Индивидуальные стили педагогической деятельности

№ п/п Стиль Содержательные характеристики Динамические характеристики Результативные характеристики
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) 1) преимущественная ориентация учителя на процесс обучения; 2) недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса; 3) высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения; 4) интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке. 1) гибкость (учитель быстро реагирует на изменение ситуации, быстро переключается с одного вида работы на другой, часто изменяет первоначальный план урока); 2) импульсивность (учитель часто импровизирует на уроке, многое делает аффективно); 3) повышенная чувствительность, что обусловливает чрезмерную зависимость от ситуации на уроке. 4) чуткость и проницательность по отношению к учащимся; 5) наличие личностной тревожности (учителя характеризуют эмоциональная напряженность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам); 6) гибкость и импульсивность. 1) неоднородность уровня знаний учащихся; 2) непрочные знания, недостаточно сформированные навыки учения; 3) интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность.    
Эмоционально-методичный стиль (ЭМС)     1) ориентация на процесс и результаты обучения; 2) адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, 3) высокая оперативность, часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения. 4) некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. 1) гибкость (учитель быстро реагирует на изменение ситуации, быстро переключается с одного вида работы на другой, часто изменяет первоначальный план урока); 2) импульсивность (учитель часто импровизирует на уроке, многое делает аффективно) 3) чувствительность (неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации на уроке: поведение учителя в большой степени зависит от ситуации, возникающей на уроке, настроения и подготовленности всего класса и отдельных учащихся); 4) чуткость и проницательность по отношению к учащимся; 5) наличие личностной тревожности (учителя характеризуют эмоциональная напряженность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам) 1) прочные знания и высокая познавательная активность; 2) сформированные навыки учения; 3) интерес к изучаемому предмету.  
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). 1) преимущественная ориентация учителя на процесс и результаты обучения; 2) адекватное планирование учебно-воспитательного процесса; 3) достаточная оперативность (но по сравнению с эмоциональными стилями отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения 4) сочетание интуитивности и рефлексивности.   1) традиционность (учитель с трудом приспосабливается к изменяющейся ситуации, строго придерживается заранее составленного плана урока); 2) осторожность (учитель заранее продумывает свои действия, тщательно анализирует их результат); 3) сниженная чувствительность, обусловливающая меньшую зависимость от ситуации на уроке; 4) сдержанность. 1) внимание к уровню знаний всех учеников; 2) прочные знания и сформированные навыки учения; 3) интерес к изучаемому предмету.
Рассуждающе-методичный стиль (РМС). 1) преимущественная ориентация учителя на результаты обучения; 2) адекватное планирование учебно-воспитательного процесса; 3) консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности; 4) рефлексивность; 5) высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). 1) традиционность (учитель с трудом приспосабливается к изменяющейся ситуации, строго придерживается заранее составленного плана урока); 2) осторожность (учитель заранее продумывает свои действия, тщательно анализирует их результат); 3) сниженная чувствительность, обусловливающая меньшую зависимость от ситуации на уроке; 4) нестабильное эмоциональное отношение к учащимся. 1) неоднородность уровня знаний учащихся; 2) неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету; 3) сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету.

Наши рекомендации