Слова Ю. Островского Музыка Е. Тиличеевой

[Не спеша. Торжественно]

Слова Ю. Островского Музыка Е. Тиличеевой - student2.ru

Стр.188

Слова Ю. Островского Музыка Е. Тиличеевой - student2.ru

Стр.189

Слова Ю. Островского Музыка Е. Тиличеевой - student2.ru

Стр.190

Слова Ю. Островского Музыка Е. Тиличеевой - student2.ru

Стр.191

Белка (отрывок)

Из оперы «Сказка о царе Салтане»

Музыка Н. Римского-Корсакова

[Умеренно]

Слова Ю. Островского Музыка Е. Тиличеевой - student2.ru

Стр.192

Слова Ю. Островского Музыка Е. Тиличеевой - student2.ru

Стр.193

Слова Ю. Островского Музыка Е. Тиличеевой - student2.ru

Обучение игре намузыкальных инструментах нельзя ограни­чить лишь разучиванием репертуара. Важно, чтобы эти занятия но­сили творческий характер.

Упражнения, в которых предлагается воспроизвести (по слуху) знакомую мелодию, проиграть ритмическую попевку на разных по высоте звуках (транспонируя), найти новый прием игры на инстру­менте, безусловно, развивают у детей самостоятельность и слуховые представления. Но важно создать также предпосылки и для собст­венных творческих проявлений ребят. Дать возможность выбирать инструменты для исполнения той или иной пьесы, побуждать их и к импровизации.

Приемы развития музыкального творчества

Детское музыкальное творчество начинается с «об­следования» звуковых возможностей инструментов. Это очень ценно, но дети часто бывают беспомощ­ны в своих поисках. Направляет эти поиски педагог, предлагая детям сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик, гремит гром и т. д. Но можно применить еще интерес­ный прием коллективного творчества на металлофонах, ксилофонах. Если заклеить ноты фа и си (IV и VII ступени) или снять плас­тинки этих звуков, чтобы дети на них не играли, то они могут им­провизировать все одновременно. Играют дети на пяти звуках (до, ре, ми, соль, ля). Получаются очень интересные гармонические сочетания, постоянно и неожиданно меняющиеся, но всегда очень мелодичные. При этом дети могут играть в любом ритме, иногда же им предлагают заданный ритм, например четвертная и две восьмые. Значение этого приема состоит не только в развитии гармо­нического слуха. Дети начинают сами импровизировать, делать первые попытки в создании «своих сочинений».

Следует особо подчеркнуть, что методика обучения игре на инструментах в детских садах должна быть более организованной и последовательной, чем это имеет место в практике. Успешность этого обучения зависит от согласованности всех форм музыкальных заня-

Стр.194

тий детей. На занятиях они получают известный объем знаний и навыков, накапливают репертуар.

Разученные песни и пьесы дети охотно, с большим удовольствием используют в своих играх, исполняют на праздниках, развлечениях Знакомство детей с новыми инструментами, выполнение ими ин­тересных заданий по выбору инструментов для исполнения тех или иных пьес и песен, приобретаемая способность оценивать (по слуху} качество своего исполнения, импровизировать, возможность участия в различных ансамблях — все это делает игру на инструментах интересной для детей и ценной для их общего музыкального развития.

Заботясь о развитии творческих проявлений детей, педагог предлагает им разнообразные задания, например оценить испол­нение знакомой мелодии, или импровизации товарищем, или свое собственное исполнение на каком-либо музыкальном инструменте; выбрать из числа предложенных музыкальный инструмент, на кото­ром можно изобразить пение птиц, шелест листьев, завывание ветра и т. д.; подобрать подходящие по тембру музыкальные инструменты на которых можно исполнить ту или иную пьесу, песню; пере­дать на барабане или бубне ритм сочиненного самим ребенком мар­ша; попытаться сочинить танцевальную мелодию и т. д.

Совершенно очевидна роль музыкального руководителя и воспи­тателя. Они должны не только владеть методикой руководства за­нятиями, но и уметь свободно играть на детских музыкальных инструментах, знать устройство и приемы игры на них.

Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная дея­тельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют укра­сить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собствен­ному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо фор­мируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организо­ванность.

Наши рекомендации