Лексико-грамматические игры и упражнения. муха, муравей, грач, пчела; стрекоза, жук, гусеница, собака;
• «Четвертый лишний»:
муха, муравей, грач, пчела; стрекоза, жук, гусеница, собака;
комар, кузнечик, бабочка, белка и т.д.
• «Куда спрятались насекомые?» Употребление предлога под.
На доске картинка, на которой изображена поляна.
Логопед. Все насекомые спрятались. Давайте попробуем отыскать их.
Жук спрятался под грибок. Бабочка спряталась под цветок и т.д. (под мухомор, под веточку, под листок, под травинку).
• «Назови ласково»
бабочка желтень..; бабочка белень..;
муравей чернень..; комар серень..
божья коровка краснень..; жук синень..;
кузнечик зеленень..; оса полосотень…
Развитие связной речи
• «Сороконожка». Составление рассказа по опорным предметным картинкам:
«Жила-была сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко. А на улице дождь идет. Стала сороконожка надевать га-лошки. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко.
Стала сороконожка галоши снимать. Пока все сняла, пошел снег.
Решила сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась.
С тех пор сороконожка босиком ходит».
Психоречевая гимнастика
• «Отпрыгай слова». Слоговой анализ слов: гусеница, кузнечики, муравейник, сороконожка.
• Отхлопать каждый слог скороговорки:
Слишком много ножек у сороконожек.
•Речевая подвижная игра «Стрекоза». Импровизация движений:
Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!
•Считалка «Сверчок». На каждую строчку считалки —четыре удара мяча об пол:
Жил за печкою сверчок,
Каблучками чок да чок,
Но сломался каблучок,
И за печкою — молчок.
Уточнение артикуляции и произношения звука [л]
•Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий, (зубной).
Выделение звука [л] из ряда слов: лампа, лак, лук, лужа, ложка, лыжи.
• «Мы учим звук Л». Логопед размещает картинки на игровом поле в три ряда. Дети проговаривают картинки и определяют место звука [л] в словах.
Мы учим звук Л: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.
• «Отгадай слово»: пена.., сто.., бока.., сту.., ходи.., чита.., сиде.., пойма.., купа.., пе.., ду.., коте.., хоте.., футбо.., заби.., копа.., писа...
• Звуковой анализ слов с помощью графических схем: лук, вол, стол, волк.
• «Что около ?» На доске или столе предметные картинки, например: весло, лодка, палатка.
Логопед спрашивает: «Что около лодки (палатки, весла)?»
Ребенок отвечает: «Около лодки весло и палатка» и т.д.
•«Какой звук в словах поется?»: стул, стол, стал, стыл.
Логопед просит детей повторить слова без остановки.
• Слоговой анализ родственных слов: пол — полка — полочка.
• «Повтори слова парами»:
палка — полка;
шпала — школа;
белка — булка;
клубок — каблук;
скала — спала;
лодка — ложка;
Тематический цикл «Хлеб»
(двадцать девятая неделя)
Дети должны усвоить:как делают хлеб и хлебобулочные изделия; кто их выпекает.
Лексический материал:батон, буханка, бублик, кекс, булка; зерно, колосья; мука, пекарь, хлебозавод, комбайн; пашет, сеет, и т. д.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Назови ласково»:
хлеб — хлебушек;
буханка — буханочка;
блин — блинчик;
сушка — сушечка;
кекс — кексик и т.д.
• «Составь предложение». Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам: повар — блины, пирожки —духовка, магазин —хлеб, Маша —булочка и т.д.
• «Чем угостишь ?» У каждого на столе картинка с изображением какого-либо хлебобулочного изделия. Логопед спрашивает каждого ребенка: «Чем угостишь Таню?» Ребенок отвечает: «Таню угощу бубликом» и т.д.
Развитие связной речи
Драматизация сказки «Колобок», Используются фланеле-граф и опорные картинки.
Психоречевая гимнастика
• «Четвертый лишний»:
батон — буханка — масло — булка;
кекс — кефир — пирожное — торт.
• Считалка. На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Наш сластена очень рад,
Семь пирожных съел подряд.
• Скороговорка. На каждое слово скороговорки подняться на носки и опуститься на пятки.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
Уточнение артикуляции и произношения звука [р]
• Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий; произносится кончиком языка —язык «пляшет» вверху).
• «Повтори чистоговорку»:
Ра-ра, ра-ра, ра-ра,
Звук Р учить пора.
• Выделение звука [р] из ряда слов: рак, радио, ракушка, хор, сор, двор, арка, ура.
• «Хлопни в ладоши». Логопед произносит слова: лак, рак, лампа, радио, лукошко, ракушка, ягода, хор, яма, ура. Услышав слово со звуком [р], дети должны хлопнуть в ладоши.
• «Мы со звуком Р играем». Логопед размещает на игровом поле в четыре ряда картинки. Дети называют картинки и определяют место звука [р] в словах.
Мы со звуком Р играем
И картинки подбираем:
Карандаш, топор, брусника,
Кукуруза, сыр, черника,
Крот, крыжовник, муравей,
Груша, зубр, воробей.
• « Четвертый лишний»:
хор — вор — бор — гол;
топор — забор — мотор — футбол;
лама — рама — мама — дама.
• «Составь слово». Несколько человек по очереди произносят слоги, остальные дети угадывают получившееся слово: ру-ка, ра-бо-та, у-рок, за-бор.
• Звуковой анализ и составление графической схемы слова рак.
• «Угадай слово». Логопед произносит пары слов: краска — каска, ранец —танец, хобот —робот, нога —рога, рука —мука, корка — кошка, ложки — рожки, город — голод, паста — парта, рычать — мычать. Дети выбирают слова со звуком [р] и называют их.
• Составление рассказа «Рая и Рома» по опорным предметным картинкам:
«Это Рая. Это Рома. У них игрушки. У Раи пирамида. У Ромы ракета. Рома и Рая играют».
Тематический цикл «Лето»
(тридцатая неделя)
Дети должны усвоить:когда наступает лето, его признаки; летние забавы детей.
Лексический материал:лето, жара, солнце, трава, деревья, лес, грибы, ягоды, речка, море, удочка; печет, загорать, плескаться и т.д.