно зависит от общих и чисто субъективных свойств человека и в какой-то степени от профессий и системы воспитания. В жизни нередко встречаются рассеянные люди с поверх­ностным, отрывистым, скользящим и неустойчивым внима­нием. Их взгляд мгновенно переходит с одного предмета

на другой. Есть люди, которые, наоборот, длительно сосре­доточивают свое внимание на одном, интересующем их предмете и с большим трудом переключают его на другие объекты.

В каждой сфере творческой деятельности человека нуж­но внимание, сосредоточенность мысли, чувства и цели­ком всего организма. Все это во многом зависит от воле­вых качеств человека.

Сценическое внимание должно быть произвольное, то есть находиться в зависимости от нашей воли, и так же, как в обычной жизни, непрерывное. Ведь в сценической деятельности встречается много различных обстоятельств, которые убивают сосредоточенность и вызывают рассеян­ность. Закулисная напряженная атмосфера перед спектак­лем, волнение публичного творчества, реакция зрительного зала, чувство ответственности перед коллективом театра, жажда успеха, чувство самолюбия, тщеславия и т. д.— все это влияет на внимание. А все, что отвлекает наше внима­ние и рассеивает его,— весьма опасно в нашем искусстве. В такие минуты творчество прекращается.

Чем же отличается сценическое внимание от внимания повседневной жизни человека?

«В жизни объекты возникают и привлекают ваше вни­мание,— говорил К. С. Станиславский,— сами собой, ес­тественно. Там мы отлично знаем, на кого и как надо смотреть в каждую минуту нашего существования. Но в театре не то,— в театре есть зрительный зал с черной дырой портала, которая мешает артисту жить нор­мально».

Внимание нужно актеру во все время нахождения на сцене. Надо быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание и во время пауз. Особого внима­ния требуют реплики партнера, так как в это время ак­тер как бы накапливает новые силы, новый материал для

своих переживаний роли, что дает возможность подходить к бессознательному, интуитивному творчеству, к миру человеческих чувств. Очень верно сказал К. С. Станислав­ский, что внимание — это калитка к творчеству, ко вся­кому чувству.

Изучение элемента сценического внимания должно проходить по четырем этапам:

Первый этап — развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости.

Второй этап — развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости.

Третий этап — многоплоскостное внимание.

Четвертый этап — внимание как средство добывания творческого материала.

Первый этап

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИ­МАНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Педагог прежде всего должен выработать у учеников навыки и уменье сосредоточивать свое внимание на дан­ном объекте. Научить их абстрагироваться от всех внеш­них раздражителей, рассеивающих его внимание, и осво­бождаться от мешающих условий творчества в присутст­вии публики. А для этого надо воспитать в каждом уче­нике важное качество произвольного внимания.

Необходимо также добиться, чтобы актер научился на публике по-настоящему смотреть и видеть, слушать и слышать. В обычной, повседневной жизни мы это делаем так легко и просто. Актеру приходится заново учиться ходить, сидеть, лежать, говорить и совершать те или иные жизненные действия. Эта учеба начинается с прак­тической проверки внимания на все органы чувств.

Раздел I. Объекты — точки внимания на все пять чувств

Каждый человек, предмет, на которых мы останав­ливаем наше внимание, называются объектами внима­ния.

Упражнения.

1. Педагог дает ученику какой-либо предмет и пред­лагает рассмотреть форму, цвет, его особенности и детали. Потом, прикрывая этот предмет, просит рассказать о нем вое, что он запомнил, что привлекло его внимание. После этого педагог вновь показывает предмет ученику, прове­ряя и сравнивая его рассказ с характеристикой реального предмета.

2. Дать ученикам рассмотреть на открытках изобра­женных на них людей, потом убрать открытки и предло­жить им на память рассказать увиденное.

3. Предложить ученикам внимательно рассмотреть сидящего рядом с ним соседа. Как он одет, какие цвета преобладают в его одежде, в какой позе он сидит.

4. Рассмотреть узор на портьерах, ковре, скатерти и т. д.— нарисовать по памяти этот узор.

В данных упражнениях педагог знакомит учеников с близким объектом — точкой, объясняя, что когда наше внимание рассеивается и нам нужно собрать его, то мы в эти моменты пользуемся близким объектом — точкой.

5. Рассмотреть предмет, находящийся на среднем рас­стоянии, и рассказать о нем. Это средний объект-точка.

6. Рассмотреть предмет, находящийся на дальнем рас­стоянии, и рассказать о нем. Это дальний объект-точка.

При исполнении данных упражнений педагог должен следить за тем, чтобы ученики смотрели по-настоящему, осмысленно, а не механически, формально. Нередко быва­ет и так, что ученик смотрит напряженным взглядом, не моргая. Напоминайте им о снятии излишнего на-

пряжения. Важно, чтобы ученики были по-настоящему внимательны, а не изображали внимание. Заставляйте их проверять себя и друг друга, замечать, где подлинное смот­рение на объект, а где ложное, показное.

Упражнения (на проверку внимания учеников на все пять органов чувств — зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное и на обоняние).

Упражнения (на зрительное внимание).

1. Рассмотреть находящихся учеников в комнате.

2. Осмотреть какой-нибудь предмет в комнате.

3. Рассмотреть художественные открытки и выполнить изображенные на них позы людей.

Открытки-репродукции можно давать не только с изо­бражением одного человека, но и групповые портреты. Их следует давать группе учеников. Вначале они распределя­ют между собой, кто какую фигуру должен рассматривать, а потом все вместе по открытке выполняют позы общей группы.

4. Составить из спичек какую-нибудь фигуру и пока­зать ученикам. Потом, закрыв изображенную фигуру, предложить им самим сделать из спичек такую же. Когда они закончат — сверить работу.

5. «Зеркало». Два ученика становятся один против другого. Один делает разные движения. Другой же, явля­ясь его «отражением», как бы «зеркалом», повторяет его движения. Если «смотрящийся» делает движение правой рукой, то повторяющий проделывает такое же движение левой (как отражение в зеркале).

6. «Тень». Один учение идет по комнате, делая различ­ные движения: останавливается, наклоняется, бежит, делает знаки приветствия встречным, зовет кого-нибудь, по­казывая это жестом руки, и т. д. В это время другой уче­ник, «тень», идет за ним, повторяет все его движения, все его действия в том же ритме, что и идущий впереди него.

7. Вызываются два ученика. Один, по своему усмотре­нию, исполняет три позы, внутренне их оправдывая. Вто­рой же внимательно наблюдает, мысленно повторяет эти движения, а потом исполняет сам все три позы в той оче­редности, в какой они были сделаны, найдя им также оп­равдание. Затем педагог проверяет найденное вторым оп­равдание и может предложить продолжить действие.

Во всех этих упражнениях надо занимать всю группу учеников и следить, чтобы каждый из них принимал ак­тивное участие. Исправлять ошибки, допущенные в уп­ражнениях, должны также сами ученики.

Упражнения (на слуховое внимание).

1. Послушать и запомнить звуки, которые прозвучали на улице, в комнате, в коридоре, а потом рассказать, что слышали.

2. По условной команде педагога ученики переключа­ются с одного объекта на другой: например, слушают то улицу, то коридор, потом опять улицу, комнату и т. д.

3. По доносящимся звукам, включив воображение и фантазию, нарисовать, воссоздать жизнь улицы, коридора, комнаты.

4. Одну группу учеников посадить на стулья, лицом к стене. Позади же их поставить другую группу и предло­жить им вести разговор между собой, шаркать ногами, хлопать в ладоши, ронять карандаши, монету и т. д. Потом заставить сидящих учеников подробно перечис­лить все, что они слышали: какие звуки, слова, фразы.

В данных упражнениях необходимо следить, чтобы уче­ники слушали, а не делали вид, что слушают. Ну, а если у некоторых будут моменты излишнего напряжения, то их следует немедленно устранять.

Упражнения (на осязательное внимание).

1. Ощупать пальцами спинку стула и рассказать о форме, деталях, рисунке украшения спинки.

2. Найти поверхностные повреждения (изъяны) на столе.

3. Определить знак и достоинства денежной монеты.

4. Определить буквы, наколотые булавкой на бумаге.

5. Попробовать отделить пальцами одной руки один волосок из пряди волос.

6. Нащупать под газетой иголку, лежащую на столе.

7. Определить на ощупь, что за предметы лежат на столе под скатертью.

8. Нащупать ногой спрятанный ключ на полу под ковром.

9. Нащупать ногой изъяны на паркетном полу. Все эти упражнения проводятся, не глядя на объект. В это время педагог должен следить, чтобы не было чрез­мерных напряжений в пальцах, руках и ногах. Упражнения (внимание на обоняние). Предлагая определить запах, надо следить, чтобы уче­ники нюхали без лишнего напряжения, подчеркивая это внешне — смотрите, как я нюхаю.

1. Понюхать коробку (духи), лежащую на столе.

2. Понюхать сверток (яблоки или другое), лежащий на столе.

3. Понюхать, не пахнет ли в комнате горящей резиной, не загорелись ли электропровода?

4. Понюхать и ощутить запах пудры, лежащей в су­мочке.

5. Понюхать папиросы, сигареты разных сортов и оп­ределить разницу или сходство между ними. Понюхать цветы и определить запах.

6. Понюхать и определить, какими духами надушены три носовых платка.

7. Понюхать портфель, сумочку.

Упражнения (на вкусовое внимание).

Данные упражнения выполняются как домашнее задание. Педагог конкретно указывает объекты внимания и предлагает проверить вкус лимона, яблока, жареного мя­са, картофеля, селедки, свеклы, колбасы, творога и т. д.

Групповые упражнения на общее внимание.

Проделаем несколько практических упражнений на вы­работку специальных чувств коллективности.

По первому хлопку встаньте; по второму — возьми­те свой стул; по третьему — идите со стульями по кругу друг за другом, сохраняя одинаковую дистанцию. Все вре­мя слушайте команду педагога, который будет то ускорять, то замедлять темп движения. По команде педагога «стой» должны остановиться и стоять, пока не будет следующей команды «пошли». Это первая часть упражнения. И далее педагог после очередного «стоп» говорит: «Сели друг против друга в две шеренги» и хлопает в ладоши. Вот тут очень важно, чтобы ученики не натыкались друг на друга, не задевали товарищей стульями, выстраиваясь в две ше­ренги (одни направо, другие налево). По второму хлопку ученики ставят перед собой стул. По третьему хлопку все обходят стул с правой стороны и садятся на него. Эти уп­ражнения должны проходить тихо, без суеты.

И далее педагог объясняет ученикам следующие упраж­нения:

2. По первому хлопку встаньте со стула. По второму хлопку берите в руки стул. По третьему хлопку меняйтесь местами с соседом, стоящим напротив вас.

3. То же самое по счету: на раз — встаете и берете стул; на десять — ставите свой стул на место соседа — сумейте распределиться во времени и пространстве.

4. По определенному счету меняйте расположение по­ставленных стульев: то кругом, то полукругом, то цепоч­кой, то прямоугольником и т. д. Все время действуя бес­шумно и точно, распределяясь во времени и пространстве.

5. По первому хлопку встаете и берете свой стул;

по второму хлопку начинаете ходить со стульями в разных направлениях, все время меняя эти направления. Следите, чтобы не задевать соседей стульями. По третьему хлопку ставите стул на прежнее место и садитесь.

6. «Вороны и воробьи». Вызвать 12—16 учеников, раз­делить их на две группы. Одной дать название «воробьи», а другой — «вороны». Объяснить условия игры: если будут названы «воробьи», то они должны убегать, а вторая груп­па, «вороны», будут ловить, и наоборот. Поставить группы спиной друг к другу. Ведущий объявляет: «Приготовить­ся!» Потом медленно произносит, растягивая по слогам, «во-ро- (пауза)- бьи!» или «во-ро-(пауза )-ны!» Это упраж­нение развивает не только внимание, но и выдержку.

7. В этом упражнении участвует вся группа. Первый ученик называет какой-нибудь предмет, например «стол». Второй ученик повторяет названный предмет и добавляет к нему новый предмет — стол, диван. И так все по очереди, друг за другом повторяют и добавляют названия предмета. Тот ученик, который не сумел перечислить всех предметов, названных до него, объявляет себя проигравшим и выхо­дит из игры. Данное упражнение развивает не только вни­мание, но и память.

8. «Пишущая машинка». Педагог распределяет между учениками все буквы алфавита (в зависимости от состава группы, некоторым ученикам может быть дана не одна, а две-три буквы). Затем педагог предлагает какую-либо известную фразу, пословицу, строки из басни или из сти­хов. Так, например, строки А. Пушкина:

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя.

По строкам Пушкина ученик, которому при раздаче алфавита досталась буква «б», хлопает в ладоши, за ним хлопает тот, у которого буква «у» и т. д.— до конца слова.

Интервалы между словами отмечает вся группа — учени­ки стучат ногами об пол, а в конце строчки — встают.

В этом упражнении очень важно, чтобы ученик, повто­ряя мысленно всю фразу по буквам, вовремя вступил со своим хлопком, не нарушая общего темпа, в котором про­хлопывается фраза. Темп упражнения дает педагог. Так же надо следить, чтобы хлопки по своей звучности были одинаковы. Для разнообразия буквы можно обозначать поднятием рук или вставанием. Можно также всех учени­ков разбить на две группы, раздав каждой буквы всего алфавита. Одна группа будет выхлопывать первую стро­ку — «Буря мглою небо кроет», другая же вторую стро­ку — «Вихри снежные крутя». А после упражнений педа­гог отмечает успехи и ошибки каждой группы.

9. «Цифровая машинка». Разделить всех учеников на двр-три группы с таким расчетом, чтобы в каждой группе было не более 9 человек. Ученикам всех групп раздаются цифры 1—9. Ученики должны запомнить, что цифры раз­ряда единиц отмечаются хлопком, цифра десятков — уда­ром ноги, цифры сотен — поднятием руки. Так, например, педагог называет цифру «2». Ученик, которому дана эта цифра, отмечает ее хлопком. Называется цифра «27» — ученик, получивший цифру «2», топает ногой, а «7» — делает хлопок. Так как имеется несколько групп, то педа­гог, объявляя число, сначала называет номер группы. На­пример: первая группа —79; вторая группа —65; третья— 18 и т. д. Если же названо только число без указания груп­пы, то его никто не должен отмечать.

Для оживления и повышения активности педагог мо-жен устроить соревнование между группами.

10. «Арифмометр». Педагог вызывает 15 человек уче­ников и рассаживает их полукругом. Десяти ученикам раз­дает цифры от 0 до 9; пяти—знаки: плюс, минус, знак умножения, знак деления и знак равенства. Далее педагог

или назначенный педагогом ученик-ведущий говорит:

«14+6=» и хлопает (хлопок ведущего означает—начинайте). После маленькой паузы встают сначала десятки, потом единицы, вслед за ними «плюс», делает хлопок, пос­ле хлопка встает «цифра» 6, далее знак равенства делает два хлопка, и вслед за ним встают «цифры» 2, потом 0. Как правило, при исполнении данных упражнений не все вни­мательны.

Педагог, как бы подводя итог данных упражнений, ука­зывает, что и здесь учащиеся, за некоторым исключением, не могли выполнить точно задание, особенно при выпол­нении упражнения «Арифмометр»: забывали вставать, когда называли их цифру, десятки вставали раньше еди­ниц, «знаки» забывали хлопать и т. д. Это говорит о том, что внимание не собрано, все время рассеивается, отвле­кается.

11. Выгородить часть комнаты. Расставить мебель и предметы. Вызвать двух-трех учеников, предложить им, осмотрев эту часть комнаты, запомнить в ней всю обста­новку. После этого удалить их из комнаты. В их отсутст­вие изменить расположение предметов. Затем пригласить учеников опять в комнату и предложить отметить проис­шедшие изменения и исправить их.

12. Разложить на столе несколько предметов: книгу, карандаши, записную книжку, расческу, зеркало, ключ и т. д. Вызвать к столу человек пять-шесть и предложить им внимательно рассмотреть расположение этих предметов. Потом удалить их из комнаты (или поставить к столу спи­ной). И тогда другая группа, числом по количеству разло­женных предметов, быстро меняет расположение предме­тов на столе. Затем первой группе предлагается восстано­вить прежнее расположение предметов, при этом исправле­ния делаются не всеми учениками. Вначале педагог вызы­вает одного. Когда он сделает все исправления, тогда вызывается второй, третий и т. д. Вторая же группа учеников следит за точностью действий, давая оценку «принимаю» или не «принимаю». Это упражнение требует внимания, вы­держки и дисциплины.

13. Разделить учеников на три равные группы. Одна из них будет объектом внимания, другая как бы контроле­ром, а третья станет фиксировать свое внимание на дейст­виях первой группы.

Исходное положение этого упражнения таково. Первая группа садится па стулья полукругом в середи­не комнаты. Вторая группа—котролеры—стоит за сту­льями, каждый ученик за товарищем, сидящим на стуле.

А третья группа находится в ожидании задания педа­гога. Педагог раздает ученикам первой группы какие-ли­бо предметы {журналы, галстук, папиросы, цветы, пись­мо, газеты, шляпу и т. п.) и предлагает им внимательно рассматривать свой предмет в любой позе и положении. А потом по «хлопку» педагога они должны остановиться, застыть в том положении, в котором застанет их хлопок.

После хлопка, когда сидящие на стульях приняли со­ответствующие позы, педагог предлагает третьей группе рассмотреть сидящих, запомнить их позы и т. д. Затем эта группа удаляется па время из комнаты или встает к сте­не лицом. А вторая группа — контролеры — вносит изме­нения в позы сидящих. Можно изменить и самый предмет, детали его, поменяться одеждой и даже одному ученику вообще выйти, прихватив с собой стул.

Третья группа должна определить происшедшие изме­нения. Ученики третьей группы начинают перечислять их, а вторая группа — контролеры — дает оценку верности замеченных перестановок, произнося: «правильно» или «неправильно».

14. «Отстающее движение». Выстроить учеников в два ряда, поставив их друг против друга. Предложить им рассчитаться по порядку номеров, но в шахматном строе:

первый ученик — первый, стоящий напротив него — вто­рой, стоящий рядом с первым — третий, а напротив треть­его — четвертый и т. д.

В той же последовательности совершают они и все действия: первый делает какое-нибудь движение, напри­мер поднимает правую руку кверху. В это время осталь­ные стоят неподвижно. Первый производит следующее дви­жение (например, приседает), а второй в этот момент по­вторяет его первое движение, то есть поднимает правую руку кверху. Первый делает третье движение (например, бросок копья), второй приседает, а третий поднимает руку. Когда третий начинает второе движение, вступает четвер­тый — он делает первое движение (поднимает правую руку кверху) и т. д.

При исполнении этого сложного упражнения необходи­мо сохранять порядок, тишину и организованность. Очень важно, чтобы первый ученик делал такие упражнения, ко­торые были бы понятны всем и находились в поле зрения его партнера.

Раздел II. Круги внимания

В предыдущих упражнениях мы знакомили учеников с объектами внимания в виде точек. Но когда в поле зре­ния появляется несколько предметов или несколько точек, то, естественно, расширяется и круг внимания.

Круг внимания представляет собой пространство, пло­щадь, заключающую в себе множество отдельных, само­стоятельных объектов, ограниченную линиями самих пред­метов. Взгляд перескакивает с одного предмета на другой, но не выходит из границ, очерченных кругом внимания. Круги внимания бывают: малый, средний, большой.

Упражнения (на крути внимания вне нас и когда мы в центре круга).

1. Круги внимания вне нас.

а) Положить на стол несколько предметов. Предложить каждому ученику рассмотреть один из этих предметов и, отвернувшись от стола, рассказать о предмете, который он рассматривал. При этом педагог напоминает ученикам, что предмет, который они рассматривали,— это объект-точка.

б) Тот же стол с предметами. Предложить каждому ученику рассмотреть на столе все предметы и рассказать о них, о их особенностях — это малый круг внимания.

в) Рассмотреть часть комнаты с находящимся в ней столом (обязательно наметить границы обзора комнаты) и рассказать, что в ней увидели,— средний круг внимания.

г) Рассмотреть всю комнату и рассказать о том, что вы в ней увидели, какие предметы,— большой круг вни­мания.

2. Круги внимания, когда мы в центре круга.

а) Посадить на стулья двух учеников и предложить им внимательно рассмотреть друг друга, сравнивая одеж­ду у партнера со своей,— малый круг внимания.

б) К двум ученикам, сидящим на стульях, подсадить еще шесть-восемь человек и предложить каждому рассмот­реть всех, включая и себя. Установить, какой цвет преоб­ладает в одежде собравшихся,— средний круг внимания.

в) Посадить на стулья всех учеников и предложить рассмотреть (включая себя, кто в какой позе сидит,— большой круг внимания.

Время рассматривания объектов и кругов внимания с каждым разом надо сокращать. Сначала на рассматрива­ние надо установить время по счету 1—2—З...— 30, доводить его минимально до 1—5, что важно для тренировки более обостренного внимания.

Упражнения (на собирание и удержание внима­ния при помощи сужения и расширения кругов внима­ния).

Когда внимание актера рассеялось, что довольно часто случается на сцене, необходимо ограничить площадь сво­его внимания до предела среднего круга. Если это не помо­гает, то надо продолжать сужать круг внимания до преде­лов малого круга. Если же и это не помогает, то следует обратиться к помощи объекта-точки, а удержав свое вни­мание на ней, возвратиться в малый круг, а потом и в средний круг внимания.

1. В учебной комнате педагог намечает большой, сред­ний и малый круги внимания, например одна из стен ком­наты и стоящие около нее предметы — это большой круг;

шкаф, стоящий у этой стены,— средний круг; одна же из полок этого шкафа — малый круг, а какой-то предмет, лежащий на этой полке,— объект-точка.

На этих примерах и подобных им надо заставлять уче­ников практически сужать и расширять круги своего вни­мания.

2. Предложить каждому ученику наметить себе грани­цы кругов внимания (большого, среднего, малого), а по­том расширять и сужать их.

Педагогу следует давать больше практических упраж­нений, чтобы выработать у учеников механический навык перехода от малого круга (или объекта-точки) к большому кругу, и наоборот. Не бойтесь на первых порах чисто ме­ханической тренировки — «муштры».

Раздел 111. Развитие стойкости внимания

Внимание к объекту в искусстве должно быть чрезвы­чайно стойким. Искусство не нуждается в скоропреходя­щем, скользящем, поверхностном, обрывчатом внимании.

Наши рекомендации