Глава 3. УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ. Статья 20. Виды уголовного преследования
Статья 20. Виды уголовного преследования
Комментарий к статье 20
1. Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения (прокурором, следователем, руководителем следственного органа, дознавателем, начальником подразделения дознания, частным обвинителем, потерпевшим, его законным представителем и представителем, гражданским истцом и его представителем) в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
2. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает три самостоятельных вида уголовного преследования: публичное, частно-публичное и частное. В качестве самостоятельных подвидов уголовного преследования можно рассматривать привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации (см. комментарии к ст. 23) и привлечение к уголовной ответственности по делам о налоговых преступлениях, которые возбуждаются не иначе как по материалам, направленным налоговыми органами (ч. 1.1 ст. 140 УПК).
3. В комментируемой статье нашел отражение принцип диспозитивности уголовного судопроизводства. Диспозитивность - право потерпевшего распорядиться своим правом на уголовное преследование лица, виновного в совершении преступления, причинившего потерпевшему физический, имущественный и моральный вред. Этот принцип означает, что лицу, потерпевшему от преступления, предоставляется возможность самостоятельно решить, насколько серьезно затронуты его интересы, необходимо ли привлекать виновное лицо к уголовной ответственности. Также диспозитивность предполагает, что интересы отдельной личности, потерпевшей от преступления, ставятся выше, чем публичный интерес привлечения лиц, совершивших преступления, к уголовной ответственности и их наказания. В соответствии с положением о диспозитивности не иначе как по жалобе потерпевших возбуждаются уголовные дела частного и частно-публичного обвинения.
4. Дела частно-публичного обвинения - дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131 (изнасилование, совершенное без отягчающих обстоятельств); ч. 1 ст. 136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, совершенное без отягчающих обстоятельств); ч. 1 ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное без отягчающих обстоятельств); ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, совершенное без отягчающих обстоятельств); ч. 1 ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища, совершенное без отягчающих обстоятельств); ст. 145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет); ч. 1 ст. 146 (нарушение авторских и смежных прав, совершенное без отягчающих обстоятельств); ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав, совершенное без отягчающих обстоятельств) УК. Они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Исключение составляет правило, предусмотренное ст. 25 УПК: суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (см. комментарии к ст. 25). Производство по таким делам осуществляется в общем порядке, предусмотренном уголовно-процессуальном законодательством.
Статья 21. Обязанность осуществления уголовного преследования
Комментарий к статье 21
1. Данная статья посвящена публичности уголовного судопроизводства. Публичный характер уголовного судопроизводства заключается в том, что уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляется от имени государства уполномоченными на то должностными лицами - прокурором, следователем и дознавателем. Их обязанности состоят в том, что прокурор, следователь и дознаватель в пределах своей компетенции должны принимать все предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
2. В отличие от аналогичной ст. 3 УПК РСФСР, указывавшей в том числе на суд как орган, обязанный в пределах своей компетенции возбуждать уголовные дела и раскрывать преступления, УПК исключает суд из числа органов, осуществляющих уголовное преследование. Не указывается в комментируемой статье и обязанность прокурора, следователя и дознавателя принимать меры к наказанию лиц, виновных в совершении преступления, поскольку признать лицо виновным в совершении преступления и назначить за него наказание вправе только суд, а он к числу органов, осуществляющих уголовное преследование, не относится.
3. Публичный характер уголовного судопроизводства в соответствии с комментируемой статьей заключается также в том, что прокурор в ряде случаев уполномочен осуществлять уголовное преследование по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения независимо от волеизъявления потерпевшего. Эти случаи обусловлены определенными условиями, характеризующими состояние потерпевшего: совершение преступления в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В данном случае осуществление уголовного преследования по делам частного и частно-публичного обвинения прокурором не противоречит задачам уголовного судопроизводства, его не следует рассматривать как проявление приоритета государственных интересов над частными в уголовном процессе. Речь идет о защите прокурором охраняемых законом интересов потерпевшего, который, находясь в беспомощном состоянии или по иным причинам, не может самостоятельно реализовать свои права. Прокурор в данном случае отстаивает от имени государства интересы лица, нуждающегося в дополнительной защите со стороны государства.
4. Обязанности по установлению события преступления, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, возлагаемые на прокурора, следователя и дознавателя, могут исполняться ими надлежащим образом только в том случае, если данные лица будут обладать рядом властных полномочий. Правовое положение прокурора, следователя, дознавателя регламентированы ст. ст. 37, 38, 41 УПК (см. комментарии к данным статьям). Кроме того, закон устанавливает, что требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Статья 22. Право потерпевшего на участие в уголовном преследовании
Комментарий к статье 22
1. Потерпевший, являясь лицом, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, и выступая на стороне обвинения, наделяется правом участия в уголовном преследовании. Содержание уголовного преследования заключается в процессуальной деятельности по установлению события преступления и изобличению лиц, виновных в совершении преступления.
2. Законодатель предоставляет право участвовать в уголовном преследовании не только потерпевшему, но и лицам, которые действуют от его имени (представителям) или в силу закона представляют его интересы (законные представители).
3. Участие потерпевшего в уголовном преследовании обвиняемого не ограничивается делами частного и частно-публичного обвинения, которые возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, в соответствии с комментируемой статьей оно возможно по любому уголовному делу.
4. Осуществление потерпевшим, его представителем и законными представителями уголовного преследования реализуется в рамках уголовно-процессуальных отношений и в пределах полномочий, предоставленных для этого данным участникам процесса. Права и обязанности потерпевшего и его представителей регламентированы ст. ст. 42 и 45 настоящего Кодекса (см. комментарии к данным статьям).
5. Наибольший объем полномочий потерпевший приобретает по делам частного обвинения. По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ч. 1 ст. 129 (клевета без отягчающих обстоятельств) и ст. 130 (оскорбление) УК, потерпевший выдвигает и поддерживает обвинение в порядке, который предусмотрен уголовно-процессуальным законом. Подавая заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, который установлен ст. 318 УПК, потерпевший (его представитель, законный представитель) становится частным обвинителем и в связи с приобретением этого процессуального статуса наделяется дополнительными правами, предусмотренными ч. ч. 4 - 6 ст. 246 УПК (см. комментарии к данным статьям).
Статья 23. Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации
Комментарий к статье 23
1. В комментируемой статье отражен принцип диспозитивности уголовного преследования. По содержанию эта статья сходна с ч. 3 ст. 20 УПК, регламентирующей порядок привлечения к уголовному преследованию по делам частно-публичного обвинения. По существу привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации представляет собой специфическую разновидность частно-публичного порядка уголовного преследования, поскольку возбуждение уголовного дела зависит от волеизъявления лица, пострадавшего от преступных действий, производство по таким делам осуществляется в общем порядке, подобные дела прекращению в случае примирения сторон не подлежат. Однако уголовное преследование, осуществляемое в порядке ст. 23 УПК, отличается от общего порядка частно-публичного обвинения по ряду признаков. Во-первых, основанием для привлечения к уголовному преследованию в соответствии со ст. 23 УПК выступает наличие определенных условий, отсутствие которых означает необходимость применения публичного порядка уголовного преследования. В качестве таких условий выступают причинение преступлением вреда интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и отсутствие причинения вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, государства или общества. Во-вторых, поводом для привлечения к уголовному преследованию в соответствии со ст. 23 УПК является выраженная воля лишь юридического, но не физического лица, причем речь идет о строго определенных видах юридического лица - коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием. В-третьих, волеизъявление юридического лица о привлечении лица к уголовному преследованию может выражаться не только заявлением его руководителя (аналогично заявлению потерпевшего о возбуждении уголовного дела в порядке частно-публичного обвинения), но и согласием последнего на возбуждение уголовного дела компетентными государственными органами. В-четвертых, привлечение к уголовному преследованию в порядке ст. 23 УПК отличается от частно-публичного обвинения различным кругом дел о преступлениях, предусмотренных УК. В-пятых, в отличие от дел частно-публичного обвинения, которые в исключительных случаях могут быть возбуждены прокурором и при отсутствии заявления потерпевшего, в том числе при отсутствии выраженной воли потерпевшего (если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами), привлечение к уголовному преследованию в порядке комментируемой статьи возможно лишь при наличии выраженной воли руководителя соответствующей организации.
2. В порядке комментируемой статьи могут возбуждаться уголовные дела о преступлениях, предусмотренных гл. 23 УК (преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях). К числу таких преступлений в силу УК относятся злоупотребление полномочиями (ст. 201), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202), превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203), коммерческий подкуп (ст. 204), если деяния, предусмотренные данными статьями, причинили вред интересам исключительно коммерческой либо иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинили вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, государства или общества.
3. Расширение диспозитивности уголовного преследования за счет вышеуказанных категорий дел при соблюдении предусмотренных законом условий подчинено задаче минимизации вмешательства государства в экономическую и общественную деятельность, предполагающей самостоятельность предприятий, учреждений, организаций в выборе методов и средств защиты собственных прав и законных интересов (включающих в том числе методы уголовно-правового характера). Это подчеркивается и невозможностью прокурора возбудить уголовное дело о преступлении, предусмотренном гл. 23 УК при наличии условий, регламентированных ст. 23 УПК, при отсутствии выраженной воли руководителя коммерческой или иной организации.
4. Потерпевшей по таким делам в соответствии с ч. 1 ст. 42 УПК, предусматривающей возможность признания потерпевшим по уголовному делу как физического, так и юридического лица, должна быть признана коммерческая или иная организация, которая не является государственным либо муниципальным предприятием и имуществу и деловой репутации которой преступлением причинен вред.
5. Производство по уголовным делам, возбуждаемым в силу ст. 23 УПК, осуществляется в общем порядке. Такие дела в случае примирения потерпевшего с обвиняемым прекращению не подлежат. Однако согласно ст. 25 УПК суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления руководителя коммерческой или иной организации, признанной потерпевшей, либо иного лица, выступающего в качестве представителя потерпевшего, прекратить уголовное дело в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.