Артикуляционная гимнастика.

ВВЕДЕНИЕ

Коррекция звукопроизношения - дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая за­нимает довольно длительное время. В это время все усилия спе­циалистов направлены на то, чтобы сформировать артикуляци­онную базу звуков в возможно более короткие сроки, осуществ­лять развитие речевого дыхания и голоса, вести систематиче­скую работу по развитию фонематического восприятия, совер­шенствовать ручную умелость, развивая тонкие движения паль­цев рук. Проводится также дифференцированный массаж лице­вых и артикуляционных мышц, направленный на нормализацию тонуса мышц и стимуляцию кинестетических ощущений.

После того как звук поставлен (здесь у каждого учителя- логопеда есть своя методическая копилка: от механической постановки и вызывания звука по подражанию до авторских приемов постановки звуков), наступает этап его автоматиза­ции - самый сложный и длительный этап коррекционной рабо­ты. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопеди­ческого воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и на­выков (Л. С. Волкова). Его цель заключается в том, чтобы нау­чить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еше очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук - значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциа­ции правильного и неправильного артикуляционного уклада.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах; автоматизация звука в словах; автоматизация звука в предложе­ниях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рас­сказах; автоматизация звука в разговорной речи (Л. С. Волкова, Т. В. Волосовец, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Прежде всего звук вводится в слоги. Слог - более простая речевая единица по сравнению со словом. Слоги лишены смыс­ла, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произ­ношения слов, что облегчает их автоматизацию. С другой сто­роны, именно то, что отдельный слог, как и звук, не вызывает / ребенка конкретного образа, не осознается им как структур­ный компонент речевого высказывания, эта работа является наи­более сложной. И перед логопедами-практиками всегда стоит за­дача создания и внедрения в практику разнообразных упражне- 1ий для автоматизации произнесения звука в слогах.

Многократное повторение одного и того лее речевого мате­риала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков, например [Ч] и [Щ], речевой материал весьма ограничен. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изоли­рованного звука или слога, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет учителя-логопеда. А междy тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим заня­тиям, нужны разнообразные задания, новые подходы к упраж­нениям по закреплению правильного произношения. Это позво­ляет решить сразу несколько задач; пробудить в ребенке жела­ние самому активно участвовать в процессе исправления звуко­произношения; повысить познавательную активность и работо­способность детей; активизировать процессы восприятия, вни­мания, памяти (О. В. Шичанина).

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги. Вначале звук автоматизируется в словах, простых по фо­нетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, за­тем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком, договаривание слов, «расшифровка» перепутанных слов). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в слогах и словах. Нужно вводить упражнения, направленные на активизацию мыслительной дея­тельности детей («Скажи, что лишнее»; «Назови иначе»; «Назо­ви одним общим словом» и др.). Эффективности процесса авто­матизации способствует работа над сложными формами звуко­вого анализа и синтеза, деятельность по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Уме­ние четко и быстро определять звуковую структуру слова явля­ется необходимым условием правильного и быстрого протека­ния этапа автоматизации.

Параллельно проводится работа над ударением при авто­матизации звука в слогах и словах, над темпо-ритмической ор­ганизацией автоматизируемых цепочек слогов. Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи на этапе автома­тизации звуков происходит обогащение словаря, его системати­зация, формирование грамматического строя речи.

Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков [Ч] и [Щ] проверены практикой. Они предназначены для поэтапной автоматизации правильного про­изношения поставленных звуков в слогах и словах.

Надеемся, что представление нашего опыта в форме кон­спектов индивидуальных занятий по автоматизации звуков [Ч] и [Щ] поможет как начинающим логопедам, так и опытным кол­легам в собственно коррекционной работе с детьми и при орга­низации своего рабочего времени.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ [Щ] И [Ч]

Пособие представляет собой серию конспектов индивиду­альных занятий по постановке и автоматизации звуков [ч] и [щ]. Значительное место в предложенной системе работы отводится отработке звуков в слогах.

Представленный материал (специально подобранные игровые задания и упражнения) позволяет автоматизировать поставлен­ный логопедом звук, развить лексико-грамматический строй языка, упражнять детей в выполнении звукового и языкового анализа, развивать мыслительную деятельность.

Пособие рассчитано на детей дошкольного возраста. Может быть использовано учителями-логопедами, воспитателями, сту­дентами, будет полезно родителям, занимающимся с детьми самостоятельно.

ЗВУК IUJJ

По артикуляции звук [Щ] напоминает длительное мягкое произнесение звука [Ш], отличаясь от него тем, что кончик язы­ка поднят не к передней части твердого неба, а к альвеолам (ни­же, чем при [Ш]). При этом передняя часть языка слегка проги­бается, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердо­му небу, тем самым обусловливая мягкость произнесения.

Для устранения недостатков произнесения [Щ] можно ис­пользовать в качестве помощника звук [СЬ]. Во время произне­сения слогов СИ или АСЬ нужно с помощью шпателя слегка приподнять кончик языка к альвеолам, легонько отодвигая его назад. Будет слышаться [ШЬ].

Следует заметить, что подобное звучание вызывается и без подъема кончика языка. Если кончик языка находится за ниж­ними зубами, следует, слегка прикасаясь шпателем, отодвинуть его вглубь рта.

Можно воспользоваться и звуком [Ч], если он произносится правильно: надо попросить ребенка произносить звук [Ч] по­дольше, потянув его так, чтобы слышалось «шипение змейки» - (Ч..Ч..Щ .Щ.).

Занятие 1

Тема : ПОСТАНОВКА ЗВУКА|Щ]

Задачи: учить правильной артикуляции и правильному произнесению звука [Щ] изолированно и в слогах; развивать фонематический слух, артикуляционную и мелкую моторику, память, внимание, мышление; воспитывать слуховое внима­ние и активность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

- Отгадай загадку, покажи отгадку.

Отгадайте, это кто

На дереве сидит,

«Кар-кар» кричит.

(Ворона.)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач.)

Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу: «Ку-ку!».

(Кукушка.)

Далеко мой стук

Слышится вокруг

Червякам я враг,

А деревьям - друг.

(Дятел.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо птичку нам узнать:

Черная головка, красненький носок,

Птичка-невеличка, звонкий голосок.

(Щегол.)

А. К. Аксенова. Э. В. Якубовская

- Назови зимующих птиц. Назови птицу, которая весной прилетает с юга первой. Назови птицу - санитара леса. Угадай, какая птичка прилетела к нам на занятие, - покажи изображение птицы, в названии которой слышится звук [щ].

2. Сообщение цели занятия.

- Сегодня мы будем учиться произносить звук [щ].

Артикуляционная гимнастика.

«Бублик».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Грибок».

Рот открыт. Язык присосать к небу.

«Маляр».

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лопаточка».

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

4. Постановка звука [щ].

Губы выдвинуты вперед и округлены. Зубы сомкнуты или сближены. Кончик языка поднят к альвеолам (передней части неба), боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам. Мышцы языка напряжены. Выдыхаемая теплая длительная воздушная струя выходит посередине языка в образующуюся узкую щель.

Игры на звукоподражание.

Змея. Сердитая змея в траве лежит, на всех зверюшек злоб­но так шипит: «Щщщщщ...»

Гусь. Рука согнута в локте, кисть направлена вперед. Указа­тельный палец и все остальные прижаты друг к другу и опира­ются на большой (как голова гуся). Шевелить кистью (головой гуся) в стороны и шипеть: «Щщщщщ».

Горячий утюг. «Дотронуться» до горячего утюга и произне­сти: щ-щ-щ-щ-щ.

Старый дедушки идет: щ-щ-щ-щ (имитировать шаркающую походку).

С горы едут сапки: щщщщ, щщщщ (можно сопровождать движением руки сверху вниз).

Уточнение артикуляции.

- Я начну, а ты продолжишь: кончик языка... (поднят вверх), боковые края языка прижаты... (к верхним коренным зу­бам), при дыхании распластанный язык... (давши на нёбо). губы... (округлены и слегка вытянуты вперед), зубы.., (сомкну­ты или сближены), воздушная струя... (теплая и длительная) - звук [щ] (глухой и мягкий).

7. Физкультминутка по стихотворению М. Ю. Картушиной «В пустыне».

По пустыне мы шагаем, Шагать на носочках.

На носочки наступаем Шагать, высоко поднимая колени.

По барханам мы идем, Сесть на пол, вытянув прямые

ноги вперед, и двигаться по полу вез помощи рук

От друзей не отстаем.

Змеи по песку ползут,

За собою нас ведут. Выполнять рукой движение

«змейка» и произносить «щ-щ-щ».

Наши рекомендации