Методические подходы к разработке модельных характеристик подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов
Методологическую основу моделирования в спорте составляет количественная оценка различных параметров исходного, промежуточного и конечного состояния спортсмена на пути к достижению планируемого спортивного результата, детерминирующая принятие управленческих решений на разных этапах подготовки на основе сопоставления реальных и прогнозируемых характеристик состояния атлета. То есть соревновательная деятельность является основным элементом спортивной активности и предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.
Чёткие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:
· · определения общей стратегии подготовки – выбора средств, методов тренировки, параметров соревновательных и тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов;
· · объективизации спортивного результата в конкретном соревновании - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудач;
· · внесения своевременных коррекций в планы подготовки;
· · повышения эффективности технической подготовки, в частности, в выборе тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;
· · моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний.
Многие специалисты рекомендуют использовать различные подходы для разработки модельных характеристик. По мнению В.Н. Платонова (1986), в процессе моделирования необходимо:
1. Изучить вопросы, для решения которых могут быть использованы модели, выяснить пути их применения и возможные ограничения.
2. Определить степень детализации модели, т.е. число параметров, включаемых в модель, характер связи между ними и виды управляющих воздействий на систему.
3. Определить продолжительность времени моделирования, которое должно быть достаточно для того, чтобы успели проявиться все характерные признаки данного явления (В.В. Петровский, 1978).
В частности, при разработке модельных характеристик соревновательной деятельности и подготовленности необходимо ориентироваться на показатели, характеризующие качества и способности, подлежащие направленному совершенствованию средствами педагогического воздействия. Так как многие локальные способности организма спортсмена недоступны для направленного совершенствования методами и средствами, которыми в настоящее время располагает тренер, то введение показателей, характеризующих эти способности, не только не приносит реальной пользы, но даже усложняет модель и не позволяет реализовать по отношению к ее параметрам весь управленческий цикл, включающий наряду с модельными характеристиками методы и средства совершенствования различных качеств и способностей систему распределения их во времени контроль и коррекцию. Указанные модели должны быть настолько сложны, чтобы обеспечивать возможность дифференцировать оценки и последующего совершенствования всех компонентов соревновательной деятельности и подготовленности. Однако эта мера сложности не должна превышать определенных границ, что сделало бы малореальным процесс управления отдельными компонентами входящих в момент.
При разработке модельных характеристик подготовленности и соревновательной деятельности рекомендуется выражать их количественно, конкретизировать применительно не только к виду спорта и его отдельной дисциплине, но и к конкретному спортсмену. Следует также предусматривать необходимую вариативность отдельных параметров в зависимости от состояния организма спортсмена в различных стадиях соревновательной деятельности или в различных структурных образованиях тренировочного процесса. Однако учет всех факторов при разработке модельных характеристик не может подменить четких рекомендаций, касающихся методологии разработки конкретных количественных показателей. Эта методология делает лишь первые шаги и не может удовлетворить реальные запросы спортивной практики (В.Н. Платонов, 1986). Сложности касаются, прежде всего, разработки количественных показателей, характерных для заданного уровня спортивного мастерства. По существу, в настоящее время можно выделить три различных подхода к этому вопросу:
1. Простое усреднение данных ведущих спортсменов с указанием индивидуальных различий или диапазона возможных колебаний. При описании особенностей соревновательной деятельности прибегают к усреднению показателей работоспособности спортсменов на различных участках дистанции. Это противоречит представлениям о многообразии тактических вариантов преодоления дистанции, которые определяются индивидуально для каждого спортсмена в зависимости от особенностей его подготовленности и условий соревнований;
2. Изучение значительной совокупности спортсменов различной квалификации, установлением зависимости между уровнем спортивного мастерства и динамикой изменений того или иного показателя, последующей экстраполяцией полученных данных до уровня заданного результата;
3. Получение жестких количественных параметров. Суть его сводится к тому, что у отдельных выдающихся спортсменов регистрируются максимально доступные величины того или иного показателя, которые и используются в качестве модельного. По разнице между данными, полученными у конкретного спортсмена и модельными величинами, выявляются резервы дальнейшего совершенствования. Этот подход также страдает серьезными недостатками, основным из которых является игнорирование индивидуальной структуры соревновательной деятельности и подготовленности, которая, как убедительно показывают данные выдающихся спортсменов, наряду с наличием параметров, достигших предельных величин, предполагает наличие параметров с умеренным уровнем развития, обычно отрицательно связанных с первым.
В рамках системного подхода модели рассматриваются как главный инструмент в управлении сложными системами. Требования к модели обычно задаются следующим образом: модель должна быть устойчивой, то есть различные отклонения, возникающие под влиянием возмущающих сигналов, со временем должны затухать; реакция модели на входные сигналы должна качественно совпадать с поведением реального объекта.
Создание математических моделей (ММ) фактически является теоретическим отображением изучаемого биологического объекта. В связи с трудностью, продолжительностью и рядом других сложностей, возникающих при проведении экспериментов в области биологии, математические модели в таких исследованиях попросту незаменимы. Модели используются и в случаях, когда необходимо предвидеть некоторый результат при известных начальных условиях опыта или же когда постановка опыта невозможна в связи с необходимостью проведения исследований на грани предельных возможностей организма.
Таким образом, разработанные ранее основы моделирования позволяют отметить, что в сфере спорта проблема моделирования может решаться на уровне: спортсмена (модельные характеристики его мастерства, прогнозирование его результатов); системы спортивной тренировки и системы спортивной подготовки (моделирование условий тренировки, модели ее планирования и т.д.); системы развития спорта в стране и в мире.