Образец анализа школы-комплекса Н.П. Гузика
1. Идея школы и ее научное образование.
Развитие природных задатков детей. Идея школы обосновывается с позиции ведущей педагогической теории развития личности – наследственность как фактор развития личности.
Осмысление идеи школы убеждает, что принцип природосообразности в воспитании является ведущим принципом реализации идеи.
2. Ориентирование школы на развитие личности ребенка. В самом тексте школы находим:
· развитие детей осуществляется в соответствии с их собственным темпом обучения, с учетом направленности личности школьника;
· физическое развитие (проводится в школе спортивный час на воздухе, ритмическая гимнастика);
· возможен выбор обучения уже в начальной школе по различным программам;
· развитие осуществляется в соприкосновении с реальными предметами;
· успешное развитие осуществляется путем чередования различных видов деятельности;
· в школе есть программы развития детей и их обучения;
· в школе осуществляется развитие важнейших мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование и др.);
· развивается гимнастика памяти и логика мышления;
· развитие детей осуществляется с помощью дифференцированных заданий (репродуктивные, частично-творческие, творческие);
· школа обеспечивает усвоение базового образования, как основы развития;
· обучение ведется по пяти профилям, один из которых школьник может выбрать самостоятельно;
· профили можно менять.
3. Назовите приоритетные системообразующие виды деятельности.
В младшем школьном возрасте игра является системообразующей деятельностью.
В старшем школьном возрасте – модульное обучение. Урок представлен системой блоков, характеризующих степень усвоения содержания обучения (разбор учебного материала, его фронтальная проработка, внутрипредметное обобщение, систематизация фактического материала, межпредметное обобщение, систематизация знаний).
4. В чем вы видите взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем?
В учебно-воспитательном процессе происходит сочетание внеклассной и внешкольной работы с учебным процессом.
Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается выполнением комплексной программы воспитания, которая сориентирована на деятельность ребят.
5. В каких формах осуществляется межвозрастное сотрудничество?
Сотрудничество учителей и детей в игровых павильонах в параллельных классах (бригада из учителей и детей составляет разработку урока-игры). Урок в системе блоков.
Сдача зачета по теме индивидуальной программы. Индивидуальные консультации. Сотрудничество детей в профильном обучении.
Предметная кафедра (сотрудничество учителей одного профиля).
Моделирование индивидуальной программы творческого типа.
Кооперация труда учителя. Объединение всех вспомогательных учебных подразделений в школу-комплекс.
6. Каковы связи школы с окружающей средой.
Школа постоянно изменяет учебно-воспитательный процесс в связи с изменяющимися социальными условиями.
Процесс развития детей происходит в соприкосновении с явлениями окружающей среды. Школа-комплекс включает в себя образовательную школу, школу искусств, спортивную школу, базовое предприятие, учреждения культуры, ДОСААФ. Школа ориентирована на обслуживание населения.
ЗАНЯТИЕ 6. Методика постановки воспитательных задач и планирования работы в классе
1. Проанализируйте основной раздел плана работы классного руководителя. Соответствует ли запланированная работа по содержанию и формам поставленным задачам? Аргументируйте свое мнение с помощью примеров из плана. Попытайтесь для каждой задачи (воспитательной цели) найти в плане соответствующие пути ее решения.
2. Приведите количественный анализ всех форм работы, включенных в предложенный вам план. Сколько всего запланировано разных форм? Сколько из них словесного характера, предметно-практических, развлекательных, познавательно-творческих и т.п.? Оцените их соотношение с точки зрения педагогической целесообразности и современных требований, предъявляемых к организации воспитательного процесса.
3. При анализе предложенного вам плана воспитательной работы подумайте над такими вопросами:
· какие из запланированных дел кажутся вам наиболее привлекательными для ребят? Почему?
· какие дела вызвали интерес у вас лично?
· какие дела, с вашей точки зрения, обладают наибольшими воспитательными возможностями? Почему?
· в каких делах, вам кажется, наилучшим образом могут проявиться индивидуальные особенности ребят? Почему?
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
в 1 «Б» классе школы-лаборатории № 18 г. Пскова на I полугодие 1999/2000 учебного года (классный руководитель – учитель начальных классов Н.В. Чернушевич)