Типизация детей с проблемами.
Воспитание и обучение детей с проблемами
В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения.
Эти отклонения (девиации) проявляются в:
§ школьной неуспеваемости детей;
§ отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу;
§ недисциплинированности;
§ невыполнении общественных норм поведения;
§ нарушении прав окружающих людей;
§ конфликтности; высокой тревожности;
§ наличии нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, грубости;
§ гиперактивности (пассивности);
§ немотивированной агрессии, жестокости;
§ употреблении алкоголя и наркотических веществ;
§ правонарушениях.
Причины отклонений.
Проблемы в развитии возникают под влиянием трёх групп факторов:
1. биогенных (неблагоприятная наследственность, родовые травмы, перенесённые болезни);
2. психогенных (противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием (возрастные кризисы 3, 7, 13, 17 лет), между уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения, между приобретёнными знаниями и возрастными особенностями и т.д.);
3. социогенных, в числе которых следует отметить:
§ экономическое неблагополучие семьи;
§ безнадзорность в семье (лишний ребёнок);
§ отрицательный пример родителей (нет дружбы, общения);
§ чрезмерная любовь к детям (ребёнок — кумир);
§ авторитарное воспитание в семье (принуждения, обиды);
§ отсутствие трудового воспитания в семье (освобождённость от домашнего труда);
§ влияние средств массовой информации;
§ участие в неформальных объединениях молодёжи;
§ отсутствие доверительных отношений учителей с учениками;
§ перегрузка в школе;
§ слабая база для проведения досуга по месту жительства и др.
Типизация детей с проблемами.
С психолого-педагогических позиций можно выделить пять основных групп детей с проблемами:
С вредными пристрастиями и склонностями
С антисоциальными проявления-Правонарушители
1. дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, т.е. с глубокой патологией физического и/или психического развития (с ограничением движения, недостатками зрения, слуха, умственным отставанием); для них существуют специальные учреждения — детские дома, интернаты;
2. дети с задержкой психического развития (ЗПР) — для них существуют коррекционные учреждения или группы (классы) выравнивания, в которых осуществляется коррекция развития;
3. дети с педагогический и/или социальной запущенностью, состоящие в основном контингентс учебно-воспитательных учреждений как «трудные», трудновоспитуемые и труднообучаемые (компенсирующая педагогика);
4. дети с нарушением социальных связей и отношений, социально дезадаптированные, характеризующиеся отчуждением от семьи или школы, асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям;
5. дети «зоны риска»- имеют неглубокие, непатологические, неярко выраженные пограничные отклонения психики или личностные психологические особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения эмоционально-волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу этого они предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании; для детей «зоны риска» применим только индивидуальный подход, основанный на углублённой психолого-педагогической диагностике и коррекции, но чаще всего группа риска не выделяется из общей массы учащихся.
Социально-педагогические признаки определяют следующие группы детей с проблемами:
§ неуспевающие (труднообучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые); б) сверхактивные и сверхпассивные;
§ с нарушениями в сфере общения (конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство);
§ с вредными пристрастиями (употребляющие алкоголь, табак, наркотики) и склонностями (к воровству, аморальным поступкам);
§ с антисоциальными проявлениями;
§ правонарушители.
Технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательно-воспитательных учреждениях (д/сады, школы, УДО, спецучреждения) интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Их общая характеристика может быть представлена обобщённой технологией (метатехнологией) развития, обучения и воспитания детей с проблемами.