Обобщающий рассказ педагога по картине «Птичий двор». 7 страница
2-й ребенок. Высокий.
3-й ребенок. Красивый.
Логопед. Молодцы! Как вы дружно работали! Вот поэтому дом такой красивый! Давайте похлопаем себе!
3. Рассматривание картины и беседа по ней.[Развитие зрительного внимания. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.]
Логопед приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят полукругом перед мольбертом. На мольберте картина «Мы строим дом».
Логопед. А теперь давайте рассмотрим картину «Мы строим дом». Кого вы видите на ней? Начните ответ со слова «мы».
Дети. Мы видим детей.
Логопед. Что они делают? Начните ответ со слова «они».
Дети. Они строят дом.
Логопед. Малыши в детском саду построили дом из кубиков. Какой дом у них получился?
1-й ребенок. Большой.
2-й ребенок. Красивый.
3-й ребенок. Высокий.
4-й ребенок. Разноцветный.
Логопед. Какая крыша у домика?
Дети. Синяя.
Логопед. Правильно. У дома синяя крыша. А сколько окон м домике? Начните ответ со слов «в домике».
Дети. В домике два окна.
Логопед. Верно. В домике два окна и одна дверь. Вот какой красивый дом, как у нас с вами! Дом получается таким красивым, потому что дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим, как дети строят дом. Посмотрите на мальчика в синем комбинезоне и белой рубашке. Он привез кубики в большом оранжевом грузовике. Мальчик сидит на полу рядом с грузовиком. Наверное, он сейчас будет выгружать кубики. Расскажите про мальчика в полосатых шортах и пестрой рубашке!
1-й ребенок. Он сидит на полу.
2-й ребенок. У него красный подъемный кран.
3-й ребенок. Мальчик поднимает синий кубик.
Логопед. Молодцы! Очень хорошо рассказали. Светловолосый мальчик сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Теперь посмотрите на девочку. Что она делает?
1-й ребенок. Она стоит за домиком.
2-й ребенок. У нее мишка.
3-й ребенок. Она посадила мишку на домик.
4-й ребенок. Мишка будет жить в домике.
Логопед. Хорошо! Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает на домик большого коричневого мишку. А что делает мальчик в красных брюках?
1-й ребенок. Он везет грузовик.
2-й ребенок. В грузовике кубики.
Логопед. Верно. Мальчик в красных брюках и белой рубашке везет грузовик. У грузовика черная кабина и желтый кузов. Что вы видите на картине слева?
1-йребенок. Там стоит шкаф.
2-й ребенок. В шкафу лежат игры. Логопед. А что находится за детьми? 1-йребенок. Там окно.
2-й ребенок. На окне цветок.
Логопед. Посмотрите, какая уютная группа у малышей. Светлая, просторная. На стене висит картинка, на окне — нарядные шторы. Хорошо малышам в детском саду!
4. Упражнение «Строим дом».[Координация речи с движением. Развитие чувства ритма. Закрепление умений подниматься на носки и приседать без опоры.]
Логопед предлагает детям встать со стульчиков, немного отдохнуть и вспомнить упражнение «Вот какой красивый дом!»
Раз, два, три, четыре, пять, | Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо. |
Будем строить и играть. | Ритмично выполняют приседания. |
Дом большой, высокий строим, | Встают на носочки и тянутся руками вверх. |
Окна ставим, крышу кроем. | Выполняют прыжки на месте. |
Вот какой красивый дом! | Указательным жестом вытягивают руки вперед. |
Будет жить в нем старый гном. | Приседают. |
5. Рассказ логопеда по картине.[Формирование целостного впечатления об изображенном на картине.]
Логопед усаживает детей на стульчики, предлагает им еще раз посмотреть на картину и послушать рассказ. Можно предложить детям рассказывать вместе со взрослым.
Мы строим дом
Пришли дети утром в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика. В грузовики они погрузили разноцветные кубики.
У них получается очень красивый высокий дом. В домике два окна и одна дверь.
Темноволосый мальчик в синем комбинезоне и белой рубашке привез кубики в большом оранжевом грузовике. Он сидит на полу рядом с грузовиком и, наверное, будет сейчас выгружать кубики. Светловолосый мальчик в полосатых шортах тоже сидит на полу.
У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает на домик большого коричневого мишку. А мальчик в красных брюках и белой рубашке везет к дому свой грузовик с кубиками. У грузовика черная кабина и желтый кузов.
Дети строят дом все вместе, дружно. Детям хорошо в детском саду!
6. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]
Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка, отмечает, что дети работали дружно, все вместе, поэтому у них все получилось. Можно выяснить, что детям особенно понравилось на занятии и на картине.
Занятие 4
Коррекционно-образовательные цели.Расширение представлений об игрушках и частях, из которых они состоят; совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Коррекционно-развивающие цели.Активизация речевой деятельности. Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, осязания, слухового внимания.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование.Тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, флажки по числу детей, семафоры с изображениями пароходика, мешочек с игрушками, пособие «Кресло и мячик», «Играйка-собирайка»[22], наклейки, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа.Чтение рассказа С. Воронина «Настоящий тигр».
Ход занятия
1. Организационный момент.[Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.
Логопед. Я разрешу сесть тому, кто сможет назвать ласково своих соседей. Например, Вову можно назвать Вовочкой или Вовиком, а Катю — Катенькой или Катюшей.
Дети произносят ласкательные имена товарищей и садятся.
1-й ребенок. Настенька и Ванечка.
2-й ребенок, Сашенька и Дашенька.
3-й ребенок. Ванюша и Настюша.
4-й ребенок. Сашуля и Дашуля.
Логопед. Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.
2. Игра «Играйка-собирайка».[Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса и тонкой моторики. Формирование умения собирать плоскостную игрушку по образцу.]
Логопед достает конверты с деталями игрушек и предметные картинки, помещает предметные картинки на коврограф.
Логопед. Что вы видите на картинках?
Дети. Это игрушки.
Логопед. Какие это игрушки?
Дети. Машина и мишка.
Логопед. Для чего они нужны?
Дети. С ними можно играть.
Логопед. Как вы играете с машиной?
1-й ребенок. Катаем.
2-й ребенок. Нагружаем.
3-й ребенок. Возим.
4-й ребенок. Чиним.
Логопед. А как вы играете с мишкой?
1-й ребенок. Кормим.
2-й ребенок. Катаем.
3-й ребенок. Гуляем.
4 и ребенок. Лечим.
Логопед. А сейчас я предлагаю вам по-другому поиграть с ними игрушками. Вы соберете их из частей. Мальчики соберут грузовую машину, а девочки соберут мишку. Внимательно посмотрите па картинки. Ваши игрушки должны получиться точно такими же.
Дети подходят к коврографу и собирают игрушки из деталей. Детали крепятся к наборному полотну с помощью «липучек».
Логопед. Вот какие молодцы! Одновременно собрали игрушки! Дружно работали! А теперь расскажите, из каких деталей вы их собирали. Что есть у мишки, девочки?
1-я девочка. Голова.
2-я девочка. Животик. Логопед. Это туловище.
1-я девочка. Туловище.
2-я девочка. Лапы.
Логопед. Ваш мишка точно такой же, как на картинке? Дети. Нет.
Логопед. Чего не хватает? Дети. Пуговиц.
Логопед. Вот пуговицы. Прикрепите их. Какая пуговица слева, какая — справа?
1-я девочка. Желтая пуговица слева.
2-я девочка. Голубая пуговица справа. Логопед. Молодцы, девочки! Послушайте стихотворение о вашем мишке.
Вот нарядный толстый мишка
В красных шелковых штанишках.
Вот живот. Вот голова.
Много лап, а уха два.
Аналогично проводится работа с мальчиками, которые собрали грузовик. Логопед читает стихотворение о грузовике:
Я машину собираю.
Это кузов, точно знаю.
Тут колеса, там кабина.
Вот машина так машина!
Если дети не устали и проявляют к заданиям интерес, можно провести игру, развивающую слуховое внимание и навыки ориентировки на плоскости.
Логопед. Вы уложили кубики в кузов так, как показано на картинке, а теперь давайте попробуем по-другому расположить кубики в кузове. Слушайте мои задания.
3. Слуховой диктант.[Развитие слухового внимания. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Закрепление цветовосприятия и цветоразличения.]
Логопед убирает кубики из кузова и закрепляет их рядом с машиной на ковролине.
Логопед. Возьми самый большой кубик, Настя. Какого он цвета?
Дети. Он красный.
Логопед. Положи красный кубик в кузов справа от кабины. А теперь нужно взять зеленый кубик и положить его на красный. Кто хочет это сделать? Справа от красного кубика следует положить кубик такого же размера. Какого он цвета?
Дети. Он желтый.
Логопед. Правильно? А какого размера оставшийся кубик?
Дети. Он маленький.
Логопед. А какого цвета маленький кубик?
Дети. Он синий.
Логопед. Верно! Нужно положить синий маленький кубик на желтый кубик. Кто хочет это сделать? Молодцы! Вы выполнили мои задания. Похлопайте себе!
4. Подвижная игра «Мячик».(Повторение, с. 97.) [Координация речи с движением, развитие общей моторики.]
Логопед приглашает детей на ковер и выполняет с ними уже знакомое упражнение.
5. Работа в тетради№1. [Развитие тонкой моторики. Совершенствование навыков работы с карандашом.]
Логопед приглашает детей к столу, раздает им открытые на с. И тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.
Логопед. Что нарисовано на новой страничке в вашей тетради?
Дети. Это мяч.
Логопед. Правильно. Давайте обведем мяч по точкам простым карандашом. А теперь раскрасьте мяч так, чтобы синий и красный цвета чередовались.
Дети выполняют задание, логопед следит за их посадкой и оказывает необходимую помощь.
Логопед. Вот какие красивые у вас мячи! Расскажите о них.
Дети. Они большие, разноцветные.
Логопед. А теперь каждый из вас может нарисовать рядом с большим мячом маленький мячик и раскрасить его можно так, как захочется.
Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь.
Логопед. Отлично! Все очень хорошо раскрасили мячи. Выберите и наклейте новые наклейки на тетради. (Выкладывает на стол несколько самоклеящихся картинок, из которых дети выбирают для себя одну.)
6. Игра «Чудесный мешочек».[Развитие связной речи, уточнение и активизация словаря. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики, памяти.]
Логопед достает мешочек с небольшими игрушками и кладет его на стол.
Логопед. Вот уже знакомый вам чудесный мешочек. В нем лежат игрушки. Сейчас вы по очереди будете опускать руку в мешочек, нащупывать там игрушку, ощупывать ее и рассказывать нам, что это за игрушка, какая она.
Ребенок (опускает руку в мешочек). Это пирамидка. Она деревянная, гладкая, твердая.
Логопед. Ну, доставай свою игрушку. Посмотрим, отгадал ли ты.
Ребенок вынимает игрушку и показывает ее.
Логопед. Правильно! Это пирамидка. Что ты еще можешь сказать о ней?
Ребенок. Она разноцветная.
Логопед кладет игрушку обратно в мешок. Так далее выполняют задание все дети.
7. Общая артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]
По приглашению логопеда дети проходят к зеркалу, садятся на стульчики. Логопед напоминает им, как нужно сесть, положить руки на колени. Далее выполняются 3—4 любых упражнения из отработанных ранее. Каждое упражнение выполняется по 2—3 раза. Детям предоставляется возможность отдохнуть после каждого упражнения. В качестве зрительной опоры используются игрушки.
8. Упражнение «Разноцветные флажки».[Развитие фонематического слуха, формирование умения выделять звук в ряду звуков, слогов, слов.]
Логопед предлагает детям встать в ряд и раздает им флажки.
Логопед. А теперь поиграем с флажками. Я буду говорить, а вы будете поднимать флажок, если услышите звук [у].
У, о, и, у, а, э, у, ы, у, а; ум, оп, ут, ин, ук; умный, осень, утка, удить, уши.
Логопед медленно и выразительно произносит звуки, а затем слова, а дети, услышав звук [у], поднимают флажки.
9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось. Положительно оценивается деятельность каждого ребенка.
Ноябрь, 1-я неделя
Тема «Одежда»
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели.Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда, уточнение и расширение словаря по теме (одежда, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, рукав, карман, надевать, снимать, нарядный, широкий, узкий, шире, уже, больше, меньше). Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе).
Коррекционно-развивающие цели.Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование.Тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки с изображениями одежды[23], мяч, флажки двух цветов по числу детей, грецкий орех и игрушечная лошадка для выполнения артикуляционной гимнастики, массажные мячики, наклейки.
Предварительная работа.Разучивание пальчиковой гимнастики «Гномики-прачки», экскурсия с родителями в магазин детской одежды, рассматривание одежды, материалов, из которых она сшита, деталей одежды; индивидуальная работа логопеда с детьми для обучения выполнению упражнения №2 — дыхательной гимнастики.
Ход занятия
1. Организационный момент.[Развитие речевого слуха, закрепление знания основных цветов.]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.
Логопед. Сначала сядет девочка в нарядном красном платьице, потом может сесть мальчик в синем костюмчике, затем — девочка в зеленом сарафанчике.
Названные дети садятся.
Логопед. Ау тебя какая рубашка, Вадик?
Вадик. Желтая рубашка.
Логопед. Правильно. Садись, Вадик. (Обращается ко всем детям.) Какие вы сегодня нарядные! Ваши мамы приготовили вам сегодня такую красивую одежду! Вот об одежде мы сегодня и поговорим на занятии. Вы узнаете, как называются некоторые детали одежды, какой бывает одежда. Я предлагаю вам поиграть в магазин.
2. Игра «В магазине».[Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Формирование навыков общения.]
Логопед расставляет на наборном полотне предметные картинки с изображениями одежды.
Логопед. Я буду продавцом в магазине, буду продавать вам одежду. А вы будете покупателями. Я буду спрашивать вас: «Что вы хотите купить?» Вы начинайте свой ответ со слов «я хочу купить». Чтобы купить одежду, вы должны подробно рассказать о том, какая она. Кто будет первым покупателем? Что вы хотите купить?
1-й ребенок. Я хочу купить платье. Оно желтое, красивое, с кармашками.
Логопед. Вот ваша покупка. Пожалуйста. (Отдает ребенку предметную карточку.)
1-й ребенок. Спасибо. (Кладет карточку на стол.) Логопед. А что вы хотите купить?
2-й ребенок. Я хочу купить куртку.
Логопед. Какая она?
2-й ребенок. Она красная, теплая, с капюшоном.
Логопед. Возьмите вашу покупку. (Отдает ребенку предметную карточку.)
2-й ребенок. Спасибо. (Кладет карточку на стол.)
Таким образом логопед организует диалог с каждым из детей.
Логопед. Молодцы! Вы были очень хорошими покупателями, и мне понравилось играть с вами в магазин.
3. Игра «Четвертый лишний».[Развитие диалогической речи, зрительного внимания.]
Логопед собирает со стола предметные картинки, которые дети получили во время предыдущей игры, и ставит их на наборное полотно.
Логопед. Что вы видите на этих картинках?
Дети. Куртку, платье, комбинезон, пальто.
Логопед. Как вы думаете, а какая картинка лишняя? Вспомните, в какое время года носят одежду, изображенную на картинках. Это вам поможет.
Дети. Лишнее платье.
Логопед. Почему?
Дети. Оно летнее.
Логопед. А остальную одежду когда носят?
Дети. Осенью.
Логопед. Какую одежду носят осенью?
Дети. Теплую.
Логопед. Почему?
Дети. Осенью холодно.
Логопед. Верно. Молодцы! Похлопайте себе!
4. Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки».[Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]
Логопед предлагает детям пройти на ковер и сделать палъчиковую гимнастику.
Жили-были в домике Маленькие гномики: | Сжимают и разжимают кулачки. |
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. | Загибают пальчики, начиная с больших. |
Раз, два, три, четыре, пять, | Разгибают пальчики, начиная с больших. |
Стали гномики стирать: | Трут кулачки друг о друга. |
Токи — рубашки, Пики — платочки, Лики — штанишки, Чики — носочки. Мики умница был, Всем водичку носил. | Загибают пальчики, начиная с больших. |
После выполнения гимнастики логопед просит детей потянуться и показать, какие они высокие.
5. Упражнение с массажными мячиками.[Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений.]
Логопед раздает детям массажные мячики.
Логопед. Посмотрите, какие интересные мячики-ежики я принесла вам сегодня. Расскажите, какие они.
Дети. Разноцветные, колючие, резиновые.
Логопед. Эти мячики помогут нам делать массаж ладоней и пальцев. Зажмите мячик между ладонями и покатайте его. Вот так. (Показывает движение ладоней с мячиком.)
Дети выполняют движения по показу логопеда.
Логопед. Теперь возьмите мячик кончиками пальцев обеих рук и покрутите его, как будто он бежит вперед. Вот так. (Движения выполняются по часовой стрелке. Логопед собирает мячики.)
6. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]
По приглашению логопеда дети проходят к зеркалу, садятся на стульчики. Логопед напоминает им, как нужно сесть, положить руки на колени.
Логопед. Посмотрите-ка, что у меня есть. (Показывает детям грецкий орех.)
Дети. Это орешек.
Логопед. Правильно. Это грецкий орех. Он поможет нам научиться делать упражнение «Орешек». Закрываем рот и упираем кончик языка то в левую, то в правую щеку, как будто катаем орешек из-за одной щеки за другую. (Показывает движения.)
Упражнение выполняется 3—4 раза. После каждого выполнения дети отдыхают.
Логопед. Какие вы молодцы! Отлично сделали упражнение. А еще одно упражнение нам поможет сделать вот кто. (Достает лошадку.)
Дети. Это лошадка.
Логопед. Вы слышали, как лошадка цокает копытами? Давайте попробуем поцокать язычками так же. Широко открываем рот, присасываем широкий язычок к нёбу, щелкаем и роняем язычок.
Упражнение выполняется 3—4 раза. Детям предоставляется возможность отдохнуть после каждого выполнения.
7. Упражнение «Разноцветные флажки».[Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков [а]—[у] в ряду звуков.]
Логопед раздает детям флажки двух цветов и предлагает встать в шеренгу лицом к нему.
Логопед. Сейчас я буду произносить звуки, а вы будете внимательно слушать и поднимать красный флажок, если услышите звук [а], и синий — если услышите звук [у]. Слушайте: а, у, и, о, у, а, у, ы, э, а, у.
Логопед медленно и отчетливо произносит звуки, а дети, услышав нужный звук, поднимают флажок.
8. Игра с мячом «Один — много».[Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).]
Логопед предлагает детям встать в кружок и поиграть в мяч.
Логопед. Давайте поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть один из предметов одежды, а вы, поймав мяч, назовете несколько таких предметов одежды и бросите мяч мне. Например: шапка — шапки. Давайте попробуем поиграть (Бросает мяч первому ребенку.) Кофта.
1-й ребенок. Кофты. Логопед. Рубашка.
2-й ребенок. Рубашки. Логопед. Носок.
3-й ребенок. Носки. Логопед. Сарафан.
4-й ребенок. Сарафаны.
Логопед. Отлично! Похлопайте себе и возвращайтесь за стол.
9. Работа в тетради№1. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами и напоминает, как нужно правильно сесть.
Логопед. Что нарисовано у вас в тетради на страничке слева?
Дети. Свитер и шарф.
Логопед. Правильно. Сегодня мы украсим узором свитер и раскрасим его. Возьмите простые карандаши и продолжите узор на свитере.
Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь.
Логопед. Теперь возьмите красный карандаш и раскрасьте воротник, манжеты и резинку на поясе. Покажите пальчиком, что вы будете раскрашивать. Как называются эти детали?
Дети. Воротник, манжеты, резинка на поясе.
Дети выполняют задание.
Логопед. Теперь синим карандашом раскрасьте верхнюю полоску на свитере и на рукавах. Что вы раскрашиваете?
Дети. Полоску на свитере и рукавах.
Дети выполняют задание.
Логопед. Полоску, на которой вы нарисовали узор, будем раскрашивать желтым карандашом. Покажите, что вы будете раскрашивать желтым карандашом.
Дети. Вот эту полоску с узором.
Дети выполняют задание.
Логопед. Следующую полоску на свитере и руках мы снова раскрасим синим карандашом. Покажите, что вы будете сейчас раскрашивать.
Дети. Вот эту полоску на свитере и рукавах. (Раскрашивают.)
Логопед. У нас осталась нераскрашенной одна полоска. Каким карандашом ее лучше раскрасить?
Дети. Желтым.
Логопед. Раскрашивайте.
Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу. Можно предложить детям выбрать самую аккуратную работу и подарить всем по наклепке на тетрадь.
10. Дыхательная гимнастика. Упражнение 2. [Диафрагмальное дыхание стоя. Воспитание диафрагмального дыхания.]
Логопед ставит детей к стене так., чтобы дети касались ее затылком, спиной и пятками.
Логопед. Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох носом так, чтобы воздух попал в животик и животик надулся. А потом выдохнете воздух через рот так, чтобы животик сдулся.
Упражнение проводится не более 3—4 раз, чтобы не спровоцировать возникновения головокружения у детей.
11. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось. Можно предложить детям оценить работу друг друга.
Занятие 2
Коррекционно-образовательные цели.Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Уточнение и расширение словаря. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Коррекционно-развивающие цели.Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового внимания, темпа и ритма речи.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование.Предметные картинки с изображениями одежды, мяч, игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики, «Играйка-собирайка», синий и желтый флажки на каждого ребенка.
Предварительная работа.Разучивание пальчиковой гимнастики «Аленка-маленка».
Ход занятия
1. Организационный момент.[Развитие зрительного внимания, закрепление умения отличать одежду для теплого и холодного времени года.]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, просит детей встать возле стульчиков. На столе перед детьми лежат предметные картинки.
Логопед. Сначала сядут те дети, у которых на картинках нарисована одежда для прогулок холодной осенью, потом сядут те дети, у которых на картинках нарисована одежда для прогулок жарким летом.
2. Игра «Алешка»[24]. [Расширение и уточнение словаря (рубашка, трусы, брюки, носки). Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Совершенствование грамматического строя речи (образование форм родительного и винительного падежей имен существительных).]
Логопед помещает на коврограф картинку с изображением Алешки.
Логопед. Кого вы видите на картинке? Начните со слов «мы видим».
Дети. Мы видим мальчика.
Логопед. Его зовут Алешка. Расскажите, как он одет. Начните со слов «у него».
1-йребенок. У него желтая рубашка.
2-й ребенок. У него синие брюки.
3-й ребенок. У него красные сапожки. Логопед. Он собирается на прогулку. (Помещает на наборное полотно плоскостное изображение мальчика без верхней одежды.) Этот Алешка тоже собирается на прогулку. Давайте поможем ему одеться. Посмотрите, чего у него нет? Дети. У него нет брюк и сапожек.
Логопед помещает на полотно плоскостные изображения брюк и сапожек, которые снабжены «липучками». Логопед. Послушайте стихотворение.
Одеваем малыша,
Одеваем не спеша.
Вот штанишки и сапожки
Для малышки, для Алешки.
Логопед. Что ты наденешь на Алешку, Настя? Начни со слов «я надену».
Настя. Я надену Алешке брюки.
Логопед. А ты что ему наденешь, Даша?
Даша. Я надену Алешке сапожки.
Логопед. Что еще нужно надеть на Алешку, чтобы он отправился на прогулку? Подумайте, какая одежда нужна для прогулки осенью.
Дети называют недостающие предметы одежды, а логопед «одевает Алешку».
3-й ребенок. Ему нужен теплый свитер.
4-й ребенок. Ему нужна толстая куртка.
1-й ребенок. Алешке нужна вязаная шапка.
2-й ребенок. Алешке нужен вязаный шарф.
Логопед. Молодцы! Помогли Алешке собраться на прогулку. А сами пойдем поиграем в мяч.
3. Игра «Большой — маленький».[Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Логопед предлагает детям встать в кружок и берет мяч.
Логопед. Сейчас я буду бросать вам мяч и называть ту одежду, которую мы надевали на Алешку. А вы будете ловить мяч, называть эту же одежду ласково и возвращать мяч мне. (Бросает мяч первому ребенку.) Брюки.
Дети. Брючки.
Логопед. Свитер.
Дети. Свитерок.
Логопед. Куртка.
Дети. Курточка.
Логопед. Шапка.
Дети. Шапочка.
Логопед. Шарф.
Дети. Шарфик.
Логопед. Рубашка.
Дети. Рубашечка.
Логопед. Трусы.
Дети. Трусики.
Логопед. Носки.