Составляющие процесса педагогической интеграции
Объект интеграции
Цель (результат) интеграции
Форма реализации интеграции
Содержание: понятия, принципы, идеи, теории и т.д.
Новое понятие, новый смысл, новая идея, выявление новой тенденции, закономерности и т.д.
Программы, спецкурсы, задания и т.д.
Методика: приемы, методы, технологии и т.д.
Новый прием, видоизмененный метод, индивидуальная технология, установление соотношения репродукции и творчества и т.д.
И нтегри рован н ые уроки, практикумы, различные виды игр, проекты и т.д.
Организация деятельности: формы учебной работы, характер
познавательной деятельности, степень управления
Организационные формы работы, установление соотношения упорядоченности и неопределенности
и т.д.
Образовательные ситуации различных типов
пышность судеб природных и социальных процессов. Под влия- ниГ необГдимости сотрудничества в решении общих проблем современное™ усиливается интернационализация жизни человечества^ В связи с этим коренным образом меняется картина мира общая целостная ориентация современного человека, возникает необходимость формировать у учащегося такой способ миропонимания, когда мир предстает как единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей, как интегрированная целостность.
Интегративно-целостное миропонимание с необходимостью выдвигает потребность в целостном человеке, и потому в качестве цели современного образования выступает идеал Целостно о человека. Следует отметить, что сущность и характер научно обоснованного обучения всегда зависит от цели обучения. Чрак
™ капонятия «целостный человек» в психологии имеет мн
вариантов Представляется интересным подход А. Маслоу. Важ Гейшей характеристикой такого человека он считает интегриро- ваГость Именно это свойство, по мнению А. Маслоу, обеспечивает творческую сторону личности. Творческие люди в любой Хасти полагает А. Маслоу, являются интеграторами, так как они способны ^соединять воедино разные и даже противоположные элементы». Насколько творчество является синтезирующим, конструктивным отчасти «зависит от внутренней интеграции личности^? с 178]. Обучение, которое готовит целостного человека, способного к интеграции противоположностей, должно способ- ствовать приобретению обучающимся опыта интегративнои деятельности Интегративное обучение можно назвать природосооб- па^ньш целостной сущности человека. Еще А. С. Макаренко писал. ГГ должны <...> научиться так организовать воспитание, чтобы наши достижения характеризовались совершенствованием системы данной личности в целом <...>, педагогам <...> нужно главное внимание направлять на создание синтетической педагогики» .
В настоящее время наблюдается тенденция высокой специализации, функционализации человека, которая необходима в определенных ситуациях, но она может привести к распаду личности если не будет сочетаться с тенденцией развития целостного человека. Интеграция является стратегией обучения которая сохраняет целостность человека, его гармонию с природои, людь- ми с самим собой. Таким образом, интегративное обучение, гюлт готавливая целостного человека, формирует у него целостный
П° Ведущие'положения интегративного образования. Интегративное обучение предполагает реализацию трех основных положений. отражающих три стороны учебного процесса: содержа-
^Макарсико А. С. Педагогические сочинения: в S т. - М, 1983- 1986. - Т. 8. С. 13—14.
ние, процессуальную сторону — методику и организационный аспект.
Первое положение. В содержании обучения любого уровня (о тем более школьном) конструктивно синтезируются естественно-научные и гуманитарные знания. Конструктивный синтез предполагает, что сочетание естественно-научных и гуманитарных знаний должно вести к целостному развитию личности.
Обоснованием рассматриваемого положения является, во-пер- вых, тенденция сближения естественной и гуманитарной культур в современном обществе. Противостояние этих культур, отражающееся в предметной направленности обучения в ущерб его смыслообразующей составляющей, не соответствует потребностям общества в целостном человеке.
Через интеграцию естественно-научных и гуманитарных знаний возможно соединение двух взаимодополнительных способов восприятия мира — постижение через образ и через число, объединение эмоционально-гуманитарного, личностно-смыслового и рационально-структурного, знаково-логического познания мира. Тем самым обеспечивается конструктивный (результативный) диалог естественно-научной и гуманитарной культур. Это создает благоприятные условия для формирования обобщенного знания, становится основой для понимания целостности и единства мира.
Во-вторых, необходимость синтеза гуманитарных и естественных наук определяется изменившимся характером научного познания. Научное познание всегда осуществляется во взаимосвязи процессов дифференциации и интеграции, которые объективно связаны с материальным единством мира и, отражая две стороны процесса развития, образуют диалектическое единство. Дифференциация позволяет получать точную информацию об отдельных элементах, интеграция способствует построению синтетических конструкций, моделированию единых процессов, что формирует целостное видение картины мира, поставленных проблем. Дифференциация имеет своим негативным следствием становление «фасеточного» представления о мире как совокупности отдельных, не связанных между собой, элементов, что приводит к потере целостности мира и понимания его единства [5]. Сегодня приходит сознание того, что глубокая дифференциация содержания учебных предметов не отражает особенностей современного развития общества и науки. Со второй половины XX в. процессы интеграции в общественном развитии принимают всеобъемлющий характер, поэтому в современном научном познании главными принципами являются интеграция и системный подход. Лишь на основе интеграции частных наук и результатов исследований специалистов разных областей знания возможно системное решение многих проблем.
Второе положение. В методике обучения необходима интеграция концепций, технологий, методов, приемов обучения, лежащих в русле различных, в том числе противоположных, подходов и концепций. Достаточно долго усилия исследователей в педагогике шли по пути поиска самой лучшей универсальной теории, метода (метод коллективного обучения, метод проектов, индивидуальная работа и т.д.). Но человеческая индивидуальность, условия обучения, его цели настолько разнообразны, что невозможно с помощью одной технологии, одного метода эффективно решать различные педагогические задачи. Сегодня все чаще тезис об универсальной ценности единственной теории заменяется тезисом о множественности образовательных парадигм, концепции, не равнозначных и не равноценных между собой, но имеющих право на существование в едином образовательном пространстве. Идея синтеза концепций в педагогике высказывается рядом ученых (В.И.Загвязинский, В.Т.Фоменко, В. В. Гаврилюк и др.).
Актуальность и правомерность идеи интеграции элементов различных концепций в обучении находят обоснование в особенностях методологии современной науки, развитие которой связывается не только с накоплением новых знаний, но и с другим способом их усвоения и использования системным синтезом. Системный стиль современной науки, современного научного мышления - новый этап в развитии науки, переход к целостному видению мира во всей его многомерности. Системный способ мышления выступает интегратором разнообразных методологии, способов и методов познавательной деятельности в единыи системный процесс междисциплинарного исследования. Как отмечает И.Б. Новак, ранее при смене стилевых установок имело место их противопоставление друг другу, их альтернативность, что характерно для антиномического мышления, выражающего свои подход формулой «или - или»: одно исключает другое. Системное мышление ориентировано на другую формулу «и — и»: как то, так и другое. Формула «и — и» выражает не эклектику, а диалектику бытия вещей. Системно-интегративный стиль мышления рассматривает другие стили не как взаимоисключающие, а как дополняющие друг друга, как объединенные в новой диалектической методологии. Системное мышление — конкретное выражение диалектического метода в науке [9].
Можно выделить три главных дихотомии в применении технологий и методов обучения (являющихся элементами различных концепций), которые могут быть разрешены с помощью интеграции.
Первая из них — противопоставление технологии коллективного обучения (работа в парах и группах) и технологии индивидуального обучения (учащийся самостоятельно выполняет какие-либо задания, работая по своей программе). Различные
способы коллективного обучения (работа в группах) основаны на диалоге (полилоге), востребуют и развивают такие качества, как инициатива, способность брать на себя ответственность, делать самостоятельный выбор, быть организованным, уметь общаться с людьми и т.д. Все эти качества не востребованы, а потому слабо развиваются или вообще не развиваются в индивидуальной работе школьника. Поэтому может получиться так, что яркая индивидуальность не сможет в жизни, в социуме реализоваться вследствие отсутствия хорошо развитых собственно личностных качеств. Интегративное обучение разрешает противоречие названных технологий через формулу «и - и», т.е. в обучении должно быть и то и другое Их удельный вес в логике развития обучения может быть одинаковым, а в конкретных педагогических ситуациях может быть приоритетной какая-либо одна из технологии. Синтез технологий коллективного и индивидуального обучения позволяет осуществлять в единстве развитие индивидуальности каждого учащегося и его социализацию, т.е. развитие личностных качеств.
Вторая «вечная» проблема в использовании методов и технологий — это противоречие между репродуктивными и творче- ско-исследовательскими методами. В качестве репродуктивных методов могут выступать такие, как объяснение, иллюстрация, демонстрация, упражнения, решение задач по алгоритму, проверочная беседа, выполнение практических работ по инструкции и т д Творческо-исследовательские методы: проблемное изложение эвристическая беседа, ролевые и деловые игры, метод проектов метод рефлексивного анализа, исследовательский метод, метод «мозгового штурма» и т.д. В интегративном обучении осуществляется их системный синтез. Это значит, что в преподавании какой-либо целостной законченной темы педагог должен продумать систему сочетания репродуктивной и творческой деятельности учащихся. В каждой конкретной теме удельный вес и место тех или иных методов определяется в зависимости, по крайней мере от двух факторов: от того, какие функции выполняют те и другие методы, а также от педагогической ситуации (т.е. цели данного этапа, особенностей учащихся и т.д.). В табл. 8 наглядно представлены функции обеих групп методов и особенности педагогических ситуаций, в которых правомерно использование тех
или иных методов.
Таким образом, педагог планирует применение тех или иных методов при изучении темы, учитывая основные функции методов и особенности педагогических ситуаций.
Третья дилемма в отношении методов и технологии — это соотношение способов обучения, отражающих логико-рациональную и образно-эмоциональную стороны познания.
Как правило, в школе преобладают методы и технологии, актуализирующие рационально-гносеологический потенциал обу-
Таблица 8
Таблица определения правомерности применяемых мето;,ов
Факторы обучения, от которых зависит выбор
Виды методов
Репродуктивные
Творческие
Функции методов
- усвоение образцов логического мышления;
- отработка типовых умений и навыков;
- усвоение знаний, которые нельзя «открыть» (факты, даты, цифры
и т.д.);
- возможность за короткий промежуток времени усвоить большой объем информации (при необходимости)
- преодоление отчужденности знаний для учащихся, выработка механизмов смыслообразования;
формирование опыта творческой деятельности;
- развитие эмоциональ- но-ценностной сферы учащихся
Особенное™ педагогических ситуаций
Цель - ознакомление учащихся с материалом, который не является опорой для дальнейшего обучения.
Материал рядополож- ный, отдельные элементы не связаны друг с другом.
У учащихся отсутствуют базовые знания, умения, предусмотренные учеб ными программами для соответствующего этапа обучения
Цель — изучение сущности явлений, процессов, закономерностей, способов действия, т.е. материала, без овладения которым невозможно продвижение в обучении.
Материал иерархированный, т.е. существуют главные и второстепенные элементы, находящиеся в той или иной зависимости. У учащихся есть опорные знания, умения, позволяющие им осознанно участво вать в исследовательской
работе
чения, т.е. рассказ, лекция, упражнения, решение задач, работа с
КН ВГ°руслеТтДаких методов учащиеся ^ьик-.як.^ишн^гре^о- щие вербальной памяти, логических рассуждении, струкгуриро^
В процессе такой деятеГнпг™ 'Э~интеллектуал ьную деятель- к логике, мышлениГпроис^^Г"™™^^ сменность
нам, причинно-следственнымт*^ °бЪеКТИВНЫМ за«о-
ется модель формиру-
словах или других условных знак™ ТОЧНО сражать в
направленного обучения ^жеТо ^авттТсяГ 33 ^^ Чающая развития личности тл творческая составля- служит интуиция, прояв™енГе которой оГ ТВ°РЧесКОГО процесса н не столько логичсским^м рш ^с °бУсловливается не только том и нелогическими ^мс ши ' °ЛЬК°личностным опы- правленностьюитд ) (эмоциями, отношением, на-
качеств учащихся
временного образовав Для *™olmec«°* Фу^".ии со-
одолегь отчужденность знаний ип™оцеа7^,Не°бХОДИМО Пре" от учащихся путем поиска и пяхо! Учебной деятельности
создания инливи,^ I, "™СНИЯ ими личностных смыслов, сопрягаемой с нр ш^^ Г' С'ЮСИ системы Ценностей материал должен расс™ваться^ценностями общества. Учебный социальном и личнскт Г ^ урсё ^0"^ Ф°НС КуЛЬТуры' в
Р^мки предмета (надпредГ™ое вй^ен^Дп ЛаГаЮЩеМ ВЫХОД 33
научных понятий в контексте пени^1' ОСМЫСЛение и Усвоение мался как феномен культ^пк, ^ " ТЭК' ЧТобы пРелмет пони- полагает ПОДИ* Пре-
эмоционально-образный е°бХОДИМ Другои способ познания -
свойГчГтн^
обучения, обращенный к чеГвеку его? ЭМОВДОНальный аспект ям, является необходимым уТов^м ВНуТренним переживани- направленности обучения УСЛ°ВИ£М Реализации гуманистической
ЛИТСТИ В ПРОЦ6ССе °бу-
качеств, реализация соГеменнГГн " Собс™е™о личностных
Щей, образовательной воспитатеш^пй11111 °буЧ6ИИЯ <Р**иваю-
необходимостью востр буют ™РаГю *уЛЬТуроло'ической) с но-интеллектуальных и rePL^eBTTt " °бучении Рациональна «чувствовании, вживанм в исслеГ, ^ UU,,li снованных
представлении. Гер^нТ^Г-^IZccZT'r
искусство и теория истол-
тического учения находится м, ТОР>>" В центРе герменев-
нимание человекаи мирадопо^яТ^™^ обеспе™ть по-
основанное на рацион^ьноПСснениГпе6^30"' П°ЗНаНИе' меневтика - это теопия и пг,^ Педагогическая гер-
Ции педагогическГзнаний -ТКЭ истолкования и интерирета- письменных В разно^разных
ской реальности [4] Ос и " ПреЛСТавление ° педагогиче- рефлексивное осмысление Г, °б интеРпРетации - это вечества, т.е понимание ™°ЦИОНальн°-образного опыта чело- личностных смыслов и цеьшо^тей^ Формированием
присутствует и познавател^ интерпретации
аспект, но ведущим и спени и ' «объяснительный»
ческом познании являетсяэмо2™ Механизмом » герменевти- лизация личности^ смысГ вмпп Н°е «проживание», актуа- К интерпретируемому знанию ВЬфаЖающего сношение субъекта
Щие: МОЖН° — следую-
к субъективному опытуГна^чно xvT ИНТроспек^и (обращение И ситуаций, метод п аНШШЗ текс™
на основе научных SS IЖИВОПИСИ (издание картин
стихов, пословиц, мета^Лля ииТЬЗ°ВаНИе ЦВета' менов и т.д. ме1аФор для интерпретации научных фено-
и эмоциональных
подтверждается и с врсм™,ны Г--иГ ,,сра'*Ры«"°" единстве ваниями. Сегодня психГоги в'Гп^психологическими исследо- личных стратегий мышления Ммо™™"™**™ ДВуХ раз~ человека межполушарной:ловленных существованием у активно при Решении вербГь1гГТ МОЗГа- ЛеВОе полушарие правое - при решсмии ^ с Хт "и,^?ТЧССКИХ' ЗЯДач' а зование вербатьно-логиче™ И обРазных. Исполь-
нии, основ^ных на работе м "х«ваЛЬНЫХ) МеТ°Д°В В °буче-
к притормаживанию^.р^ессГв 0^СПеГ°Г0 ПОЛушаРия> «едет шарием мозга. Это ведет ГУВе?ииЛ Ваемых правым г'олу-
но при этом игнорТр^т7яТиГоТтнГТИЧНОС™ 8 °буЧен-' Учащихся, а в результате слябп ,я? Д ' отношенческий опыт механизмы интуиции^б^е„Г5Г'?УЮТСЯ эмоци°пальные
' Философский словарь / под ред. И. Т. Фролопа. М, 1987.
мышления, основанных на функционировании правого и левого полушарий. Поэтому в обучении необходима интеграция рациональных методов (в основе которых лежат знаки, логические конструкции, операции с алгоритмами и т.д.) и герменевтических методов, культивирующих переживания, образы, отношения. Взаимодействие научно-теоретического и эмоционально-образного познания в образовательном процессе дает возможность восприятия реальности в ее противоречивости и целостности, что и обеспечивает целостность образовательного процесса, а следовательно, его саморазвитие, работу в режиме инновационное™ [3].
Третье положение. Организация деятельности в обучении основывается на единстве упорядочения и спонтанности, регламентирования и неопределенности, порядка и хаоса.
Деятельность учащихся в предмето-центристской системе планируется в четкой временной и логической последовательности этапов обучения и их содержания. Такая регламентированная деятельность решает ряд важных задач, таких как своевременное изучение программного учебного материала (что обеспечивает организационную четкость построения образовательного процесса в школе), экономия времени при овладении предметным материалом, диагностичное формирование целей, обеспечивающее технологичность и результативность обучения, эффективное (быстрое и на хорошем уровне) обучение умениям и навыкам алгоритмических действий, исполнительская дисциплина и т.д.
В русле личностно-развивающего обучения деятельность организуется в системе неопределенности. В такой «спонтанной» работе развиваются личностные качества, которые не могут быть развиты в жесткой запланированной деятельности. Свободная деятельность учащихся на занятиях может решать следующие задачи: развитие инициативы и ответственности, способности делать самостоятельный выбор, умений прогнозирования и рефлексии, организаторских умений, умения общаться и конструктивно сотрудничать с другими, выработку стремления находить личностный смысл, умения видеть и решать комплексные жизнен- но-ориентированные проблемы и т.д.
Из вышеперечисленных задач обучения, решаемых в процессе различных видов деятельности учащихся, становится очевидной необходимость организации интегративного обучения, в котором осуществляется синтез регламентированной и «спонтанной» деятельности школьников.
О связи «свободы» и порядка в обучении можно привести интересные наблюдения Л. Н.Толстого и К. Роджерса - людей, живших в разное время, в разных странах, но пришедших, по сути, к одному и тому же выводу.
В опыте работы J1. Н.Толстого в Яснополянской школе каждый ученик имел право посещать или не посещать школьные занятия,
воспринимать полностью или частично тот или иной урок, требовать замены одних уроков другими, какие их больше интересуют в данный момент. Придя в школу, ученики могли размещаться в классах так, как считали удобным для себя, заниматься большее или меньшее число часов тем или иным учебным предметом в зависимости от их заинтересованности или вовсе не заниматься каким-либо предметом, намеченным на данный день расписанием; уходить из школы раньше или позже намеченного времени. «Садятся они (дети. — Л. Г.), где кому вздумается: на лавках, столах, подоконнике, полу и кресле. <...> По расписанию до обеда значится четыре урока, а выходит иногда три или два, и иногда совсем другие предметы. Учитель начнет арифметику и перейдет к геометрии, начнет священную историю, а кончит грамматикой»1. «По моему мнению, внешний беспорядок этот полезен и незаменим»2. Он отмечал, что при ненасильственном развитии школы, чем более образовываются ученики, тем они становятся способнее к порядку, тем сильнее чувствуется ими самими потребность порядка.
Такой же феномен наблюдал и К.Роджерс: «Ни одно занятие не было свободно от пустых разговоров и траты времени, но вместе с тем, чем дольше я следил за процессом, тем больше убеждался в том, что, возможно, эти потери времени были необходимы» [8, с. 367]. Благодаря такой свободе через несколько занятий группа превращалась «в совершенно новое сплоченное единство, члены которого были способны на такие обсуждения и размышления, которые ни одна другая группа не могла ни воспроизвести, ни повторить» [8, с. 365].
На наш взгляд, Л.Толстой и К. Роджерс описывали проявление синергетических тенденций, движение саморазвивающейся системы через взаимодействие хаоса и порядка.
Картина мира в рамках классической (аристотелевской) логики — это мир, жестко связанный причинно-следственными связями. Теория самоорганизации сложноорганизованных систем (синергетика), функционирующих на основе нелинейных процессов, подводит к универсальному видению мира, раскрывает его целостность и процессуальность, позволяет дать представление о том, как из хаоса рождается упорядоченная сложность, выявляет роль коллективных взаимодействий отдельных элементов, интеграции состояний на пути устойчивого развития систем. Синергетика демонстрирует, каким образом и почему хаос может выступать в качестве созидающего начала, как из хаоса собственными силами может развиться новая организация.
[1] Толстой Л. Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Хрестоматии по истории школы и педагогики в России. — М., 1974. — С. 335.
[1] Там же. — С. 336.
Современная школа должна подготовить личность, способную к грамотному выбору решений в рамках проблемности, т.е. очень быстрого изменения обстоятельств, появления новых факторов, неоднозначности развития. Процесс выбора включает много условий его выполнения: понимание свободы как ответственности, понимание множественности подходов, видение альтернативности выполнения деятельности, «схватывание» целостности ситуации, прогнозирование последствий и т.д. Эти условия создаются в процессе организации деятельности учащихся в системе неопределенности.
Таким образом, разноплановость задач, решаемых в процессе участия школьников в упорядоченной и «свободной» деятельности, необходимость подготовки целостной личности, способной быть конструктивной (успешной, самореализующейся) в социуме, требуют интеграции «хаоса» и порядка в организации деятельности учащихся. Этот синтез противоположных по своей сути видов деятельности должен осуществляться на основе постоянной гармонизации и педагогической целесообразности, которая определяется конкретными условиями имеющейся педагогической ситуации.
Вопросы и задания
- В чем вы видите специфику интеграции по сравнению с межпредметными связями?
- Приведите пример цели интегративного урока.
- Докажите актуальность интегративного обучения.
- Определите сущность интегративного обучения.
- Назовите причины необходимости сочетания естественных и гуманитарных знаний в содержании обучения.
- Можно ли найти самый лучший универсальный метод обучения? Объясните свой ответ.
- Докажите правомерность единства в обучении коллективных и индивидуальных, творческих и репродуктивных методов обучения.
- Определите значение гармонизации в обучении рационального и эмоционально-образного видов познания.
- Выделите функции регламентированной и свободной (спонтанной) деятельности в обучении.
Литература для самостоятельной работы
- Асмолов А. Г., Кондаков A.M. Образование России от «культуры полезности» к «культуре достоинства» // Педагогика. — 2004. — № 7.
- Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. — Екатеринбург, 2004.
- Булатова О. С. Искусство современного урока. — М., 2006.
- Закирова А.Ф. Герменевтическая интерпретация педагогического знания // Педагогика. — 2004. — № 1.
- Игнатова В. А., Моисеев В. Е., Чистякова О. Б. Тенденции интеграции и дифференциации в общественном развитии и образовании // Интеграция инновационных процессов в системе российского образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Тюмень, 2007. - Ч. 1.
- Игнатова В.А. Познавательные модели постнеклассической науки и развитие идей интеграции в содержании школьного естественнонаучного образования // Там же.
- Маслоу А. Психология Бытия. — М., 1997.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.
- Формирование системного мышления в обучении. — М., 2002.