Артикуляционная гимнастика.
ВВЕДЕНИЕ
Коррекция звукопроизношения - дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время. В это время все усилия специалистов направлены на то, чтобы сформировать артикуляционную базу звуков в возможно более короткие сроки, осуществлять развитие речевого дыхания и голоса, вести систематическую работу по развитию фонематического восприятия, совершенствовать ручную умелость, развивая тонкие движения пальцев рук. Проводится также дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, направленный на нормализацию тонуса мышц и стимуляцию кинестетических ощущений.
После того как звук поставлен (здесь у каждого учителя- логопеда есть своя методическая копилка: от механической постановки и вызывания звука по подражанию до авторских приемов постановки звуков), наступает этап его автоматизации - самый сложный и длительный этап коррекционной работы. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (Л. С. Волкова). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.
С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еше очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук - значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах; автоматизация звука в словах; автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи (Л. С. Волкова, Т. В. Волосовец, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).
Прежде всего звук вводится в слоги. Слог - более простая речевая единица по сравнению со словом. Слоги лишены смысла, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. С другой стороны, именно то, что отдельный слог, как и звук, не вызывает / ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания, эта работа является наиболее сложной. И перед логопедами-практиками всегда стоит задача создания и внедрения в практику разнообразных упражне- 1ий для автоматизации произнесения звука в слогах.
Многократное повторение одного и того лее речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков, например [Ч] и [Щ], речевой материал весьма ограничен. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука или слога, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет учителя-логопеда. А междy тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Это позволяет решить сразу несколько задач; пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти (О. В. Шичанина).
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги. Вначале звук автоматизируется в словах, простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком, договаривание слов, «расшифровка» перепутанных слов). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в слогах и словах. Нужно вводить упражнения, направленные на активизацию мыслительной деятельности детей («Скажи, что лишнее»; «Назови иначе»; «Назови одним общим словом» и др.). Эффективности процесса автоматизации способствует работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, деятельность по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым условием правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.
Параллельно проводится работа над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над темпо-ритмической организацией автоматизируемых цепочек слогов. Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков [Ч] и [Щ] проверены практикой. Они предназначены для поэтапной автоматизации правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
Надеемся, что представление нашего опыта в форме конспектов индивидуальных занятий по автоматизации звуков [Ч] и [Щ] поможет как начинающим логопедам, так и опытным коллегам в собственно коррекционной работе с детьми и при организации своего рабочего времени.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ [Щ] И [Ч]
Пособие представляет собой серию конспектов индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков [ч] и [щ]. Значительное место в предложенной системе работы отводится отработке звуков в слогах.
Представленный материал (специально подобранные игровые задания и упражнения) позволяет автоматизировать поставленный логопедом звук, развить лексико-грамматический строй языка, упражнять детей в выполнении звукового и языкового анализа, развивать мыслительную деятельность.
Пособие рассчитано на детей дошкольного возраста. Может быть использовано учителями-логопедами, воспитателями, студентами, будет полезно родителям, занимающимся с детьми самостоятельно.
ЗВУК IUJJ
По артикуляции звук [Щ] напоминает длительное мягкое произнесение звука [Ш], отличаясь от него тем, что кончик языка поднят не к передней части твердого неба, а к альвеолам (ниже, чем при [Ш]). При этом передняя часть языка слегка прогибается, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, тем самым обусловливая мягкость произнесения.
Для устранения недостатков произнесения [Щ] можно использовать в качестве помощника звук [СЬ]. Во время произнесения слогов СИ или АСЬ нужно с помощью шпателя слегка приподнять кончик языка к альвеолам, легонько отодвигая его назад. Будет слышаться [ШЬ].
Следует заметить, что подобное звучание вызывается и без подъема кончика языка. Если кончик языка находится за нижними зубами, следует, слегка прикасаясь шпателем, отодвинуть его вглубь рта.
Можно воспользоваться и звуком [Ч], если он произносится правильно: надо попросить ребенка произносить звук [Ч] подольше, потянув его так, чтобы слышалось «шипение змейки» - (Ч..Ч..Щ .Щ.).
Занятие 1
Тема : ПОСТАНОВКА ЗВУКА|Щ]
Задачи: учить правильной артикуляции и правильному произнесению звука [Щ] изолированно и в слогах; развивать фонематический слух, артикуляционную и мелкую моторику, память, внимание, мышление; воспитывать слуховое внимание и активность на занятии.
Ход занятия
Организационный момент.
- Отгадай загадку, покажи отгадку.
Отгадайте, это кто
На дереве сидит,
«Кар-кар» кричит.
(Ворона.)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач.)
Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу: «Ку-ку!».
(Кукушка.)
Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг,
А деревьям - друг.
(Дятел.)
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо птичку нам узнать:
Черная головка, красненький носок,
Птичка-невеличка, звонкий голосок.
(Щегол.)
А. К. Аксенова. Э. В. Якубовская
- Назови зимующих птиц. Назови птицу, которая весной прилетает с юга первой. Назови птицу - санитара леса. Угадай, какая птичка прилетела к нам на занятие, - покажи изображение птицы, в названии которой слышится звук [щ].
2. Сообщение цели занятия.
- Сегодня мы будем учиться произносить звук [щ].
Артикуляционная гимнастика.
«Бублик».
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«Грибок».
Рот открыт. Язык присосать к небу.
«Маляр».
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«Лопаточка».
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
4. Постановка звука [щ].
Губы выдвинуты вперед и округлены. Зубы сомкнуты или сближены. Кончик языка поднят к альвеолам (передней части неба), боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам. Мышцы языка напряжены. Выдыхаемая теплая длительная воздушная струя выходит посередине языка в образующуюся узкую щель.
Игры на звукоподражание.
Змея. Сердитая змея в траве лежит, на всех зверюшек злобно так шипит: «Щщщщщ...»
Гусь. Рука согнута в локте, кисть направлена вперед. Указательный палец и все остальные прижаты друг к другу и опираются на большой (как голова гуся). Шевелить кистью (головой гуся) в стороны и шипеть: «Щщщщщ».
Горячий утюг. «Дотронуться» до горячего утюга и произнести: щ-щ-щ-щ-щ.
Старый дедушки идет: щ-щ-щ-щ (имитировать шаркающую походку).
С горы едут сапки: щщщщ, щщщщ (можно сопровождать движением руки сверху вниз).
Уточнение артикуляции.
- Я начну, а ты продолжишь: кончик языка... (поднят вверх), боковые края языка прижаты... (к верхним коренным зубам), при дыхании распластанный язык... (давши на нёбо). губы... (округлены и слегка вытянуты вперед), зубы.., (сомкнуты или сближены), воздушная струя... (теплая и длительная) - звук [щ] (глухой и мягкий).
7. Физкультминутка по стихотворению М. Ю. Картушиной «В пустыне».
По пустыне мы шагаем, Шагать на носочках.
На носочки наступаем Шагать, высоко поднимая колени.
По барханам мы идем, Сесть на пол, вытянув прямые
ноги вперед, и двигаться по полу вез помощи рук
От друзей не отстаем.
Змеи по песку ползут,
За собою нас ведут. Выполнять рукой движение
«змейка» и произносить «щ-щ-щ».