Освобождение мышц 4 страница
«...Шустов старался исполнить то, что ему указывали, но ничего не мог придумать...»
— Если так (заключал педагог) постараемся подойти к разрешению задачи косвенным путем. Но для этого ответьте прежде, на что вы больше всего чувствительны в жизни? Что вас чаще всего волнует, пугает, радует? Спрашиваю вас безотносительно к самой теме мечтания. Поняв вашу органическую природную склонность, нетрудно будет подвести к ней уже созданный вымысел. Итак, возьмите одну из органических, наиболее типичных для вашей природы черт, свойств, интересов.
— Меня очень волнует всякая борьба.
— Вот что, в таком случае: неприятельский набег!.. Блестят копья на солнце, движутся метательные и стенобитные машины. Неприятель знает, что на вашу верхушку (дуба) часто взбираются дозорные, чтобы следить за ним. Вас срубят и сожгут!
— Им это не удастся,— живо отозвался Шустов.— Меня не выдадут, я нужен. Наши не дремлют. Они уже бегут сюда, а всадники скачут. Дозорные ежеминутно посылают к ним гонцов...
И далее воображение ученика вновь ярко стало работать, развертывая дальше всю линию действия.
Введенное педагогом магическое «если бы» (неприятельский набег, борьба) с учетом органической природы самого ученика активизировало воображение и действие.
А для этого нужны систематические упражнения по тренажу воображения, фантазии. Они должны показать ученикам, как создается материал и сами внутренние видения роли. Надо помочь ученикам понять всю важность, значение видений внутреннего зрения.
Педагог не может себя ограничить примерами задач, отобранных им когда-то для той или иной группы. Наша молодежь — это новые люди. Их знания, эрудиция определяются не одной школой и количеством прочитанных книг. На их мировоззрение, культуру, их чувства воздействуют радио, кино, телевидение. Вот почему необходимо больше давать новых упражнений на развитие фантазии, воображения — столь важного элемента в творчестве актера.
2. Педагог дает тему на групповое упражнение.
Одному из учеников предлагается начать рассказ. Он произносит одну фразу или даже одно слово, но в них должны быть отражены зрительные представления увиденных им видений. За ним второй ученик, повторив слова, сказанные первым, добавляет свою фразу, но говорит ее только тогда, когда поймет и увидит картину. Так, например, дается тема «Прорыв запруды в магистральном арыке». На одном из занятий группа так построила рассказ:
Первый (начал словами). Цветущий Туркестан...
Второй (повторяя сказанные слова и развивая линию сюжета, добавляет). Цветущий Туркестан... Магистральный арык...
Остальные, добавляя каждый свое, включают все новые и новые кадры видений... Цветущий Туркестан-Магистральный арык... Прорыв запруды... Люди лопатами сбрасывают землю в бурный поток... Пять рослых парней своими телами образовали живую запруду... Но вода снова и снова расчищала себе путь... Поток клокотал... Он угрожал размыть посевы... Появился человек, он прибежал из ближайшего аула с ломом в руках... Перебрался на другой берег арыка... Взмахом руки указал, чтобы все отошли... Человек взобрался на крутой обрыв, нависающий над арыком. Несколькими ударами лома он обрушил в арык огромную земляную глыбу. Вода вспенилась и остановилась.
Так заканчивается групповой рассказ. Главное в этом упражнении непрерывность внутреннего вндения (у каждого свое) и логика событий.
Третий этап
ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОМОЩНИК ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ИЗНОСИВШЕГОСЯ, ИСТРЕПАННОГО
Воображение нужно актеру не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, износившееся. Это делается с помощью нового вымысла. Ведь в театре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не теряла своей свежести, трепетности — нужен новый вымысел воображения.
Упражнения.
Взять примеры из старых, выполненных учениками упражнений на «если бы», предлагаемые обстоятельства, на офантазирование глаголов и предметов и по ним выстроить новые вымыслы. Потом дать каждому ученику выполнить данное упражнение.
Важно, чтобы ученики на практике поняли, как помогает новый вымысел освежить им старое, истрепанное.
Педагог, вызвав ученицу, предлагает ей вспомнить одно из упражнений, сделанное ею на прошлых занятиях, и наделить его новым вымыслом воображения.
Ученица делает вновь упражнение на офантазирование предмета и глагола (телефон, собираться). Вводит в него новый вымысел и начинает действовать. Но не проделав и половины упражнения, вдруг останавливается, растерянно посмотрев на педагога.
Педагог. В чем дело, что случилось, почему вы прервали действие?
Ученица. Кто-то вышел из комнаты и стукнул дверью, и это меня сбило... Я потеряла логику действий и не могу сосредоточиться и собраться с мыслями.
Педагог. Значит, у вас нет еще прочного, углубленного и стойкого внимания к объекту на сцене.
К. С. Станиславский говорил, что надо развивать особую технику, помогающую вцепиться в объект таким образом, чтобы затем уже сам объект, находящийся на сцене, отвлекал нас от того, что вне его.
ВНИМАНИЕ — ЭТО КАЛИТКА К ТВОРЧЕСТВУ, КО ВСЯКОМУ ЧУВСТВУ.
К. СТАНИСЛАВСКИЙ
Глава IV
СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ
Внимание у человека в жизни непроизвольно и непрерывно. Это своеобразное приспособление его организма к наилучшему восприятию пли реагированию, сосредоточенности или действию.
В жизни мы часто можем видеть примеры такого внимания: гимнаста, работающего на трапеции под куполом цирка; инженера, прислушивающегося к пульсу работы турбины; капитана, вглядывающегося в точку, появившуюся в дальних просторах моря; рабочего, выполняющего сложную операцию по обточке деталей, и т. д.
Внимание не только диктуется внешними обстоятельствами, но и на основе внутренних побуждений (решения сложных задач, чтения, рисования и т. д.).
Под влиянием жизненного опыта у человека вырабатывается или воспитывается длительность и устойчивость внимания. И если то или иное приспособление внимания становится привычным, тогда оно совершается автоматически.
Все те виды неавтоматизированного внимания переживаются нами как психический процесс, при котором из ряда впечатлений, одновременно действующих на организм, некоторые воспринимаются особенно отчетливо и ясно.
У каждого человека внимание бывает различно. Оно зависит от общих и чисто субъективных свойств человека и в какой-то степени от профессий и системы воспитания. В жизни нередко встречаются рассеянные люди с поверхностным, отрывистым, скользящим и неустойчивым вниманием. Их взгляд мгновенно переходит с одного предмета
на другой. Есть люди, которые, наоборот, длительно сосредоточивают свое внимание на одном, интересующем их предмете и с большим трудом переключают его на другие объекты.
В каждой сфере творческой деятельности человека нужно внимание, сосредоточенность мысли, чувства и целиком всего организма. Все это во многом зависит от волевых качеств человека.
Сценическое внимание должно быть произвольное, то есть находиться в зависимости от нашей воли, и так же, как в обычной жизни, непрерывное. Ведь в сценической деятельности встречается много различных обстоятельств, которые убивают сосредоточенность и вызывают рассеянность. Закулисная напряженная атмосфера перед спектаклем, волнение публичного творчества, реакция зрительного зала, чувство ответственности перед коллективом театра, жажда успеха, чувство самолюбия, тщеславия и т. д.— все это влияет на внимание. А все, что отвлекает наше внимание и рассеивает его,— весьма опасно в нашем искусстве. В такие минуты творчество прекращается.
Чем же отличается сценическое внимание от внимания повседневной жизни человека?
«В жизни объекты возникают и привлекают ваше внимание,— говорил К. С. Станиславский,— сами собой, естественно. Там мы отлично знаем, на кого и как надо смотреть в каждую минуту нашего существования. Но в театре не то,— в театре есть зрительный зал с черной дырой портала, которая мешает артисту жить нормально».
Внимание нужно актеру во все время нахождения на сцене. Надо быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание и во время пауз. Особого внимания требуют реплики партнера, так как в это время актер как бы накапливает новые силы, новый материал для
своих переживаний роли, что дает возможность подходить к бессознательному, интуитивному творчеству, к миру человеческих чувств. Очень верно сказал К. С. Станиславский, что внимание — это калитка к творчеству, ко всякому чувству.
Изучение элемента сценического внимания должно проходить по четырем этапам:
Первый этап — развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости.
Второй этап — развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости.
Третий этап — многоплоскостное внимание.
Четвертый этап — внимание как средство добывания творческого материала.
Первый этап
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
Педагог прежде всего должен выработать у учеников навыки и уменье сосредоточивать свое внимание на данном объекте. Научить их абстрагироваться от всех внешних раздражителей, рассеивающих его внимание, и освобождаться от мешающих условий творчества в присутствии публики. А для этого надо воспитать в каждом ученике важное качество произвольного внимания.
Необходимо также добиться, чтобы актер научился на публике по-настоящему смотреть и видеть, слушать и слышать. В обычной, повседневной жизни мы это делаем так легко и просто. Актеру приходится заново учиться ходить, сидеть, лежать, говорить и совершать те или иные жизненные действия. Эта учеба начинается с практической проверки внимания на все органы чувств.
Раздел I. Объекты — точки внимания на все пять чувств
Каждый человек, предмет, на которых мы останавливаем наше внимание, называются объектами внимания.
Упражнения.
1. Педагог дает ученику какой-либо предмет и предлагает рассмотреть форму, цвет, его особенности и детали. Потом, прикрывая этот предмет, просит рассказать о нем вое, что он запомнил, что привлекло его внимание. После этого педагог вновь показывает предмет ученику, проверяя и сравнивая его рассказ с характеристикой реального предмета.
2. Дать ученикам рассмотреть на открытках изображенных на них людей, потом убрать открытки и предложить им на память рассказать увиденное.
3. Предложить ученикам внимательно рассмотреть сидящего рядом с ним соседа. Как он одет, какие цвета преобладают в его одежде, в какой позе он сидит.
4. Рассмотреть узор на портьерах, ковре, скатерти и т. д.— нарисовать по памяти этот узор.
В данных упражнениях педагог знакомит учеников с близким объектом — точкой, объясняя, что когда наше внимание рассеивается и нам нужно собрать его, то мы в эти моменты пользуемся близким объектом — точкой.
5. Рассмотреть предмет, находящийся на среднем расстоянии, и рассказать о нем. Это средний объект-точка.
6. Рассмотреть предмет, находящийся на дальнем расстоянии, и рассказать о нем. Это дальний объект-точка.
При исполнении данных упражнений педагог должен следить за тем, чтобы ученики смотрели по-настоящему, осмысленно, а не механически, формально. Нередко бывает и так, что ученик смотрит напряженным взглядом, не моргая. Напоминайте им о снятии излишнего на-
пряжения. Важно, чтобы ученики были по-настоящему внимательны, а не изображали внимание. Заставляйте их проверять себя и друг друга, замечать, где подлинное смотрение на объект, а где ложное, показное.
Упражнения (на проверку внимания учеников на все пять органов чувств — зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное и на обоняние).
Упражнения (на зрительное внимание).
1. Рассмотреть находящихся учеников в комнате.
2. Осмотреть какой-нибудь предмет в комнате.
3. Рассмотреть художественные открытки и выполнить изображенные на них позы людей.
Открытки-репродукции можно давать не только с изображением одного человека, но и групповые портреты. Их следует давать группе учеников. Вначале они распределяют между собой, кто какую фигуру должен рассматривать, а потом все вместе по открытке выполняют позы общей группы.
4. Составить из спичек какую-нибудь фигуру и показать ученикам. Потом, закрыв изображенную фигуру, предложить им самим сделать из спичек такую же. Когда они закончат — сверить работу.
5. «Зеркало». Два ученика становятся один против другого. Один делает разные движения. Другой же, являясь его «отражением», как бы «зеркалом», повторяет его движения. Если «смотрящийся» делает движение правой рукой, то повторяющий проделывает такое же движение левой (как отражение в зеркале).
6. «Тень». Один учение идет по комнате, делая различные движения: останавливается, наклоняется, бежит, делает знаки приветствия встречным, зовет кого-нибудь, показывая это жестом руки, и т. д. В это время другой ученик, «тень», идет за ним, повторяет все его движения, все его действия в том же ритме, что и идущий впереди него.
7. Вызываются два ученика. Один, по своему усмотрению, исполняет три позы, внутренне их оправдывая. Второй же внимательно наблюдает, мысленно повторяет эти движения, а потом исполняет сам все три позы в той очередности, в какой они были сделаны, найдя им также оправдание. Затем педагог проверяет найденное вторым оправдание и может предложить продолжить действие.
Во всех этих упражнениях надо занимать всю группу учеников и следить, чтобы каждый из них принимал активное участие. Исправлять ошибки, допущенные в упражнениях, должны также сами ученики.
Упражнения (на слуховое внимание).
1. Послушать и запомнить звуки, которые прозвучали на улице, в комнате, в коридоре, а потом рассказать, что слышали.
2. По условной команде педагога ученики переключаются с одного объекта на другой: например, слушают то улицу, то коридор, потом опять улицу, комнату и т. д.
3. По доносящимся звукам, включив воображение и фантазию, нарисовать, воссоздать жизнь улицы, коридора, комнаты.
4. Одну группу учеников посадить на стулья, лицом к стене. Позади же их поставить другую группу и предложить им вести разговор между собой, шаркать ногами, хлопать в ладоши, ронять карандаши, монету и т. д. Потом заставить сидящих учеников подробно перечислить все, что они слышали: какие звуки, слова, фразы.
В данных упражнениях необходимо следить, чтобы ученики слушали, а не делали вид, что слушают. Ну, а если у некоторых будут моменты излишнего напряжения, то их следует немедленно устранять.
Упражнения (на осязательное внимание).
1. Ощупать пальцами спинку стула и рассказать о форме, деталях, рисунке украшения спинки.
2. Найти поверхностные повреждения (изъяны) на столе.
3. Определить знак и достоинства денежной монеты.
4. Определить буквы, наколотые булавкой на бумаге.
5. Попробовать отделить пальцами одной руки один волосок из пряди волос.
6. Нащупать под газетой иголку, лежащую на столе.
7. Определить на ощупь, что за предметы лежат на столе под скатертью.
8. Нащупать ногой спрятанный ключ на полу под ковром.
9. Нащупать ногой изъяны на паркетном полу. Все эти упражнения проводятся, не глядя на объект. В это время педагог должен следить, чтобы не было чрезмерных напряжений в пальцах, руках и ногах. Упражнения (внимание на обоняние). Предлагая определить запах, надо следить, чтобы ученики нюхали без лишнего напряжения, подчеркивая это внешне — смотрите, как я нюхаю.
1. Понюхать коробку (духи), лежащую на столе.
2. Понюхать сверток (яблоки или другое), лежащий на столе.
3. Понюхать, не пахнет ли в комнате горящей резиной, не загорелись ли электропровода?
4. Понюхать и ощутить запах пудры, лежащей в сумочке.
5. Понюхать папиросы, сигареты разных сортов и определить разницу или сходство между ними. Понюхать цветы и определить запах.
6. Понюхать и определить, какими духами надушены три носовых платка.
7. Понюхать портфель, сумочку.
Упражнения (на вкусовое внимание).
Данные упражнения выполняются как домашнее задание. Педагог конкретно указывает объекты внимания и предлагает проверить вкус лимона, яблока, жареного мяса, картофеля, селедки, свеклы, колбасы, творога и т. д.
Групповые упражнения на общее внимание.
Проделаем несколько практических упражнений на выработку специальных чувств коллективности.
По первому хлопку встаньте; по второму — возьмите свой стул; по третьему — идите со стульями по кругу друг за другом, сохраняя одинаковую дистанцию. Все время слушайте команду педагога, который будет то ускорять, то замедлять темп движения. По команде педагога «стой» должны остановиться и стоять, пока не будет следующей команды «пошли». Это первая часть упражнения. И далее педагог после очередного «стоп» говорит: «Сели друг против друга в две шеренги» и хлопает в ладоши. Вот тут очень важно, чтобы ученики не натыкались друг на друга, не задевали товарищей стульями, выстраиваясь в две шеренги (одни направо, другие налево). По второму хлопку ученики ставят перед собой стул. По третьему хлопку все обходят стул с правой стороны и садятся на него. Эти упражнения должны проходить тихо, без суеты.
И далее педагог объясняет ученикам следующие упражнения:
2. По первому хлопку встаньте со стула. По второму хлопку берите в руки стул. По третьему хлопку меняйтесь местами с соседом, стоящим напротив вас.
3. То же самое по счету: на раз — встаете и берете стул; на десять — ставите свой стул на место соседа — сумейте распределиться во времени и пространстве.
4. По определенному счету меняйте расположение поставленных стульев: то кругом, то полукругом, то цепочкой, то прямоугольником и т. д. Все время действуя бесшумно и точно, распределяясь во времени и пространстве.
5. По первому хлопку встаете и берете свой стул;
по второму хлопку начинаете ходить со стульями в разных направлениях, все время меняя эти направления. Следите, чтобы не задевать соседей стульями. По третьему хлопку ставите стул на прежнее место и садитесь.
6. «Вороны и воробьи». Вызвать 12—16 учеников, разделить их на две группы. Одной дать название «воробьи», а другой — «вороны». Объяснить условия игры: если будут названы «воробьи», то они должны убегать, а вторая группа, «вороны», будут ловить, и наоборот. Поставить группы спиной друг к другу. Ведущий объявляет: «Приготовиться!» Потом медленно произносит, растягивая по слогам, «во-ро- (пауза)- бьи!» или «во-ро-(пауза )-ны!» Это упражнение развивает не только внимание, но и выдержку.
7. В этом упражнении участвует вся группа. Первый ученик называет какой-нибудь предмет, например «стол». Второй ученик повторяет названный предмет и добавляет к нему новый предмет — стол, диван. И так все по очереди, друг за другом повторяют и добавляют названия предмета. Тот ученик, который не сумел перечислить всех предметов, названных до него, объявляет себя проигравшим и выходит из игры. Данное упражнение развивает не только внимание, но и память.
8. «Пишущая машинка». Педагог распределяет между учениками все буквы алфавита (в зависимости от состава группы, некоторым ученикам может быть дана не одна, а две-три буквы). Затем педагог предлагает какую-либо известную фразу, пословицу, строки из басни или из стихов. Так, например, строки А. Пушкина:
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя.
По строкам Пушкина ученик, которому при раздаче алфавита досталась буква «б», хлопает в ладоши, за ним хлопает тот, у которого буква «у» и т. д.— до конца слова.
Интервалы между словами отмечает вся группа — ученики стучат ногами об пол, а в конце строчки — встают.
В этом упражнении очень важно, чтобы ученик, повторяя мысленно всю фразу по буквам, вовремя вступил со своим хлопком, не нарушая общего темпа, в котором прохлопывается фраза. Темп упражнения дает педагог. Так же надо следить, чтобы хлопки по своей звучности были одинаковы. Для разнообразия буквы можно обозначать поднятием рук или вставанием. Можно также всех учеников разбить на две группы, раздав каждой буквы всего алфавита. Одна группа будет выхлопывать первую строку — «Буря мглою небо кроет», другая же вторую строку — «Вихри снежные крутя». А после упражнений педагог отмечает успехи и ошибки каждой группы.
9. «Цифровая машинка». Разделить всех учеников на двр-три группы с таким расчетом, чтобы в каждой группе было не более 9 человек. Ученикам всех групп раздаются цифры 1—9. Ученики должны запомнить, что цифры разряда единиц отмечаются хлопком, цифра десятков — ударом ноги, цифры сотен — поднятием руки. Так, например, педагог называет цифру «2». Ученик, которому дана эта цифра, отмечает ее хлопком. Называется цифра «27» — ученик, получивший цифру «2», топает ногой, а «7» — делает хлопок. Так как имеется несколько групп, то педагог, объявляя число, сначала называет номер группы. Например: первая группа —79; вторая группа —65; третья— 18 и т. д. Если же названо только число без указания группы, то его никто не должен отмечать.
Для оживления и повышения активности педагог мо-жен устроить соревнование между группами.
10. «Арифмометр». Педагог вызывает 15 человек учеников и рассаживает их полукругом. Десяти ученикам раздает цифры от 0 до 9; пяти—знаки: плюс, минус, знак умножения, знак деления и знак равенства. Далее педагог
или назначенный педагогом ученик-ведущий говорит:
«14+6=» и хлопает (хлопок ведущего означает—начинайте). После маленькой паузы встают сначала десятки, потом единицы, вслед за ними «плюс», делает хлопок, после хлопка встает «цифра» 6, далее знак равенства делает два хлопка, и вслед за ним встают «цифры» 2, потом 0. Как правило, при исполнении данных упражнений не все внимательны.
Педагог, как бы подводя итог данных упражнений, указывает, что и здесь учащиеся, за некоторым исключением, не могли выполнить точно задание, особенно при выполнении упражнения «Арифмометр»: забывали вставать, когда называли их цифру, десятки вставали раньше единиц, «знаки» забывали хлопать и т. д. Это говорит о том, что внимание не собрано, все время рассеивается, отвлекается.
11. Выгородить часть комнаты. Расставить мебель и предметы. Вызвать двух-трех учеников, предложить им, осмотрев эту часть комнаты, запомнить в ней всю обстановку. После этого удалить их из комнаты. В их отсутствие изменить расположение предметов. Затем пригласить учеников опять в комнату и предложить отметить происшедшие изменения и исправить их.
12. Разложить на столе несколько предметов: книгу, карандаши, записную книжку, расческу, зеркало, ключ и т. д. Вызвать к столу человек пять-шесть и предложить им внимательно рассмотреть расположение этих предметов. Потом удалить их из комнаты (или поставить к столу спиной). И тогда другая группа, числом по количеству разложенных предметов, быстро меняет расположение предметов на столе. Затем первой группе предлагается восстановить прежнее расположение предметов, при этом исправления делаются не всеми учениками. Вначале педагог вызывает одного. Когда он сделает все исправления, тогда вызывается второй, третий и т. д. Вторая же группа учеников следит за точностью действий, давая оценку «принимаю» или не «принимаю». Это упражнение требует внимания, выдержки и дисциплины.
13. Разделить учеников на три равные группы. Одна из них будет объектом внимания, другая как бы контролером, а третья станет фиксировать свое внимание на действиях первой группы.
Исходное положение этого упражнения таково. Первая группа садится па стулья полукругом в середине комнаты. Вторая группа—котролеры—стоит за стульями, каждый ученик за товарищем, сидящим на стуле.
А третья группа находится в ожидании задания педагога. Педагог раздает ученикам первой группы какие-либо предметы {журналы, галстук, папиросы, цветы, письмо, газеты, шляпу и т. п.) и предлагает им внимательно рассматривать свой предмет в любой позе и положении. А потом по «хлопку» педагога они должны остановиться, застыть в том положении, в котором застанет их хлопок.
После хлопка, когда сидящие на стульях приняли соответствующие позы, педагог предлагает третьей группе рассмотреть сидящих, запомнить их позы и т. д. Затем эта группа удаляется па время из комнаты или встает к стене лицом. А вторая группа — контролеры — вносит изменения в позы сидящих. Можно изменить и самый предмет, детали его, поменяться одеждой и даже одному ученику вообще выйти, прихватив с собой стул.
Третья группа должна определить происшедшие изменения. Ученики третьей группы начинают перечислять их, а вторая группа — контролеры — дает оценку верности замеченных перестановок, произнося: «правильно» или «неправильно».
14. «Отстающее движение». Выстроить учеников в два ряда, поставив их друг против друга. Предложить им рассчитаться по порядку номеров, но в шахматном строе:
первый ученик — первый, стоящий напротив него — второй, стоящий рядом с первым — третий, а напротив третьего — четвертый и т. д.
В той же последовательности совершают они и все действия: первый делает какое-нибудь движение, например поднимает правую руку кверху. В это время остальные стоят неподвижно. Первый производит следующее движение (например, приседает), а второй в этот момент повторяет его первое движение, то есть поднимает правую руку кверху. Первый делает третье движение (например, бросок копья), второй приседает, а третий поднимает руку. Когда третий начинает второе движение, вступает четвертый — он делает первое движение (поднимает правую руку кверху) и т. д.
При исполнении этого сложного упражнения необходимо сохранять порядок, тишину и организованность. Очень важно, чтобы первый ученик делал такие упражнения, которые были бы понятны всем и находились в поле зрения его партнера.
Раздел II. Круги внимания
В предыдущих упражнениях мы знакомили учеников с объектами внимания в виде точек. Но когда в поле зрения появляется несколько предметов или несколько точек, то, естественно, расширяется и круг внимания.
Круг внимания представляет собой пространство, площадь, заключающую в себе множество отдельных, самостоятельных объектов, ограниченную линиями самих предметов. Взгляд перескакивает с одного предмета на другой, но не выходит из границ, очерченных кругом внимания. Круги внимания бывают: малый, средний, большой.
Упражнения (на крути внимания вне нас и когда мы в центре круга).
1. Круги внимания вне нас.
а) Положить на стол несколько предметов. Предложить каждому ученику рассмотреть один из этих предметов и, отвернувшись от стола, рассказать о предмете, который он рассматривал. При этом педагог напоминает ученикам, что предмет, который они рассматривали,— это объект-точка.
б) Тот же стол с предметами. Предложить каждому ученику рассмотреть на столе все предметы и рассказать о них, о их особенностях — это малый круг внимания.
в) Рассмотреть часть комнаты с находящимся в ней столом (обязательно наметить границы обзора комнаты) и рассказать, что в ней увидели,— средний круг внимания.
г) Рассмотреть всю комнату и рассказать о том, что вы в ней увидели, какие предметы,— большой круг внимания.
2. Круги внимания, когда мы в центре круга.
а) Посадить на стулья двух учеников и предложить им внимательно рассмотреть друг друга, сравнивая одежду у партнера со своей,— малый круг внимания.
б) К двум ученикам, сидящим на стульях, подсадить еще шесть-восемь человек и предложить каждому рассмотреть всех, включая и себя. Установить, какой цвет преобладает в одежде собравшихся,— средний круг внимания.
в) Посадить на стулья всех учеников и предложить рассмотреть (включая себя, кто в какой позе сидит,— большой круг внимания.
Время рассматривания объектов и кругов внимания с каждым разом надо сокращать. Сначала на рассматривание надо установить время по счету 1—2—З...— 30, доводить его минимально до 1—5, что важно для тренировки более обостренного внимания.
Упражнения (на собирание и удержание внимания при помощи сужения и расширения кругов внимания).
Когда внимание актера рассеялось, что довольно часто случается на сцене, необходимо ограничить площадь своего внимания до предела среднего круга. Если это не помогает, то надо продолжать сужать круг внимания до пределов малого круга. Если же и это не помогает, то следует обратиться к помощи объекта-точки, а удержав свое внимание на ней, возвратиться в малый круг, а потом и в средний круг внимания.
1. В учебной комнате педагог намечает большой, средний и малый круги внимания, например одна из стен комнаты и стоящие около нее предметы — это большой круг;
шкаф, стоящий у этой стены,— средний круг; одна же из полок этого шкафа — малый круг, а какой-то предмет, лежащий на этой полке,— объект-точка.
На этих примерах и подобных им надо заставлять учеников практически сужать и расширять круги своего внимания.
2. Предложить каждому ученику наметить себе границы кругов внимания (большого, среднего, малого), а потом расширять и сужать их.
Педагогу следует давать больше практических упражнений, чтобы выработать у учеников механический навык перехода от малого круга (или объекта-точки) к большому кругу, и наоборот. Не бойтесь на первых порах чисто механической тренировки — «муштры».
Раздел 111. Развитие стойкости внимания
Внимание к объекту в искусстве должно быть чрезвычайно стойким. Искусство не нуждается в скоропреходящем, скользящем, поверхностном, обрывчатом внимании.