Очень важно!!! Выполнив методическое описание, убедитесь, что по нему сможет провести игру даже человек, который никогда раньше о ней не слышал!
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
• • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекателъно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Функции игры
… Анализ психолого-педагогической литературы по теории игры позволяет представить спектр её назначений для развития и самореализации детей в их игровой деятельности, отражающей многообразие окружающего мира и богатства человеческих отношений. Функции игры - это её разнообразная полезность.
Эмоциогенная | Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Палитра чувств, пробуждаемая игрой, чрезвычайно многообразна. Это и удовольствие, и чувство гордости от одержанной победы, чувство страха, ощущение неизведанности и таинственности… Но игра не просто развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод побуждения их к активности |
Диагностическая | Игра обладает предсказательностью, она раскрывает в детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, поскольку в игре участник ведёт себя на максимальности проявлений (физических сил, интеллекта, творчества). Внимательный наблюдатель может многое узнать об игроках по их поведению во время игры. Существуют даже специально разработанные педагогами и психологами игры, которые позволяют сделать некоторые выводы относительно личностных особенностей игроков и особенностей группы в целом. |
Релаксационная (восстанавливающая) | Игра снимает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья. Человек играет, и в процессе игры напряжение отступает, силы восстанавливаются. |
Компенсаторная | В игре человек может получить то, чего ему не хватает в жизни, реализует то, чего в ней нет, взрослый "пробует", "переживает" в игре уже неиспользованные возможности; ребёнок "примеривает" ещё недоступные, не выбранные возможности. "Инобытие" позволяет человеку компенсировать то, чего нет в его жизни. Но некоторые вещи становятся доступными со временем, другие остаются недоступными навсегда (например, девочка в игре пробует мужскую роль, а мальчик - женскую, или девочка играет в принцессу, хотя никогда ею не станет, так же, как не дано ей стать мужчиной). |
Коммуникативная | Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия преподавателя и учащихся, выводит их на подлинное сотрудничество. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь. |
Самореализации | Процесс игры - это всегда пространство для самореализации её участников, уникальная возможность для человеческой практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта. |
Социокультурная | Игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребёнка. |
Терапевтическая | Опираясь на вывод Бёрна, интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие; игротерапевты используют игры для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для ободрения и одобрения ребёнка, для преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими, в учении. |
Виды игр и их клафсификации. Приступая к попыткам классификации игр, необходимо учесть, что, начиная с игры природы до глобальных компьютерных игр, вся игровая деятельность протекает в двух основных типах: естественной (игры, возникшие без сознательного вмешательства, таковыми являются игры животных и детей до 3 лет) и искусственной игры (все остальные игры), причем первое обуславливает второе, являясь как бы источником последующего "древа" игр. Дальше классификация касается собственно искусственных игр, то есть игр, созданных при участии человека. Тогда основанием для классификаций могут, прежде всего , служить основные константы игры - внешне очевидные ее признаки. Основанием для классификации могут стать: 1. Пространство А) Размер: игры на ладошке (сорока-ворона, ладушки); настольные; у стены; напольные; кабинетные (одно помещение); несколько помещений; дворовые (один двор); уличные (пространство, ограниченное несколькими улицами); городские; на пересечённой местности. Б) Качество: статическое и динамическое В) Качество покрытия: земля, песок, трава, воздух, вода, асфальт 2. Реквизит: А) без реквизита Б) простой реквизит (мяч, лист бумаги и ручка) В) специально изготовленный (технические приспособления) Г) компьютер Д) аттракционы 3. Время А) суток (дневные, ночные) Б) сезон (лето, зима, межсезонье) 4. Участники А) По количеству: индивидуальные, парные, групповые (малая группа 3-7, большая 8-15), коллективные (16-40), организационные (больше 40), планетарные. Б) По половой принадлежности: женские (традиционно мода), мужские (война, политика), унисексные (игры с отодвинутым полом) многие спортивные В) Уровень участников: новичок, любитель, профессионал 5. Правила : жёсткие, вольные, условности 6. По игровой стратегии А) Стратегия состязательности. Игры на выигрыш. Обязательно есть то, на чём состязаются игроки, и это можно тренировать (все спортивные игры). Б) Стратегия шанса. Работа с неопределённостями, в том числе числовыми. (Казино, карты, гадания.) В) Стратегия драматизации (подражания). Исполнение ролей. Театрализации, центр - понятие роли (ролевые игры). Г) Стратегия движения. Главное - удовольствие от движения, нет цели выиграть. (Качели, карусели, горки, волны, лыжи, коньки, велосипед.) Д) Стратегия позиционности. Анализ ситуации из позиции, оргдеятельностные игры, предполагается вступление в игру из определённой позиции, роли прописанной нет, есть лишь ценностная позиция (дебаты). Е) Стратегия розыгрыша. 7. По ведущему типу деятельности: игры для тела (физические), игры для ума (интеллектуальные), игры для души (социальные). |
ИГРЫ ДЛЯ ТЕЛА. 1. Двигательные игры. а) подвижные игры (поворот, Али- баба, казаки-разбойники…) б) спортивные игры (футбол, волейбол, теннис…) в) моторные (узоры, ткани, типография, буковка, завод) 2. Экстатические игры - экстаз от движения, которое совершаешь сам, или которое наблюдаешь. (Сюда относится наблюдение за огнём и водой, Игра девочек, которые берутся за руки и начинают кружиться, а потм отпускают руки и красиво разлетаюся в стороны... | ИГРЫ ДЛЯ УМА 1. Игры-манипуляции (кубик-рубик, пирамидка, …) 2. Игры-путешествия ("Гусёк" 1560 год) 3. Конструкторские игры (мозаики, конструкторы, слова) 4. Психотехнические игры (направлены на развитие логики, памяти, внимания) (Пишущая машинка, диктант наоборот, найди ошибку, снежный ком) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Эти игры нацелены на решение дидактических задач. 1. Сбор релевантной информации а) Конкурсы (генерация идей, нет предела конкурсным единицам) б) Аукционы (есть предел конкурсным единицам) в) Диалог (невозможность изначальной правоты) 2. Принятие решения на основе информации а) Выбор, принятие решения на основе имеющейся информации б) Создание текста (резюме по теме - символ, словесный текст, графика и т.д. | ИГРЫ ДЛЯ ДУШИ ( Социальные игры) Социальные игры обязательно требуют партнёра. 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Деловые игры 3. Комплексные игры (клубная деятельность). 5 признаков комплексных игр: - Наличие ведущей идеи - Наличие разнообразных видов деятельности игровых и неигровых (туризм, путешествия, поиск, финансы). - Выделенность в пространстве и времени - Разнообразие ролей и возможностей. - Достаточная продолжительность (не менее семи дней) |
Природа игры - это её "атмосфера", реальные ценности, всё, что так или иначе связано с настроением, возникающим в ходе игры: бодрость, радостное самочувствие, активный жизненный тонус. Элементами природы игры являются и присущие игре интуиция, импровизация, эмоциональность, символизм.
Одним из основных компонентов природы игры является её двуплановость. Личность в игре находится в двух планах: реальном и условном. С одной стороны, игрок выполняет реальные действия в реальных условиях для решения разнообразных творческих или утилитарных игровых задач. С другой стороны, в этой реальности есть обязательно условность, иррациональность. При нарушении одного из планов игра всегда расстраивается. Нарушение игрового, условного плана делает игру бессмысленной, слишком похожей на обыденную жизнь. Утрата же реального плана переводит игру в чисто фантазийный план. Человек добровольно погружается в условный игровой мир, чтобы начать смотреть на реальные предметы глазами игрока, задумавшего свою игру и подбирающего для неё необходимый инвентарь.
Структура игры - это композиция, процессуальная и операциональная основа, наличие необходимых для конкретной игры структурных игровых единиц, их взаиморасположение.
Размышляя об основных слагаемых, структурных единицах игры, мы на самом деле пытаемся ответить на вопрос: "Без чего игра невозможна?" И тогда становится понятно, что в качестве основных констант следует назвать:
- Участника или участников, выразивших желание и готовность играть
- Правила игры, определяющие данность и смысл игры; в самом простом виде - правило хода, конкретного игрового действия, за успешное выполнение которого могут присваиваться очки
- Игровой хронотоп ( игровое пространство и игровое время)
- Сюжет игры - то, что игра отображает, то, что воспроизводит играющий в качестве центрального характерного момента, фабула игры.
- Игровой реквизит (от незатейливого до весьма сложного)
- Итог игры как наибольший результат игровых действий, достигнутый игроками по всем правилам.
Сегодня существует довольно большое количество сборников игр, но каждый, кто ими пользуется, наверное, заметил, что зачастую, пытаясь провести игру по такому сборнику сталкиваешься с некоторыми проблемами. Они связаны с тем, что при описании автор упустил какие-либо мелочи, которые во время игры оказываютя важными. И игра "тормозит", ведущий старается "на ходу" придумать ответы на возникающие в процессе игры вопросы. Поэтому прежде, чем начать игру, подумайте, всё ли вам понятно в её описании, нет ли вопросов относительно оценки игровых действий, момента окончания игры, количества игроков и их занятости в каждый момент игрового действия и т.д.
Преподавателям, которые используют игру как инструмент обучения, воспитания, развития, важно понимать, для чего игра предназначена, когда её целесообразно проводить, с каким количеством участников и какого возраста, что стоит обсудить с игроками по окончании игры. Помнить обо всём этом поможет
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ИГРЫ
1. Польза игры (чему учит, что развивает).
2. Функции игры.
3. Реквизит.
4. Ход игры, игровая задача, правила, правило хода и правило счёта, цель, результат.
5. Вопросы для обсуждения с участниками, которые позволят им понять, чему научила их игра.
6. Место игры в различных классификациях.
7. Количество и возраст участников.
Очень важно!!! Выполнив методическое описание, убедитесь, что по нему сможет провести игру даже человек, который никогда раньше о ней не слышал!
Игровое проектирование!!
Эти варианты помогут вам придумать не только игру, а вообще что то, просто взять эти способы, как метод активизации мозга!!!
МЕТОД АББРЕВИАТУРЫ
Работа по созданию игры этим методом начинается с выбора аббревиатуры. Это может быть любая известная буквенная аббревиатура (например, ГАИ, КПД, СССР, КГБ, ЧП, ООН и т.д.) или короткое (трех - четырёхбуквенное) слово.
1. Расшифровываем известную аббревиатуру максимальным количеством способов. Например, мы взяли аббревиатуру ГАИ. Расшифровывая, получаем следующие варианты:
Героический Авангард Идёт
Гротескное Альтернативное Интервью
Грустная Альтернативная История
Герб Аристократа Изумлённого
Голос Академика Иванова
Горит, Аж Искры
Гордый Авантюрист Интересуется
Грациозный Адам Исчез
Горькая Азбучная Истина
Гопник Арго Использует
Группа Анонимных Иностранцев
Гвоздь Аккуратно Изогнут
ГАзетная Иллюстрация
Город Абсолютной Идиллии
Государство Азартных Идей
Город: Архивы Истории
Гость из Античной Истории
Граница Америки Исследована
Государственное Агентство Информации
Гласные А и И
Гениальный, Артистичный, Индивидуальный
Где-то Ангелы Играют
Город Абсолютно Иностранный
2. Второй шаг - выбрать из записанных вариантов название будущей игры, которое кажется нам наиболее интересным и перспективным (мы можем иметь при этом в виду обучающие цели, которые будем ставить, возможности развлекательные, которые заложены в игре, воспитательный аспект и т.д.) Например, название Гадание Авантюрной Идиотки - позволяет придумать неплохую развлекательную программу для дружеской вечеринки; Горькая азбучная Истина - игру, направленную на воспитание; Город: Архивы Истории, Граница Америки Исследована, Группа Анонимных Иностранцев - игры, которые позволят решить некоторые учебные задачи.
3. Третий шаг - попробовать решить, что именно мы хотим заложить в игру. Какие цели будем ставить, какими путями идти к их достижению, какие правила будут регулировать действия игроков, чем должна закончиться игра. Здесь тоже важно учитывать, что игра может не получиться, как бы нам ни нравилось выбранное название. В таком случае начинаем всё сначала
МЕТОД РЕКВИЗИТА
1. Создавая игру этим методом, мы можем начать несколькими способами: записать наименования трёх небольших предметов, которые могут оказаться в сумке; вытащить из своей сумки три любые предмета или попросить кого-нибудь сделать это для нас.
Допустим, перед нами оказались ручка, мобильный телефон и тюбик губной помады.
2. Теперь наша задача - выбрать из этих трёх предметов тот, который, по нашему мнению, таит в себе наибольшие возможности с точки зрения построения игры вокруг этого предмета (мы не учитываем при этом уже существующие игры с этими предметами, а также стараемся придумать игровые идеи, для которых важны качества именно этого предмета… Можно играть яблоком, как мячом, но нам интересна игра, в которой мяч не смог бы заменить яблоко, раз уж мы вытащили его из сумки.)
3. Затем мы придумываем как можно больше вариантов игрового использования попавшегося нам предмета, записывая пришедшие в голову идеи.
(Например, ручка:
- крутить её между пальцами;
- взять ручку в рот и написать что-нибудь;
- собрать ручку из деталей на скорость;
- узнать свою ручку среди чужих с завязанными глазами;
- плеваться жёваной бумагой на дальность…
мобильный телефон:
- прятки с мобильниками;
- узнать по голосу, кто тебе позвонил
- сыграть "Угадай мелодию"
помада:
- нарисовать что-нибудь помадой, например, хорошо всем известный пейзаж "Белая берёза под моим окном"
- построить цветовую гамму от самого светлого тона к самому тёмному
- картина с центральной красной фигурой ( "Купание красного коня")
4. Из записанных идей выбираем наиболее нам симпатичные и сулящие наиболее интересные игровые возможности и пробуем смоделировать игру.
Ручка: мне нравится идея написания чего-либо, когда ручку держишь не рукой, а во рту. Сначала ведущий берёт ручку в рот, все участники тоже делают это, и повторяют движения головой, которые показывает ведущий, запоминая их. Например - ведущий показывает движение вверх-вниз, затем вправо-влево, затем рисует в воздухе три концентрических круга. Участники повторяют. Запомнили? Отлично! Подходим к стенам аудитории, на которых закреплены листы бумаги и каждый повторяет эти движения так, чтобы след ручки оставался на бумаге. Должен получиться задуманный ведущим рисунок, в данном случае - мишень. Можно похвалить тех, у кого получился рисунок, задуманный ведущим, а также тех, у кого получилось сделать это наиболее аккуратно. Можно записывать на листе слова. Словарные, английские, правило, которое нужно было выучить, ответы на примеры устного счёта и так далее… Тогда оценивается правильность записанного и аккуратность. Вместе или по отдельности…
5. Когда идея оформилась в некую игровую затею - мы продумываем ход игры более детально, думаем, чем будет занят каждый участник, каковы будут правила, которые должны регламентировать деятельность игроков, правило хода и правило счёта, результаты… И оформляем идею окончательно в виде методического описания игры.
Примечание: нужно помнить, что в любой момент наша работа может забуксовать - например, не удалось придумать к предмету игровые идеи, которые нам понравились, или из идеи получить более-менее интересную игровую затею - не опускаем руки, а начинаем по новой либо с другим предметом, либо с дугой идеей.)))
МЕТОД КАТАЛОГА
1. В любом случайно выбранном печатном издании на произвольно открытой странице найти первое попавшееся слово - существительное (нарицательное в именительном падеже единственного числа). Выпишем его. Например, в учебнике химии наш взгляд упал на слово "раствор".
2. Придумаем и запишем любые несколько ассоциаций к этому слову и словосочетаний с ним. Здесь возник следующий ряд: химический раствор, мутный раствор, насыщенный раствор, молоко, растворитель для краски…
3. Теперь нужно попробовать использовать полученные ассоциации как подсказки на пути создания игровой идеи, пытаясь истолковать возможные действия, которые можно делать, отталкиваясь от каждой из них. Химический раствор - смешивать реактивы, искать среди них нужный по его свойствам… Мутный раствор - из множества деталей вытаскивать соответствующие каким-либо параметрам, создать множество деталей, отличающихся друг от друга какими-то параметрами… Насыщенный раствор - посмотреть, какое количество чего-либо становится критическим для остальной массы настолько, что эта масса больше не может принять в себя подобного… и т.д.
4. Отдельно по каждой ассоциации ищем игровую фабулу, основное игровое правило, форму (индивидуальную, парную, групповую) игры, подумаем, в чём будет состоять игровой результат, как будут подсчитываться баллы в процессе игры и т.д.
5. Если результат Вас не устраивает, не отчаивайтесь и начните сначала)
Каким бы методом создания игровой идеи вы ни воспользовались, всегда следует учитывать некоторые аспекты: например, название игры должно быть приятным и не вызывать отрицательных ассоциаций (следовательно, над названием подумаем после того, как игра будет придумана), игроки не должны скучать, а значит, нужно внимательно отнестись к их игровым задачам, и во всяком случае игра может оказаться не столь интересной по объективным причинам, например, если в игре задействованы мобильные телефоны, то они быстро садятся, о чём вы узнаете только во время игры, так что всегда следует попробовать сыграть в игру со своими знакомыми и только потом переносить её в школу.