Система оптимального управления достижением образовательных результатов
Изменение понимания объектов и функций управления происходит сейчас не только на государственном уровне, но и на уровне конкретных образовательных учреждений. Намечается тенденция перехода от упрощенного понимания объекта управления к его пониманию как целостной, открытой, взаимодействующей с социумом социальной (образовательной) организации, в рамках которой осуществляются не только образовательные, но и обеспечивающие, управленческие, а также инновационные процессы, образующие в своей совокупности интегрированный процесс ее жизнедеятельности.
На внутриорганизационном уровне у управления появились функции:
ü анализа и прогноза изменений социума, образовательных потребностей, социального заказа на образование;
ü формулирования системы ценностей школы;
ü разработки и реализации образовательных программ, учебного плана;
ü развития образовательной среды и организационной культуры учреждения;
ü разработки и реализации концепции и программы развития образовательного учреждения;
ü координации отдельных образовательных процессов;
ü формулирования общих целей образовательного учреждения;
ü организации учета, диагностики и структурирования контингентов учащихся, поступивших в учебное заведение;
ü организации исследовательской, опытно-экспериментальной работы;
ü осуществления рекламы образовательных услуг;
ü организации повышения квалификации кадров, их поиска, аттестации, социальной защиты;
ü организации разработки и освоения новшеств;
ü организации многоканального финансирования образовательного учреждения, оказания дополнительных платных услуг, предпринимательской деятельности;
ü организации подготовки учреждения к лицензированию новых услуг и аттестации.
Достижение оптимальных результатов обеспечит такая система управления, которая включает в себя следующие виды деятельности:
ü Информационно-аналитическая;
ü Мотивационно-целевая;
ü Планово-прогностическая деятельность;
ü Организационно-исполнительская деятельность;
ü Контрольно-диагностическая деятельность;
ü Регулятивно-коррекционная деятельность.
Каждый вид деятельности определяется своим содержанием.
Информационно-аналитическая деятельность:
ü наличие системы внутришкольной информации по конечным результатам и условиям их достижения;
ü наличие системы оперативного, тематического и итогового анализа;
ü умение руководителей и учителей проводить самоанализ.
Мотивационно-целевая деятельность:
ü участие педагогов в коллективном целеполагании;
ü формирование ценностно-мировоззренческой общности членов коллектива;
ü наличие системы мотивации и стимулирования.
Планово-прогностическая деятельность:
ü наличие концепции (программы) развития школы;
ü разработка общешкольного и текущих планов на основе концепции;
ü участие членов коллектива в планировании работы;
ü планирование поисковой, исследовательской работы.
Организационно-исполнительская деятельность:
ü деятельность совета школы, педсовета, методического совета, совещания при директоре;
ü деятельность органов само- и соуправления;
ü соответствие организационной структуры управления задачам функционирования и развития школы;
ü организация поисковой, исследовательской работы.
Контрольно-диагностическая деятельность:
ü нацеленность системы контроля на конечные результаты;
ü состояние, результаты диагностики учебно-воспитательного процесса;
ü мониторинг влияния поисковой, исследовательской работы на конечные результаты.
Регулятивно-коррекционная деятельность:
ü обеспечение оперативности воздействий на деятельность школы в связи с изменением внешней и внутренней среды.
Цитированные в Главе 2 источники:
1. Афанасьева М. П., Клейман И. С., Козлова С. А., Севрук А. И. Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении / Пермский областной институт повышения квалификации работников образования
2. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240 с.
3. Лебедев О. Е. и Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. - СПб.: СПГУПМ, 2001. -52с.
4. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб, 1998.
5. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Школьные технологии. 1999. № 1, 2. С. 10
6. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Школьные технологии. 1999. № 3. С. 3.
7. Рындак В. Управление качеством образования // Народное образование. 1999. № 1, 2. С. 162.
8. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984
9. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998 — 288 с.
10. Ушаков К. М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. - М., 1995.
11. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Педагогическое общество России, 1999. 320 с.
12. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
Глава 03. Мониторинг как практическая система
Мониторинг стал самостоятельным направлением управленческой деятельности, где происходит интеграция измерений, исследований, эксперимента, информатики и управления. Мониторинговая система приобрела комплексный, целостный характер. Она обеспечивает универсальные возможности маркетинговой деятельности в сфере образования.
В данной Главе мониторинг представлен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Рассмотрены компоненты образовательного мониторинга и их связи, классификация систем мониторинга. Дается характеристика видов мониторинга.